рабочая программа по географии 8 класс,ФК ГОС
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

рабочая программа по географии 8 класс,ФК ГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8_klass_.rar96.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по географии и предназначена для изучения в 8 классе основной школы. При подготовке рабочей программы использована примерная программа по географии. При изучении курса в 8 классе используется учебник:  Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2009.

Курс  «География России» рассчитан  на два года обучения в 8 и 9 классах. В 8 классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В ходе изучения географии в 8 классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе России, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.

География России является закономерным продолжением формирования основ  географических знаний и умений, начатого в 6-7 классах. Это позволяет выделить в содержании программы курса основные структурные блоки: общетеоретические географические знания и специальные умения, составляющие фундамент курса в целом; фактический материал об особенностях России.

Изучение курса географии в 8 классе направленно на:

  • Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России; особенностях географического положения России; о геологическом строении и рельефе, климате и климатических ресурсах, внутренних водах и водных ресурсах, почвах и почвенных ресурсах, растительном и животном мире и природно-хозяйственном районировании страны;
  • Овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформа-ционные технологии для поиска и демонстрации различных географических знаний; применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • Воспитание любви к своей стране, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптация к условиям проживания на определенной территории.

Учебно-воспитательные задачи курса географии России:

  1. формировать целостное представление о природе России;
  2. расширить и углубить научные географические знания;
  3. формировать научное мировоззрение и географическое мышление школьников;
  4. развивать умения экологически грамотно действовать и правильно вести себя в природе;
  5. развивать умения пользоваться различными источниками географической информации для получения необходимых сведений о компонентах природы страны; давать оценку изучаемым или встречаемым в жизни экологическим процессам и явлениям;
  6. воспитывать патриотические чувства, ответственное отношение к природным и другим богатствам своей Родины;

Содержание программы сгруппировано по разделам и темам. В них выделены требования к уровню подготовки обучающихся, основные теоретические и эмпирические знания, указаны практические работы.

Введение направлено на изучение особенностей географического положения России, границ России. Знакомит обучающихся с историей освоения и изучения территории России. Большое место в разделе занимают практические работы с использованием карты часовых поясов и контурной карты.

Первый раздел позволяет обучающимся усвоить материал об особенностях природы России. Изучаются: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат и климатические ресурсы, внутренние воды и водные ресурсы, почвы и почвенные ресурсы, растительный и животный мир и биологические ресурсы, природно-хозяйственное районирование России. Раздел является базовым для содержания курса.

Второй раздел позволяет обучающимся усвоить материал о крупных районах страны: Восточно-Европейской равнины, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В региональном разделе физической географии определены характерные черты природы каждого из семи крупных природных районов России, выявлены яркие уникальные процессы, явления и объекты на их территории. Это позволит формировать у учащихся: а) знания о разнообразии природных комплексов, особенностях их размещения, причинах, обусловивших эти особенности; б) представления о специфике природы крупных природных районов страны.

Содержание программы «Природа России» завершается третьим разделом: «Природные ресурсы, характер их использования. Охрана природы», в котором изучается взаимодействие не вообще общества и природы, а окружающего нас общества и окружающей нас природы. В физической географии России получают свое дальнейшее развитие основные направления экологического образования: использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и природными условиями и т.д. Такое содержание способствует экологическому воспитанию школьников.

В программе в целом много практических работ. Они направлены на формирование умений применять знания, самостоятельно работать с различными источниками географической информации, на приобретение обучающимися практических навыков выявления зависимости между компонентами природы, оценивание природных условий, составление характеристики природного объекта, объяснения закономерности размещения природных объектов, составление прогноза изменения природы при заданных условиях, анализа физических карт и карт компонентов природы.

