Методическая разработка урока по теме "Ледники" 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Цели урока: Сформировать понятия «Ледник», «снеговая линия», «айсберг»; изучить особенности формирования ледников, их виды, значение. Расширить знания о ледниках. Продолжать формировать представления о целостности гидросферы. Оборудование: Настенная физическая карта мира, атласы, презентация «Ледники»; учебные фильмы: «Покровные ледники», «Горный ледник», «Айсберги»  Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass_po_teme_ledniki.rar1.61 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   Урок  по теме «Ледники» 6 класс.

Тема урока:  «Ледники»

Цели урока:

Сформировать понятия «Ледник», «снеговая линия», «айсберг»; изучить особенности формирования ледников, их виды, значение. Расширить знания о ледниках. Продолжать формировать представления о целостности гидросферы.

Оборудование:

Настенная физическая карта мира, атласы, презентация «Ледники»; учебные фильмы: «Покровные ледники», «Горный ледник», «Айсберги»    

Тип урока:

урок первичного предъявления новых знаний

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

План.

1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач

2. Выполнение заданий по теме «Озера» (домашнее задание)

а) Индивидуальное задание у доски

б) Индивидуальная работа по карточкам-заданиям

3. Изучение нового материала с решение задачи и просмотр учебного фильма

- Ледники

- Айсберги

4. Фронтальный опрос по новой теме

 5. Опережающее задание. Сообщения учащихся «Движение ледника»,   «Ледник Федченко»

6. Д.задание: репродуктивного, конструктивного и творческого уровней

7. Подведение итогов

1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач

Учитель:

Объявляет тему, цели и задачи урока. Озвучивает план урока.

2.  Выполнение заданий по теме «Озера»

Учитель вызывает одного учащегося к доске

  1. Работа у доски (активизация учащихся)

Учащийся показывает на карте озера: Байкал, Каспийское, Танганьика, Виктория, Верхнее и другие. Учащиеся называют озера и предлагают  отвечающему уч-ся их показать  

Учитель раздает учащимся карточки-задания для индивидуальной работы

  1. Выполнение заданий по карточкам индивидуально

а) 1 блок (Приложение 1)

б) 2 блок (Приложение 2)

в) 3 блок (Приложение 3)

Оценивать по выполненным блокам: Один блок – «3», два – «4» и три- «5»,  соответственно без ошибок.

  1. Изучение нового материала с решение задачи и просмотр учебного фильма

Учитель объясняет новый материал урока, демонстрирует схемы, картины, учебный фильм  

Ледники

Давайте вспомним, что такое ледник? Примером какого агрегатного состояния воды он является? После полученных ответов записать определение ледника в тетрадях.

   Ледник- скопление льда на суше.  (Слайд 1)

Лед в ледниках отличается ото льдов рек и озер своим формированием. На реках и озерах – из воды в результате ее замерзания. А льды ледников формируются из снега, если снега выпадает больше, чем он успевает растаять, он накапливается, становиться зернистым, пронизанный парами, т.е. превращается в фирн.

  Фирн – зернистый, пронизанный парами снег  (слайд 2)  В дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это можно представить в виде схемы: Снег  фирн лед (слайд 3) 

   Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет собственное название – глет черный (от немецкого слова «ледник»).

    Какие условия необходимы для образования ледника? Снег выпадает на большей части нашей страны, в том числе и в нашем регионе, за зиму могут образовываться большие сугробы. Почему тогда у нас не образуются ледники? Выслушав гипотезы учеников, записать в тетрадях условия образования ледников:

  1.   воздуха должна быть ниже  0 в течение всего года.

 где на Земле похожие климатические условия. (Полярные области, в высоких горах). На вершинах высоких гор ледники лежат даже близ в жарких  районах (пример гора Чимборасо в Южной Америке, расположена около экватора). У подножья горы   +25, почему на вершине его находиться ледник? Давайте вспомним, что происходит с   воздуха с подъемом на высоту? (на каждые 1000 м )  понижается на 6 . Я предлагаю рассчитать, какая  будет на вершине, если высота  Чимборасо 6310  м?

6310:1000=6,36 (раз понижается )

6х6=36

25 - 36 = - 11 

На высоте, где  = 0 возникает ледник, ниже, где выше 0, снег таят, ледник не образовывается.

Снеговая линия  (слайд 4) – это граница, выше которой снег не таят, а накапливается, образуя ледник.  Снеговая линия Антарктиды, о. Гренландия, на арктический островах, местами лежит на уровне океана.

    Рассмотреть схему строения ледника (слайд 5) 

    Виды ледников (слайд 6): горные (формируются в горах); покровные (ледники Антарктиды, островов).

