Народные промыслы Центральной России
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Попова Светлана Викторовна

Урок географии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.narodnye_promysly_tsentralnoy_rossii.docx62.25 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК   «География народных промыслов Центральной России».

 Цель: Познакомить школьников с географией народных промыслов

            Центральной России.

Задачи:

Образовательные:

 Изучить  народные промыслы  России, историю их возникновения, художественную ценность. Продолжить работу по формированию умения устанавливать взаимосвязи между особенностями природных условий и ресурсов  Центральной России и географией размещения народных промыслов.

Заинтересовать самобытным, ярким народным искусством.

Воспитательные:

 Воспитывать патриотизм, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие:

Продолжить формирование умения по поиску и отбору информации по заданной теме и представления ее в виде компьютерной презентации

Образовательные:

 Познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью. Продолжить работу по формированию умения устанавливать взаимосвязи между особенностями природных условий и ресурсов  Центральной России и географией размещения народных промыслов.

Заинтересовать самобытным, ярким народным искусством.

Воспитательные:

 Воспитывать патриотизм, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие:

Продолжить формирование умения по поиску и отбору информации по заданной теме и представления ее в виде компьютерной презентации.

Оборудование: карта «Центральная Россия», компьютерные презентации, выставка изделий народных промыслов Центральной России, школьные атласы и контурные карты.

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока, постановка цели и задач.

Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

        Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.

        Сегодня на уроке мы познакомимся с географией народных промыслов Центральной России.  

         Знакомство с народными промыслами любой страны позволяет лучше узнать ее народ – его характер, эстетические предпочтения, душу. Часто оно дает также представление об уникальных природных ресурсах ее местностей.

           Вы получили задание изучить один из видов народных промыслов Центральной России, подготовив компьютерную презентацию. Сегодня вы  представите нам результаты вашей работы. В результате к концу урока, у каждого в тетради должна быть составлена

  • конспективно-справочная таблица «Народные промыслы Центральной России»;
  • на контурную карту нанесите центры художественных промыслов;

по одному из предложенных вариантов составим

  • классификацию народных промыслов
  • и сделаем вывод об особенностях размещения центров народных промыслов по территории Центральной России.

       

     Чудные мотивы фантастических зверей, птиц, дивные растительные и геометрические орнаменты пришли в наше декоративное искусство из древнерусской культуры, а через нее – из более древних источников. При этом народное искусство творит чудо, до сих пор восхищает нас не только своими узорами и красками, но и содержанием.

       

       Как возникали народные промыслы? Что определяло их характер и особенности? Наверное, не на все эти вопросы можно найти ответ, но ясно одно – народное творчество отличают утилитарность и практичность, в произведениях народных мастеров нет ничего «лишнего», все подчинено разумной цели, идее.

  1. Выступления учащихся с сообщениями.

По ходу урока учащиеся составляют справочно-конспективную таблицу «Народные промыслы Центральной России»  и  наносят центры народных промыслов на контурную карту.

Название промысла

Время возникновения

Используемое сырье

Изделия

Центры производства

Хохломская роспись

Древесина, краски, лаки

Деревянная посуда, доски, вазы, игрушки, броши, сувениры

Нижегородская область,

г. Семенов;

с. Семино

Ковернинского района

Лаковая миниатюра из папье-маше (Палех)

XVII в.

Коробки, табакерки, шкатулки, панно, сувениры, пудреницы, игольницы, броши

Ивановская область,

Г.Палех, г.Холуй;

Владимирская область,

Г. Мстера;

Московская область,

Г. Федоскино

Жостовские лаковые изделия из металла

1830г.

Металл, краски, лаки

Лаковые подносы из металла

Московская область,

Г.Жостово

Ростовская финифть

Столовая посуда, утварь, предметы церковного обихода, шкатулки, ордена, медальоны, ювелирные украшения

Ярославская область,

Г.Ростов

Гжель

Местная белая глина, синяя краска

Посуда, вазы. Самовары, квасники, скульптурные жанровые поделки, игрушки

Московская область,

Г.Гжель

Художественная роспись тканей

18 в.-кустарные мастерские;

1812г.-фабрика

шерсть

Шали, платки

Московская область,

Г. Павловский Посад

Богородская игрушка

15 -17 в.

