Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Иванова Галина Михайловна

Рабочая программы предназначены для работы учителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6kl.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»        «Согласовано»        «Утверждаю»

на заседании методического        Зам.директора по УВР        Директор МБОУСОШ №18

объединения учителей географии         -------------------Федосеева Л.Н.         --------------- Димитрова М.А.

Протокол №1 от «28» августа 2014г                                                                                «    29  » августа 2014г

Руководитель методического объединения

---- ----------------------------  

                                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

По географии

                                                        Для 6 классов

К учебнику: Е.М.Домогатских, Н.И.Алексеевский.

Составила: учитель первой квалификационной категории

Иванова Галина Михайловна.

2014 – 2015 учебный год.

Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379

Рабочая учебная программа курса «География» составлена на основе Примерной программы по географии Домогацких:  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  Физическая  география.  Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 36 часов, в неделю – 1 час

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

              Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения. 

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых   для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических  материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:  заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно    сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу «География. 6 класса

  1. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6   класса   общеобразовательных учреждений.  

             М.: ООО Тид  «Русское слово – РС», 2011.

       2.  Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

 3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский  Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:  «Русское  слово», 2011.

       4. Контурная карта по географии 6 класс.

Для реализации практической части и контроля за уровнем  обученности учащихся используются следующие учебные пособия:

1.   Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.

  1. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод.  пособие. – М.: Дрофа, 1997.
  2. Г.П. Субботин  «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.
  3. В.И. Сиротин  «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.
  4. А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во «Астрель», 2001.  

 Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:

  1. Г.С.Кулинич, В.В.Николина География Нижегородской области. Нижний Новгород. Волго-Вятское книжное издательство.1991г.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.        

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие  равнины, Центральные равнины.

  Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

  Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,   Бенгальское, Западных Ветров.

   Реки: Нил,  Амазонка, Миссисипи,  Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ,  Янцзы.

 Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

  Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.

Календарно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Тема урока

Оценочные практические работы

Основное содержание, термины, понятия.

Кол-во часов

по плану

Кол-во часов

по факту

Введение

2

  1. Что такое география
  2. Из истории географических открытий

География, географическая номенклатура, географическое открытие

1

1

Земля как планета.

5

  1. Планеты Солнечной системы
  2. Форма, размеры и движение Земли
  3. Система географических координат
  4. Времена года
  5. Пояса освещенности

1.Определение по карте географических координат.

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, полюс, меридиан, параллель, Гринвич, географическая широта, приливы, географическая долгота, географические координаты.

1

1

1

1

1

Географическая карта

4

  1. Масштаб карт

  1. Виды условных знаков
  2. Стороны горизонта

4.Изображение рельефа на карте

2.Определение по карте направлений и расстояний

3.Определение сторон горизонта.

Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, рельеф,  легенда карты, горизонтали, условные знаки, зюйдвестка,  бергштрихи.

1

1

1

1

Литосфера.

6

  1. Строение земного шара
  2. Виды горных пород
  3. Полезные ископаемые
  4. Движения земной коры
  5. Выветривание горных пород

6.Рельеф суши и дна океана

4-6.Определение по карте форм рельефа.

Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, вулкан,  полезные ископаемые, горы, равнины, выветривание,  техногенные процессы.

1

1

1

1

Атмосфера.

7

  1. Строение атмосферы
  2. Температура воздуха
  3. Атмосферное давление
  4. Движение воздуха
  5. Вода в атмосфере
  6. Погода

7.Климат

7.Наблюдение за облачностью, построение розы ветров, диаграммы осадков.

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, барометр,  ветер, бриз,  роза ветров,  флюгер, атмосферные осадки, осадкомер,  погода, конденсация водяного пара, воздушные массы, климат, амплитуда температур, метеорология.

1

1

1

1

Гидросфера.

4

  1. Единство гидросферы
  2. Мировой океан
  3. Воды суши: реки и озера

4.Воды суши: подземные воды и природные льды

8.Описание «путешествие капельки воды».

9-10. Элементы гидросферы.

11. ГП крупнейших рек  Земли.

Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые,  межпластовые  и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, водораздел  и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, снеговая линия,  водопад, многолетняя мерзлота.

1

1

1

1

Биосфера

2

  1. Царства живой природы
  2. Биосфера и охрана природы

12.Растения и животные своей местности.

Биосфера, Красная Книга, заповедники, национальные парки, исчезающие виды.

1

1

Почва и геосфера

3

  1. Почва
  2. Природный комплекс
  3. Природные зоны

13.Почвы своей местности.

14.Описание природных зон

15.Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

Почва, плодородие,  гумус, природный комплекс, природные зоны, саванна, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, экологическая угроза.

1

1

1

1

Обобщающее повторение

1

-------

        

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...