Статья
статья по географии по теме

Методическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сократовские педагогические чтения

Проблема: Проектно-преобразовательская деятельность как ресурс развития образовательных систем разных уровней.

                                                                                        

                                                                                         Брылёва        Кира     Андреевна

                                                                                   учитель географии МОУ СОШ №1

Проектный метод на уроках географии,

внеклассных занятиях и классных часах.

                                                                              Скажи мне - и я забуду,

                                                                              покажи мне - и я запомню,

                                                                              вовлеки меня - и я научусь.

                                                                                                 (Китайская пословица)

     Сегодня я хочу поделиться опытом применения  в своей работе проектного метода.

     Метод проектов, как известно, возник более ста лет назад. Ещё  Дж. Дьюи, американский философ и педагог, предлагал строить обучение ученика, опираясь на его личную заинтересованность в знаниях. Также С.Т. Шацкий, русский педагог, использовал проектный метод в практике преподавания. В настоящее время данный метод, по сути,  переживает второе рождение. 

   Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата .

     Я лично впервые столкнулась с проектированием примерно год назад, когда работала по-совместительству на городской СЮТ. Накануне празднования Дня Земли, мы совместно с воспитанниками Станции разработали и внедрили в действие проект «Город в котором я живу». Этот проект, экологической направленности, мы поехали защищать в г. Читу на I областную олимпиаду по байкаловедению. И там я увидела самые разные проекты (разной направленности и тематики), подготовленные ребятами из разных уголков нашей области. Увидев заинтересованность ребят, их горящие глаза, когда они защищали свои проекты, я очень этим заинтересовалась, и решила начать работу в этом направлении.

     Сначала я собрала теоретический материал по данному вопросу, и выяснила, что проект, как таковой, - это очень широкий вид деятельности.

     К 90-м гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества), приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения), информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации), практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

    В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно- и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые. Наконец, по продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

   Цели проектного обучения :

  • Развивать у школьников исследовательские умения.
  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи.
  • Развивать у учащихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
  • Развивать у учеников «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Способствовать повышению личной уверенности  каждого участника проектного обучения.

    Проектная деятельность развивает такие качества личности как интеллектуальная сфера, индивидуальные особенности,  эмоциональная сфера, настойчивость, целеустремлённость, ответственность, коммуникативность, креативность, адаптивность.

     Проект выполняется на: уроках, классных часах, факультативы, элективные курсы, интегрированные курсы, творческие мастерские.

      Результат проектной деятельности: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, стенгазета, киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм, публикация, буклет, презентация.

     Затем я начала применять полученные знания на практике.

  1. Уроки географии.  А) Мой первый опыт – уроки «Путешествие по Африке».

Цель: Формировать у учащихся знания о географическом положении, истории исследования, природе, населении и странах Африканского континента.

Этот проект рассчитан на несколько уроков (пока изучается данный материк). На первом вводном по теме уроке класс делится на 5 групп (по количеству регионов Африки). Каждой группе сразу даётся задание: выбрать регион для «посещения»; определить состав экспедиции (командир, эколог, гидролог, топонимик, климатолог и т.д.); подготовиться к путешествию (вид транспорта, багаж, место остановки); составить отчет (журнал), буклет, описание путешествия, выпуск рекламного проспекта путешествия). Затем на протяжении последующих 5-ти уроков  материк изучается по плану, всем классом, а вот домашним заданием  каждого урока является: наложить изученный материал на свой регион, с учётом задач проекта. И на последнем уроке каждая группа защищает свой проект на классной мини-конференции.

Б) «Почвенные ресурсы России» (8 класс): на этом обобщающем уроке на создание проектов ушло 2 урока.    Класс также делился на несколько групп, в каждой из которых выбирался почвовед, мелиоратор и агроном. Каждая группа выбирала регион России, по которому и разрабатывала проект по наиболее рациональному использованию почв. В конце второго урока, во время защиты проектов, весь класс в тетрадях составлял сводную таблицу, что позволило систематизировать весь наработанный материал.

В) Сейчас  я планирую ещё один вариант такого урока по теме «Коренное население Северной Америки». Этот урок пока ещё в разработке, но метод проекта также должен сыграть свою роль в привлечении учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

         

  1. Классные часы: Я использовала проектирование на трёх классных часах.

Это   «Мой дом»: где, вообще, речь шла о профессиях (предпрофильное обучение и воспитание). Так, при знакомстве с новыми профессиями – архитектор и озеленитель – 6-классники разрабатывали проект дома своей мечты, а потом защищали его (класс разделился на 2 группы: мальчиков и девочек).

Ещё один классный час, который я проводила вместе с родителями «Нам вместе весело», в рамках объявленного 2008 года годом семьи. Работу над проектом «Нам вместе весело» мы начали заранее вместе с детьми, они рисовали рисунки, заполняли анкеты, готовили фотоколлаж «Моя семья». И уже с родителями мы вместе разрабатывали проект, целью которого было доказать, что мы всё-таки одна большая семья.

     При подготовке к сегодняшним педагогическим чтениям, я нашла очень интересную разработку классного часа с применением метода проектирования «Репортаж от одноклассника». В ближайшее время я обязательно его проведу.

    В заключение хочу сказать, что сегодня о методе проекта написано вполне достаточно. Например, к нам в школу пришёл журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», где очень много вариантов различных проектов.

    Также много информации я нашла в Интернете по данному вопросу, при чём практически по всем предметам…

Спасибо за внимание!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....