Древесина

Игрушки, резьба по дереву

  1. Классификация народных промыслов

а) по исходному материалу:

б) По временному фактору:

4.ВЫВОД:

   Природные особенности того или иного региона нашей страны и наличие сырьевых ресурсов предопределяли направление деятельности мастеров-кустарей в свободное от сельскохозяйственных работ время.

  На территории Центральной России главные центры народных промыслов расположены в основном на северо-востоке региона. Малоплодородная, нечерноземная почва, при огромных участках земли, занятых лесом или просто неудобных для пашни, и при большой густоте населения не может прокормить всего населения. Поэтому крестьяне должны были отыскивать себе помимо земледелия другие заработки.

Анализ урока  «Народные промыслы Центральной России»

География 9 класс – курс «Географии России. Население и хозяйство». В региональном разделе первым экономическим регионом – Центральная Россия. При изучении  населения и хозяйства региона урок, посвященный изучению народных промыслов, способствует формированию представлений о разнообразии нашей страны, т.к. в них отражаются история, культура и география, а также способствует патриотическому воспитанию молодежи.

 

 Урок связан с предыдущими уроками, т.к. еще раз отрабатывается умение составлять описание,

устанавливать взаимосвязи между природными ресурсами, условиями и хозяйственной деятельностью населения на примере конкретной территории, что является одной из основных целей  курса географии 9 класса.

  • Вид урока – нестандартный урок с групповыми формами работы.

  • Тип урока – урок  совершенствования знаний умений, навыков, урок - практическая работа, т.к.

  •  углубляются знания о связях между природными условиями и ресурсами территории и хозяйственной деятельностью населения;

  • Совершенствуются умения работать с различными источниками географической информации с целью получения новых знаний( текст, карты); делать выводы о взаимосвязях природы и хозяйственной деятельности человека; составлять описания с использованием компьютерной презентации.

2. Особенности учащихся: Состав учащихся различен по уровню подготовки. Объединение в пары и группы – по желанию.

3. Задачи:

Цель: Познакомить школьников с географией народных промыслов

            Центральной России.

Задачи:

Образовательные:

 Изучить  народные промыслы  России, историю их возникновения, художественную ценность. Продолжить работу по формированию умения устанавливать взаимосвязи между особенностями природных условий и ресурсов  Центральной России и географией размещения народных промыслов.

Заинтересовать самобытным, ярким народным искусством.

Воспитательные:

 Воспитывать патриотизм, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие:

Продолжить формирование умения по поиску и отбору информации по заданной теме и представления ее в виде компьютерной презентации.

  1. Структура урока.
  1. Мотивация – заинтересовать  самобытным, ярким искусством
  2. Актуализация прежних знаний и умений идет наряду с изучением нового – знакомством с народными промыслами Центральной России, а об одном из них идет подготовленное сообщение с компьютерной презентацией.
  3. Закрепление изученного – составление таблицы и работа с контурной картой, проведение классификации народных промыслов по предложенным критериям.
  4. Обобщение и систематизация знаний – вывод о взаимосвязях природных условий, ресурсов с особенностями хозяйственной деятельности населения.
  5. Постановка домашнего задания.

6. Главный акцент на уроке делается на знакомстве с народными промыслами Центральной России, а через них – выявление взаимосвязей природы и человека.

7. Методы – частично-поисковый, – назначение которого – приобщение школьников к творческой деятельности. Получив опережающее задание, учащиеся с разной степенью самостоятельности выполняли его.

8. Формы обучения –  групповая работа (чаще в парах) в форме практической работы , один из результатов которой – представить компьютерную презентацию. Учитывая психологические особенности 15-летних подростков («Я в обществе») : основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития.

9. Проверка знаний и умений не составляет отдельной структурной единицы, она осуществляется на всех этапах урока и связана с его элементами.

10. Использование кабинета, средства обучения.

1. Настенная карта «Центральная Россия»,  образцы изделий народных промыслов, компьютерные презентации, школьные атласы и контурные карты.

В последнее время усилился интерес к применению ПК в обучении:

1) Удобно, наглядно, практично.

2)  Повышает интерес (мотивацию) и творческую активность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Народные промыслы Центральной России"

Описание народных промыслов Центральной России...

Презентация "Народные промыслы Центральной России"

Презентация к уроку "Народные промыслы Центральной России"...

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

Презентация "Народные промыслы Центральной России""

Презентация актуальна для учащихся 9 классов при изучении темы "Центральная Россия"...

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс

Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...