Игровые технологии на уроках географии
статья по географии по теме

Адырхаева Залина Сталбековна

документ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tekhnologii_na_urokakh_geografii.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках географии

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по - своему.

Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Учебная игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Ф. Шиллера и Г. Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Гросс, Пиаже, Валлон и др. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.

Мной изучены теории причинности игры:

1. Теория избытка нервных сил. (Родоначальник – Г.Спенсер. Игра, по мнению Спенсера,- результат чрезвычайной активности, возможности игры не могут быть исчерпаны в обычной деятельности).
2. Теории отдыха в игре. (Аристотель видел в игре лишь развлечение и отдых, которые важны, по его мнению, как подготовка к серьезной деятельности. Шаллер, Валлон и др. считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит, отдыхом. Это верный показатель детской силы, энергии, здоровья).
3. Теории духовного развития ребенка в игре. (Основоположник – К, Д Ушинский.
«Не надо забывать, - пишет Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, тоже есть деятельность для ребенка»).

Разные ученые по – своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, она объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).

Поскольку игра, представляет из себя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно так же, то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы) ,как новая технология обучения.

По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный (от 1 до нескольких дней).
2. Основной этап (непосредственное проведение игры).
3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры)

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она активизирует каждого из играющих, заставляет их действовать как в жизни, позволяет подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дает объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели и добиться общего результата деятельности игрового коллектива.

В процессе педагогической деятельности сложилась система дидактических игр.
Игры – упражнения провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки (см. приложение №1).
Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. ( см. приложение №2).
Сюжетные (ролевые) игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли. (см. приложение №3)

Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.

Одна из наиболее удачных форм обучения, способствующая экономической подготовке учащихся – деловая игра. Разрабатывая такие уроки, я включаю задания по выявлению экономических проблем и поиску их решения, работы способствующие закреплению знаний. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение географических, экономических знаний, показать возможность применения на практике. Деловые игры – это один из путей связи теоретических знаний с жизнью. В таких играх воспроизводится предметное, социальное содержание профессиональной и общественной деятельности, моделируются условия и отношения, характерные для данного вида практики. По целям деловые игры могут быть:
Учебные - направлены на приобретение соответствующих умений и навыков социального опыта;
Аттестационные - в ходе которых оцениваются знания и умения;

Исследовательские – направленные на поиск новых или отработку известных уже приемов деятельности.
В деловых играх создаются проблемные ситуации и распределяются роли, накапливаются опыт принятия решений и совершения поступка. Сюжетно- ролевые игры позволяют отработать организационно- методическое взаимодействие учителя на решение воспитательных и образовательных задач, направленных на повышение качества знаний и умений, организовать разнообразные виды деятельности, формы проведения занятий.

Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же ролевых, деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету. В такие минуты на уроках равнодушных не бывает; каждый стремится побывать в роли участника игры, проявляя различные стороны личности. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре необходимо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Результативность дидактических игр видна, если они используются систематически. С одной стороны, игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть урока, не вытесняя ценной практической деятельности. Обучение школьника происходит путем воздействия на его органы зрения: демонстрация материала, чтение (в памяти остается часть наблюдаемого, часть прочитанного), орган слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается часть услышанного), практическая деятельность самого ребенка, самостоятельная работа (в памяти остается наибольшая часть сделанного самим). Выучить новый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Учебный материал в игре усваивается через органы приема информации. Причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит практический характер. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти моменты способствуют активизации учебной деятельности, формируют интерес к предмету, улучшают взаимоотношения внутри коллектива.

Позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. В игре все равны и порой слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах. На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально - положительный стиль общения. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы, и выражается в высоком качестве знаний. Сравнительный анализ успеваемости в 6 - 8 классах показал, что там, где ученики познают предмет играя выше активность на уроке, повышен интерес к предмету, и наоборот там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

Приложение 1

Модели игр.

Модель №1« Географическая эстафета»:
Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .

Модель№2 « Четвёртый лишний»:

На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.

Модель№3:« Ещё быстрей»:

На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.

Модель№4: «Географический бой »:

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» , выбывает из игры.

Модель№5: «Паутина»:
Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.

Модель№6: «Собери карту»:
Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель №7: «Географические силуэты»:
Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.

Модель№8: «Казаки-разбойники»:

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.

Модель №9: «Правильно отбери»:

Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.
определениями. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.

Модель№11: « Что-то новенькое»:
Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получаю учащиеся сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется рад, получает штраф.

Модель№12: «Знаешь ли ты страну»:

Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, рельеф, природные богатства, население и т. д.

Модель№13: « Самое самое»:
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.

Модель № 14: « Заморочки из бочки»:
Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например: Поэт П. Богданов пишет Ни разу не был я на океане, Мне даже не представить ни когда, Что, на каком-то там меридиане; От полюса до полюса вода. (Существуют ли такие меридианы? Да)

Модель № 15: «Пойми меня»:

Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).

Модель№16: « Восстановите слова»:
Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например :акоал (коала), кнееф (фенёк), юлтеьн(тюлень) и т. д.

Модель№17: «Найдите ошибки»:
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.

В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

игровые технологии на уроках географии

Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....

"Игровые технологии на уроках географии"

Представление педагогического опыта...