Межпредметные связи с физикой, биологией, литературой.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-  текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

Указанные в программе цели и задачи обучения, разнообразное содержание позволяют реализовать деятельностный подход в условиях личностно-ориентированного обучения, широко использовать парную, групповую и индивидуальную формы организации учебной деятельности, направленные на формирование ключевых компетенций учащихся.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

Основные географические понятия и термины: 

  • физико-географическое, экономико-географическое и политико-географическое положение;
  • атмосферный фронт, циклон, антициклон, солнечная радиация;
  • многолетняя мерзлота;
  • природное сообщество, природные ресурсы, природные условия, экстремальные условия;

Теоретические и эмпирические знания:

  • Географическое положение России, государственные границы РФ и их виды, Россия на карте часовых поясов, местное, поясное, декретное, летнее время; историю освоения и изучения России;
  • Основные этапы формирования земной  коры, геологическое строение России, тектонические структуры, рельеф России, особенности распространения крупных форм рельефа, современные процессы, формирующие рельеф, минеральные ресурсы страны;
  • Факторы, определяющее климат страны, закономерности распространения тепла и влаги, типы климатов России, климатические пояса, влияние климата на человека;
  • Виды вод суши на территории страны, главные речные системы, опасные явления, связанные с водами, роль рек в жизни населения, водные ресурсы, их распределение и потребление;
  • Главные типы почв России, их распределение, почвенные ресурсы России, меры по сохранению плодородия почв;
  • Разнообразие растительного и животного мира России, биологические ресурсы;
  • Природно-хозяйственные зоны России, характеристику природных зон страны, заповедники, высотную поясность;
  • Основные физико-географические особенности Русской и Западно-Сибирской равнин, Северного Кавказа, Урала, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

уметь:

называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;
  • источники знаний и методы географических исследований;
  • размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России,
  • пограничные государства, крайние точки; особенности географического положения;
  • исследователей различных регионов страны; основоположников научных географических направлений;
  • главные черты рельефа;
  • основные геологические эры, геологические структуры земной коры - складчатые области и платформы и соответствующие им формы рельефа;

определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • поясное время;
  • суммарную радиацию, коэффициент увлажнения по климатической карте; состояние погоды по синоптической карте;
  • по тематическим картам режим, питание, особенности годового стока, падение реки, возможности хозяйственного использования;

описывать:

  • природные объекты; отдельные элементы климата;

объяснять:

  • зависимости между компонентами природы в природно-территориальном комплексе;
  • образование и размещение форм рельефа; зависимость размещения полезных ископаемых от тектонического строения и рельефа;
  • температурную инверсию; различия в климате отдельных территорий;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов и их влияние на состояние погоды; как составлять прогноз погоды;
  • особенности питания и режима рек и их изменение в результате деятельности человека;
  • особенности развития растительного и животного мира природных зон;
  • почвообразовательный процесс;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны;
  • объяснять физико-географические особенности крупных природных районов; природные особенности морей;
  • объяснять распространение вечной мерзлоты, ее влияние на состояние природного комплекса и освоение территории человеком;

оценивать и прогнозировать:

  • оценивать влияние географического положения на формирование особенностей природных компонентов;
  • влияние рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира на жизнь, быт и деятельность людей;
  • природные ресурсы территории России;
  • изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории страны.

приводить примеры использования охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, охране и улучшению, принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
  • Проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-тематический план

Тема, раздел

Кол-во

 учебных

часов

В том числе:

Практические работы

Контрольные работы

Особенности географического положения России

7

1

Раздел I. Природа России

27

5

1

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

8

1

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы.

7

1

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

7

1

Тема 4. Почвы и земельные ресурсы.

4

1

Тема 5. Растительный и животный мир.

3

Раздел II. Природное районирование.

28

3

2

Тема 1. Природное районирование.

1

Тема 2. Моря России.

2

1

Тема 3. Природные зоны.

6

1

1

Тема 4. Крупные природные комплексы.

18

1

1

Раздел III. Природные ресурсы, характер их использования. Охрана природы.

4

Повторение

2

1

Итого:

68

8

4

Содержание рабочей программы

Особенности географического положения  России (7 часов).

Что изучает география России. Роль географической науки в решении экономических и социальных задач страны. Источники знаний и методы географических исследований.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  Границы России. Государственные границы России, их  виды История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.Различия во времени. Часовые пояса. Местное, поясное время. Линия перемены дат.

Практические работы.

 Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

понятие:

  • физико-географическое положение;

термины:

  • местное, поясное, декретное, летнее время, линия перемены дат;

уметь

называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России; источники знаний и методы географических исследований; размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России, пограничные государства, крайние точки; особенности географического положения;исследователей различных регионов страны; основоположников научных географических направлений;

определять (измерять):

  • географическое положение России; поясное время;

оценивать и прогнозировать:

  • оценивать влияние географического положения на формирование особенностей природных компонентов;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения ГП России.  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения практических задач по определению поясного времени.

Раздел. Природа России (27 ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа:

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

  • понятия: природные ресурсы, природные условия, экстремальные условия;полезные ископаемые, сели, оползни;

термины: платформа, подвижные складчатые пояса, геология, геотектоника, палеонтология, геохронологическая таблица, щит, месторождения полезных ископаемых, минерально-сырьевая база.

теоретические и эмпирические знания:

  • Основные этапы формирования земной  коры, геологическое строение России, тектонические структуры, рельеф России, особенности распространения крупных форм рельефа, современные процессы, формирующие рельеф, минеральные ресурсы страны;

уметь

называть и (или) показывать:

  • главные черты рельефа;основные геологические эры, геологические структуры земной коры - складчатые области и платформы и соответствующие им формы рельефа;

определять (измерять):

  • географическое положение объектов рельефа;

объяснять:

  • образование и размещение форм рельефа; зависимость размещения полезных ископаемых от тектонического строения и рельефа;причины возникновения опасных природных явлений, связанных с рельефом, их распространение по территории страны;

оценивать и прогнозировать:

  • минеральные ресурсы территории России;изменения рельефа под воздействием человеческой деятельности;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения строения земной коры и рельефа на территории страны.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практические работы:

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

понятия: солнечная радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон, коэффициент увлажнения, испаряемость;

термины: климатическая область, засуха, пыльные бури, ураганы, заморозки;

теоретические и эмпирические знания:

  • факторы, определяющее климат страны, закономерности распространения тепла и влаги, типы климатов России, климатические пояса, влияние климата на человека;

уметь

определять (измерять):

  • суммарную радиацию, коэффициент увлажнения по климатической карте; состояние погоды по синоптической карте;

описывать:

  • отдельные элементы климата;

объяснять:

  • температурную инверсию; различия в климате отдельных территорий;образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов и их влияние на состояние погоды; как составлять прогноз погоды;причины возникновения опасных природных явлений, связанных с климатом, их распространение по территории страны;

оценивать и прогнозировать:

  • оценивать влияние географического положения на формирование особенностей климата;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения климатических объектов и явлений на территории страны.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий климатического характера;проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практическая работа:. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

понятия: падение и уклон реки, годовой сток, наводнение, паводок, многолетняя мерзлота, водные ресурсы;

теоретические и эмпирические знания:

  • виды вод суши на территории страны, главные речные системы, опасные явления, связанные с водами, роль рек в жизни населения, водные ресурсы, их распределение и потребление;

уметь

называть и (или) показывать: 

  • реки: Волга, Ока, Кама, Онега, Северная Двина, Печора, Нева, Дон, Терек, Кубань, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Зея, Бурея.
  • озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ханка, Таймыр, Неджели, Кроноцкое, Курильское.

определять (измерять):

  • по тематическим картам режим, питание, особенности годового стока, падение реки, возможности хозяйственного использования;

описывать:

  • природные объекты – реки, озёра России;

объяснять:

  • особенности питания и режима рек и их изменение в результате деятельности человека;причины возникновения опасных природных явлений, связанных с водой, их распространение по территории страны;объяснять распространение вечной мерзлоты, ее влияние на состояние природного комплекса и освоение территории человеком;

оценивать и прогнозировать:

  • водные ресурсы территории России;изменения водных объектов под воздействием человеческой деятельности;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории страны.

