Конспект урока по географии 6 класс "Почва"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Багрянова Екатерина Сергеевна

Конспект урока по географии 6 класс "Почва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass._pochva.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 7 классе

Тема урока. «Почва»

Тип урока: изучение нового материала

Технология урока: технология проблемного обучения

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

Задачи:

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, дополнительной литературой.

Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы

Планируемые   результаты.

Личностные:

  1. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
  2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.
  3. Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы.

Предметные:

  1.  Уметь определять состав и свойства почвы;
  2. Уметь использовать и составлять таблицы для представления географической информации.

Метапредметные:

  1. уметь определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
  2. продолжить формировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
  3. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  4. развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  5. формировать умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Основные термины, понятия: почва, плодородие, гумус, перегной, почвоведение, В.В.Докучаев

Оборудование: учебники, тетради, простые карандаши, ручки, линейки, медиапроектор, компьютер, электронная презентация, образцы почвы,  прозрачные стаканы с водой,  палочки,  стекло лабораторное.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Вы готовы? Тогда начинаем урок!

2. Актуализация знаний. Мотивация. Цель урока      

        Рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин, Е.Сегал)

«Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок».

                                              Правильно, почва.

Вот о почве мы сегодня и поговорим на уроке

Она, что тарелка, что положишь, то и возьмёшь.

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.

- А что бы вы хотели узнать о почве ещё?

Цель урока: изучить о почве, ее составе, строении, типах почв и охране.

- Какие задачи мы поставим перед собой для достижения цели?

Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которым предстоит изучить почву.

3. Открытие нового знания

*Прежде всего давайте ответим на вопрос, что же такое почва?

Сам раб с текстом стр 253 учебника, запись

Почва – это верхний слой земной коры, обладающий плодородием и возникающий в результате совместного воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на литосферу.

- Молодцы!

- Так что же такое почва? Без чего не может образоваться почва? (сделать подсказку на схеме)

(климат, воды, рельеф, человек, горные породы, животные, растения, время).  Русским ученым В.В. Докучаевым была создана наука почвоведение.

- Запишите определение в тетрадь.

- Молодцы!

- А, теперь, уважаемые младшие научные сотрудники, вам предстоит изучить свойства почвы. У вас на столах необходимое оборудование. Помните об инструкциях при работе в лаборатории.

 - будьте внимательны

-четко выполняйте указания

-будьте наблюдательны

-аккуратно работайте

- сделайте вывод об открытии.

Исследуем свойства почвы.                          

- По инструкциям, лежащим на ваших партах, вам необходимо провести опыты, записать в тетради выводы и рассказать о них.

Используйте  ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.                                            

Опыт№1.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави ее к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ответ: Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на нее немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на бумаге осталось мокрое пятно. Значит, в почве есть вода.

Опыт№2.

1.Возьми стакан с водой.

2. Брось в него комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.

Опыт№3.

1. Возьмите стакан с водой и с почвой.

2. Что видите на дне стакана?

3. Рассмотрите внимательно муть.

4. Попробуйте сделать вывод,                                

Ответ: Мы рассмотрели почву и увидели песок, глину, остатки живых организмов, мусор. В почве есть воздух, вода, песок, глина, корешки, части насекомых, мусор.

 Итак, какой мы сделаем вывод?

Опыты закончили.

Послушаем, какие выводы сделали наши эксперты.

Заполнение схемы «Состав почвы».

Состав почвы: воздух, песок, глина, остатки растений и животных, вода, живые организмы, минеральные соли.

Твердая

жидкая

газообразная

Горные породы, песчаные, глинистые частицы, перегной, корни, остатки,  животные

 Вода, мин соли

воздух

Ребята, а какими свойствами обладает почва.

- Возьмите почву в руку. Что можно с ней сделать? Размять. Значит она….сыпучая, рыхлая (запишите в таблицу)

- Возьмите колбу с воронкой, насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что происходит? Пропускает воду – водопроницаемость.

-Чтобы определить следующее свойство, привлечем ваш жизненный опыт. Что происходит с почвой в жаркий летний день (нагревается).

- А зимой? (охлаждается).

Ещё раз вспомните определение «почвы».

В определении прозвучало слово плодородие. Это важнейшее свойство почвы – рождать плоды. Вспомните начало урока: посеешь мешок зерна, соберешь – двадцать.

Свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие

- От чего зависит плодородие? (с.255 учебник)

Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород.

Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.

Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий.

Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно дождевые черви в этом процессе играют большую роль,

А кто из вас может сказать, какие  почвы являются самыми  плодородными?

Правильно. А сформировались они в степной зоне.

Какой вы себе представляете степь?              

Степь – это царство типчака, ковыля и других засухоустойчивых растений. Как густо они покрывают почву! И здесь самые богатые почвы. Это знаменитые черноземы, которые В.В.Докучаев назвал «царь почв». Впервые о почве, как об особом теле природы, заговорил Василий Васильевич Докучаев, известный геолог. Особое внимание  уделял исследованию чернозема. Он составил программу исследования русского чернозема. Комиссия одобрила план исследований,  и поручила ему само исследование. Результатом исследований  стал научный труд "Русский чернозем". За данную работу Докучаев был удостоен Петербургским университетом степени доктора, от Академии наук – полную  Макарьевскую  премию.  С 1899 по его инициативе стал издаваться первый в мире журнал "Почвоведение". По инициативе Докучаева созданы краеведческие музеи в Нижнем Новгороде и Полтаве, обоснована необходимость создания музеев при местных отделениях Петербургского общества естествоиспытателей.

