10 класс календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему

Кадацкая Надежда Викторовна

10 класс базовый календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_10klass_bazovyy_word_2.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа  «География.   Современный мир»  10-11 класс соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и составлена на основе: Программы общеобразовательных учреждений  География  10-11 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2009г.

       Курс рассчитан на 68 ч; 1 ч в неделю; 8 ч – резервное время. С учетом рабочего плана школы в 10 классе – 34 ч; в 11 классе – 33 ч.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда

труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Особенностью данной программы является: в 10 классе раздел политическая карта мира вынесена в 11 класс, так как этой темой логичней начинать заключающий курс «Современный мир» и 2 практические работы по этой теме.  

В 11 классе количество часов сокращенно на 2 (из резервного времени), так как количество рабочих недель 33.  

Школьный курс географии 10 класс

Название раздела

Часы  по программе

Резервные часы

Новое количество часов

 Человек и ресурсы Земли

10

10

 География населения

5

1

6

 География культуры, религий, цивилизаций

4

4

 География мировой экономики

11

3

14

Итого

30

4

34

Теория – 28ч

Оценочных практических работ – 4ч

Обобщающих тестовых работ – 2ч

Текущий  контроль  имеет разноуровневые формы:  устный опрос (собеседование) и письменный (практические и тестовые работы)

Содержание программы

1.Введение

   Тема 1. Человек и ресурсы Земли

      Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
      Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
      Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
      Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
      Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
      Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
      Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
      Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
      Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
      Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

        Тема 2. География населения

      Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
      Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
      Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
      Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
      Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

 

  Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций

      Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
      География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
      Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
      Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
        Тема4. География мировой экономики

          Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
      Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
      Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
      Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
      Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
      Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
      Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
      Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.),  личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.),  деловые, социальные.
      Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Структура программы:

Программа предполагает изучение следующих тем:

Тема 1. Человек и ресурсы Земли – 10 ч.

Тема 2. География населения – 6 ч.

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций – 4 ч.

Тема 4. География мировой экономики – 14 ч.

Перечень практических работ

              10 класс

1. Оценка  ресурсообеспеченности отдельных  стран  мира.

2.  Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

3.  Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

4. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей  промышленности мира.

Учебно-тематический план

        

        

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические

работы

Дом. задание

(№параграфа)

10 класс

Человек и ресурсы Земли

10

1

От древности до наших дней

1

1

2

Современное освоение планеты

1

2

3

Природные ресурсы и экономическое развитие

1

Пр.р.№1.Оценка ресурсо-обеспе-ченности отдельных стран

3

4

Ископаемые ресурсы

1

4

5

Земельные ресурсы

1

5

6

Водные ресурсы

1

6

7

Лесные ресурсы

1

7

8

Ресурсы Мирового океана

1

8

9

Другие виды ресурсов

1

9

10

Природопользование и устойчивое развитие

1

10

География населения

6

11

Рост населения Земли

1

11

12

Этническая и языковая мозаика

1

12

13

Расовый и половозрастной состав населения

1

13

14

Занятость населения

1

Пр.р.№2 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов

13

15

Расселение: жители городов и деревень

1

Пр.р.№3Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения ПС

14

16

Миграция населения

1

15

География культуры, религий, цивилизаций

4

17

Что изучает география культуры?

1

16

18

География религий

1

17

19

Цивилизация Востока

1

18

20

Цивилизация Запада

1

19

География мировой экономики

14

21

Мировая экономика

1

24

22

Научно-техническая революция

1

24

23

Международное разделение труда

1

25

24

 Топливно-энергетическая промышленность

1

26

25

 Металлургия

1

27

26

 Машиностроение

1

27

27

Химическая и лесная промышленность

1

27

28

Лёгкая и пищевая промышленность

1

Пр.р.№4 Характеристика одной из отраслей промышленности мира

27

29

Сельское хозяйство

1

28

30

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.

1

28

31

 Виды транспорта

1

29

32

Транспорт и мировое хозяйство

1

29

33

Сфера услуг

1

34

 Международные экономические отношения

1

30

Итого

34

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:

  1. Знать/понимать:

      Этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой. Важнейшие природные ресурсы мира и особенности  их использования. Необходимость оптимизации человеческого  воздействия на природную среду. Особенности НТР. Понятие «природопользование», виды природопользования. Идеи устойчивого развития общества. Особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира. Этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения. Занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли, районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения. Крупнейшие города и агломерации мира. Причины и виды миграций. Культурно-исторические центры мира, формы правления, государственный  строй, типологию стран на политической карте мира. Секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производственных сил в эпоху НТР.      Особенности глобализации  мировой экономики, место России в мировой экономике. Понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической  интеграции. Крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики. Географическую номенклатуру, указанную в учебнике.

  1. Уметь:

      Анализировать статистические  материалы и данные средств массовой информации. Определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов.    Определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной  и сельскохозяйственной продукции. Определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения. Определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира. Характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства. Определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности. Составлять ЭГ характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран. Уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире. Выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества. Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения  географических явлений и процессов. Составлять развернутый план доклада, сообщения. Составлять картосхемы связей географических процессов и явлений. Строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы. Составлять и презентовать реферат. Участвовать в обсуждении проблемных  вопросов, включаться в дискуссию. Работать с различными видами текста, содержащими географическую  информацию.

  1. Оценивать: Обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами. Рекреационные ресурсы мира. Современное геополитическое положение стран и регионов. Положение России в современном мире. Влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Экологические ситуации в отдельных странах и регионах. Тенденции и пути развития современного мира

Учебно-методическое обеспечение

Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2008.

Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2008.

Дополнительная литература:

Гдалин  Д.А. Гладкий Ю.Н. Конструктор текущего контроля. М., «Просвещение». 2009

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 .

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 .

Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 .

Максаковский В.П. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.

Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.:Дрофа, 2004.

  Мультимедийные обучающие программы:

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

1 класс. Календарно - тематическое планирование по Г.С. Ригиной

Пояснительная записка Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса разработана и   составлена в соответствии с федеральным компонентом государ...

Пропедевтический курс по химии 6 класс (календарно-тематическое планирование, 34 часа в год)

Пропедевтический курс по химии рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) и ведется по учебнику О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс- М.: Дрофа, 2006....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Рабочие программы по математики для 5-ого и 6-ого класса, календарно-тематическое планирование, стартовые диагностики, итоговые работы для разных классов.

В помощь учителям математики: предлагаю для вашего внимания рабочую программу  по математике для 5-ого и 6-ого класса, переработанную в рамках ФГОС, стартовые диагностики, а также итоговые работы...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...