приводить примеры использования охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий, связанных с водой;проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа: Определение по картам распространения типов почв и условий для их образования.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

понятие  мелиорация;

термины: глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные почвы, таежно-мерзлотные почвы, почвенный профиль, главные типы почв, орошение, осушение, борьба с эрозией;

теоретические и эмпирические знания:

  • главные типы почв России, их распределение, почвенные ресурсы России, меры по сохранению плодородия почв;

уметь

называть и (или) показывать:

  • главные типы почв России;

определять (измерять):

  • возможности хозяйственного использования разных типов почв;

объяснять:

  • почвообразовательный процесс;

оценивать и прогнозировать:

  • почвенные и земельные ресурсы территории России;
  • изменения почв под воздействием человеческой деятельности;

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности. 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

термины: биологические ресурсы, природное сообщество;

теоретические и эмпирические знания:

  • разнообразие растительного и животного мира России, биологические ресурсы;

уметь

объяснять:

  • особенности развития растительного и животного мира природных зон;

оценивать и прогнозировать:

  • оценивать влияние географического положения на формирование особенностей растительного и животного мира России; влияние рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира на жизнь, быт и деятельность людей;биологические ресурсы территории России;

Раздел II. Природное районирование. 28 ч.

Природное   районирование. Состав и структура природного комплекса. Зональные и азональные природные комплексы. Ландшафты природные и антропогенные.Моря России.Различие морей по географическому положению. Моря Черное и Азовское, Балтийское, Каспийское море. Моря Северного Ледовитого и Тихого океанов, омывающие территорию России. Особенности природы морей. Транспортное значение. Северный морской путь.Использование природных ресурсов морей. Экологические проблемы.

Практическая работа:

Составление характеристики моря как природного комплекса на основе использования различных источников информации.

Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры.  Леса России. Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность на территории России. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.        Крупные природные комплексы. Русская равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины. Природные уникумы и природные богатства Русской равнины. Северный Кавказ.  Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Западно-Сибирская равнина. Природные ресурсы  Западно-Сибирской равнины. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Горы юга Сибири. Байкал - жемчужина Сибири. Природные ресурсы Восточной Сибири. Дальний Восток: особенности природы. Природные ресурсы  Дальнего Востока

Практическая работа:

Оценка обеспеченности водными ресурсами территории Северного Кавказа. Проблемы их использования.

Оценка климатических показателей Урала для жизни и хозяйственной деятельности его населения.

Выявление зависимости между природными компонентами природы на примере одного из природных комплексов.

Определение различий в распространении высотных поясов в горах Юга Сибири между западными и восточными, северными и южными склонами и объяснение этих различий. 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

понятия: природная зона, национальный парк;

термины: природная зональность;

теоретические и эмпирические знания:

  • природно-хозяйственные зоны России, характеристику природных зон страны, заповедники, высотную поясность;

уметь

описывать:

  • природные зоны России;

объяснять:

  • зависимости между компонентами природы в природных зонах;особенности развития растительного и животного мира природных зон;объяснять физико-географические особенности природных зон;

оценивать и прогнозировать:

  • оценивать влияние географического положения на формирование особенностей природных компонентов; влияние рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира на жизнь, быт и деятельность людей в природных зонах;изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности;

выделять, описывать и объяснять:

  • существенные признаки природных зон;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории страны.

приводить примеры использования охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

составлять краткую географическую характеристику разных природных зон на основе разнообразных источников географической информации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Раздел III. Природные ресурсы, характер их использования. Охрана природы.(4ч.)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления, Антропогенные воэдействия на природу, объекты Всемирного культурного наследия. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Практическая работа:

Оформление контурной карты " Природные уникумы России". 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

понятия: экстремальные условия; рациональное природопользование; охрана природы;

термины: стихийные природные явления; географический прогноз; мониторинг; биосферный заповедник;

теоретические и эмпирические знания: географию стихийных явлений; меры по борьбе со стихийными природными явлениями; виды антропогенных ландшафтов; виды географических прогнозов; экологическую ситуацию в России;

уметь

определять (измерять):

  • возможности хозяйственного использования различных природных ресурсов России;

объяснять:

  • объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;объяснять влияние деятельности человека на природные комплексы;

оценивать и прогнозировать:

  • природные ресурсы территории России;изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности;

приводить примеры 

  • использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, охране и улучшению, принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Повторение (2ч.)

Приложение 1.

Перечень основных понятий и терминов курса.