Как вы думаете в нашей местности плодородная почва?

- По-вашему, плодородие бесконечно?

О чем говорят эти цифры:

За 200-250 лет образуется слой почвы около 1 см. за 5-6 тыс.лет слой почвы 20 см. (почва образуется медленно)

Как сохранить плодородие почвы?

Физкультминутка.

Снятие утомления через физические упражнения.

 

 Вот мы руки развели

Словно удивились

И матушке земле

 В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже не ленись.

Земле поклонись и улыбнись

Состав почвы. Рассмотрите рис. в учебнике на с. 202

что изображено?

где расположен плодородный слой?

как вы догадались?

далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.

В почве выделяется несколько горизонтов, которые напоминают слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.

Сравните строение подзолистой почвы и чернозёмной. Найдите сходства и различия.

в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

Закрепление. Выполнить тест. В тесте 10 заданий, в каждом необходимо выбрать один правильный ответ.

Критерии оценивания

1. Менее 4 баллов - оценка “2”.

2. 4-6 баллов - оценка “3”.

3. 7-8 баллов - оценка “4”.

4. 8-10 баллов - оценка “5.

  1. Почву можно отнести к …

а) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются;

г) только к неживой природе.

  1. Почва – это …

а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

б) пучки трав, небольшие кусты;

в) слой земли;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

  1. Почва состоит …

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей.

  1. Один сантиметр почвы в природе образуется за …

а) 100-150 лет

б) 250-300 лет;

в) 5-10 лет;

г) 1-2 года.

  1. Главное свойство почвы – это …

а) плодородие;

б) содержание влаги в почве;

в) водопроницаемость;

г) способность удерживать влагу.

  1. На плодородие почвы влияет…

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины;

г) наличие остатков растений и мелких животных.

  1. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

а) песок;

б) глина;

в) перегной;

г) ил.

  1. Остатки погибших растений и животных превращаются в перегной благодаря…

а) животным, обитающим в почве;

б) воде и воздуху, содержащимся в почве;

в) бактериям, живущим в почве;

г) воздуху, содержащемуся в почве.

  1. Растения из почвы получают…

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, питательные вещества;

в) остатки растений и животных;

г) питательные вещества.

  1. В почве обитают живые существа: …

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) кроты, медведи, дождевые черви;

г) дождевые черви, кроты, медведки.

Ответы: 1в 2а 3в 4б 5а 6а 7в 8в 9б 10г

Итоги. Рефлексия

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем?

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 200 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

- Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

- Какие получили результаты?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке хорошо получалось?

Что было трудно?

– Спасибо за урок!

Домашнее/Задание: пар 59,; вопросы и задания к  пар.. Составить памятку «Как защитить почву».

Лаборатория «Состав почвы»

        Используйте ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.                                            

Опыт №1

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави ее к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ответ: Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на нее немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на бумаге осталось

Опыт №2

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось в него комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят

Опыт №3

1. Возьмите стакан с водой и с почвой.

2. Что видите на дне стакана?

3. Рассмотрите внимательно муть.

4. Попробуйте сделать вывод,                                

Ответ: Мы рассмотрели почву и увидели

Общий вывод:

Тест 7 класс по теме «Почва»

В тесте 10 заданий, в каждом необходимо выбрать один правильный ответ.

Критерии оценивания

1. Менее 4 баллов - оценка “2”.

2. 4-6 баллов - оценка “3”.

3. 7-8 баллов - оценка “4”.

4. 8-10 баллов - оценка “5.

1. Почву можно отнести к …

а) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются;

г) только к неживой природе.

2. Почва – это …

а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

б) пучки трав, небольшие кусты;

в) слой земли;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

3. Почва состоит …

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей.

4. Один сантиметр почвы в природе образуется за …

а) 100-150 лет

б) 250-300 лет;

в) 5-10 лет;

г) 1-2 года.

5. Главное свойство почвы – это …

а) плодородие;

б) содержание влаги в почве;

в) водопроницаемость;

г) способность удерживать влагу.

6. На плодородие почвы влияет…

а) наличие в почве перегноя;

б) наличие в почве воды;

в) наличие в почве песка и глины;

г) наличие остатков растений и мелких животных.

7. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

а) песок;

б) глина;

в) перегной;

г) ил.

8. Остатки погибших растений и животных превращаются в перегной благодаря…

а) животным, обитающим в почве;

б) воде и воздуху, содержащимся в почве;

в) бактериям, живущим в почве;

г) воздуху, содержащемуся в почве.

9. Растения из почвы получают…

а) перегной, песок, глину;

б) воздух, воду, питательные вещества;

в) остатки растений и животных;

г) питательные вещества.

10. В почве обитают живые существа: …

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) кроты, медведи, дождевые черви;

г) дождевые черви, кроты, медведки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...