Просмотр фильма (4 мин.) Вывод по фильму:                                                        Горные ледники (слайд 7) – разнообразные по форме и размерам. Одни покрывают горные вершины, как шапки, другие лежат в чашеобразных углублениях на склонах или заполняют горные  долины. Ледники обладают пластичностью и под действием собственной силы тяжести могут течь (скорость может достигать до 80 м/сутки). Их языки спускаются из области питания иногда ниже снеговой линии, при этом они тают, образуя ручьи и реки. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенных ледником. Размеры их от песчинки до крупных валунов, которые называют мореной.

Просмотр фильма (3 мин.) Вывод по фильму:

Покровные ледники (слайд 8) – занимают 98,5% всей площади ледников Земли.

Учащиеся по атласу находят условные обозначения ледников и находят на карте объекты. Такие ледники покрывают Антарктиду, о. Гренландию,  Землю Франца Иосифа и др. Они имеют форму щитов и куполов. Ледник на Антарктиде достигает толщину 4 км, он скапливается в середине материка и стекает медленно в стороны. Доказательством движения ледника служит такой факт:

 (учащийся делает сообщение)

          В Антарктиде в 1957 г на американской научной станции Амундсен – Скотт, точно в точке Ю. полюса полярники установили памятный обелиск, через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место, точно в ту же точку, где ставили, он опять переместился. Так как тяжелый монумент переносить постоянно сложно, установили на это место, как было раньше – шест, который регулярно возвращают на место.  

   Просмотр фильма (3 мин.) Вывод по фильму:

Непрерывные движения льда приводят к образованию айсбергов.

 Айсберг – плавучая ледяная гора  (слайд 9)                                                   

Ледовый щит, сползая с материка или острова, может обламываться (слайд 10). Айсберги у берегов Антарктиды достигают гигантских размеров: 45 км в ширину, 170 км в длину при толщине 200 м. Большая часть айсберга, до 90%, находится под водой. Столкновение судна с айсбергом опасно.

Можно ли использовать Айсберги? Они не только угроза для судоходства, не только величайшее творение природы, он могут служить источником больших запасов пресной воды, нехватка которой имеет место быть во многих странах. Япония впервые осуществила буксировку айсберга, для получения пресной воды.

Сделать вывод о значении ледников и записать в тетрадь:

1. Служат для питания горных рек.

  1. 2. Источники пресной воды.  

 4. Фронтальный опрос по новой теме

Учитель задает вопросы по новой теме, для закрепления материала.

  1. Как называется старый зернистый снег, из которого образуется ледник?  (фирн)
  2. Как называется скопления льда на суше? (ледник)
  3. Как называется крупный остров у берегов С.Америке, покрытый ледником?  (Гренландия)
  4. Как называются плавучие ледяные горы? (айсберги)
  5. Как называется ледник, который  характерен для Антарктиды? (покровный)
  6. Как называется линия, выше которой формируется ледник? (снеговая линия)
  7. Как называется ледник сформированный в Гималаях? (горный)  

5.Опережающее задание: сообщение учащегося «Ледник Федченко» (слайд 11)

6.Д.задание:

Учитель записывает Д.З и дает разъяснения по его выполнению  

Репродуктивный – параграф «Ледники»  (для всех обязательно); конструктивный – сделать маленький ледник  (по желанию)                                                 творческий – заморозить пресную и соленую воду, сравнить и проанализировать  (по желанию)  

7.Подведение итогов

Учитель анализирует деятельность учащихся на занятии

6.Итоги урока:

 

Приложение 1

  1. Определить соответствие

Происхождение озер

Характеристика

1. Тектонические

1. Возникли после извержения вулканов

2. Ледниковые

2. Возникли вымыванием легкорастворимых пород, образования  пустот

3. Вулканические

3. Возникают на месте старых русел рек

4. Запрудные

4. Возникли поле ледника

5.Старичные

5. Возникли в прогибах и разломах земной коры

6.Карстовые  

6. Образовались после завалов

Ответ: 1-5; 2-4; 3-1; 4-6; 5-3; 6-2

  1. Определите,  какие озера изображены на рисунке, приведите примеры сточных и бессточных озер, пользуясь картой  

C:\Users\Вера\Desktop\19405_html_6765e348.png

Приложение 2.

  1. Заполнить таблицу, используя карту

Название озера

На каком материке находится

Соленое или пресное

Сточное или бессточное

Байкал

Чад

Виктория

Танганьика

Мичиган

  1. Выбрать из перечисленных озер только бессточные: Ладожское, Онежское, Каспийское, Эйр, Верхнее, Гурон, Балхаш

Приложение 3.

  1. По очертанию определите, что это за озеро. Что вы о нем знаете?

C:\Users\Вера\Desktop\Baikal_outline.png