Понятия:

Физико-географическое положение, полезные ископаемые, сели, оползни, солнечная радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон, коэффициент увлажнения, испаряемость, падение и уклон реки, годовой сток, наводнение, паводок, многолетняя мерзлота, водные ресурсы, мелиорация, национальный парк, природные условия, природные ресурсы экстремальные условия; рациональное природопользование; охрана природы.

Термины:

Местное, поясное, летнее, декретное время, линия перемены дат, платформа, подвижные складчатые пояса, геология, геотектоника, палеонтология, геохронологическая таблица, щит, месторождения полезных ископаемых, минерально-сырьевая база, климатическая область, засуха, пыльные бури, ураганы, заморозки, глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные почвы, таежно-мерзлотные почвы, почвенный профиль, главные типы почв, орошение, осушение, борьба с эрозией, биологические ресурсы, фация, природная зональность, фён, бора, урманы, гривы, колки, гидролакколиты, траппы, тарыны; стихийные природные явления; географический прогноз; мониторинг; биосферный заповедник.

Приложение 2.

Перечень географических объектов, изучаемых в курсе «География России» 8 класс.

Тема: Географическое положение России.

а) Крайние точки страны: мысы Челюскин, Флигели, Дежнёва, гора Базардюзю, песчаная коса Гданьского залива, остров Ратманова.

б) Пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США.

в) Моря, омывающие Россию: Балтийское, Азовское, Черное, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское море-озеро.

г) Северный морской путь.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

а) Равнины: Русская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Северо-Сибирская низменность, Прикаспийская низменность, Валдайское и Смоленско-Московская возвышенность.

б) Горы: Кавказ, Уральские, Алтай, Саяны, Бырранга.

в) Хребты: Черского, Верхоянский, Становой, Яблоновый, Хамар-Дабан, Сихотэ-Алинь, Буреинский.

г) Нагорья: Становое, Витимское, Алданское, Колымское, Чукотское, Корякское.

Тема: Внутренние воды.

а) Реки: Волга, Ока, Кама, Онега, Северная Двина, Печора, Нева, Дон, Терек, Кубань, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Зея, Бурея.

б) Озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ханка, Таймыр, Неджели, Кроноцкое, Курильское.

Тема: Природа регионов России.

Карелия, вдп. Кивач, Валдай, оз. Селигер, Прикубанская равнина, Кунгурская пещера, река Чусовая, Васюганье, Оймякон, Минусинская котловина, Долина гейзеров.

Контроль уровня обученности

Контроль знаний по теме «Рельеф, геологическое строение»

Вари ант 1

  1. Что определило рельеф  России?
  1. Особенности географического развития
  2. особенности тектонических структур
  3. и то и другое
  1. наиболее  молодой платформой является
  1. Русская
  2. Сибирская
  3. Западно-Сибирская
  1. В пределах Сибирской платформы находится
  1. Прикаспийская низменность
  2. Приволжская возвышенность
  3. Среднесибирское плоскогорье
  4. Западно-Сибирская равнина
  1. Выберите самые молодые и высокие горы России
  1. Сихотэ-Алинь
  2. Хибины
  3. Уральские
  4. Кавказские
  1. Разнообразие рельефа России подтверждается наличием
  1. Горных сооружений, окаймляющих ранины на юге, востоке и северо-востоке
  2. Обширных равнин разной высоты, средневысотных и  высоких гор
  3. Равнин, занимающих более половины территории страны
  4. Общего понижения к северу
  1. Выберите группу природных объектов, на которых под действием текучих вод образовалась густая речная система, овраги, балки
  1. Среднерусская и Приволжская возвышенности
  2. Прикаспийская и западно-Сибирская (северная часть ) низменности
  3. Валдайская возвышенность
  4. Кольский полуостров

  1. Прочтите описание и определите, какой равнине оно соответствует.

«Это холмистая ранина с чередованием низменностей и возвышенностей. Ее средняя высота составляет 150 метров. Площадь около 4 млн. км2  

8.   Самая крупная литосферная плита на территории России:
А. Охотоморская.

Б. Евразийская

В. Амурская.

9.  Железные руды сформировались:
А. В палеозойскую эру.

Б. В архейскую и протерозойскую эры.

В. В мезозойскую эру

10. Какое море оказало наибольшее влияние на формирование рельефа: 

А. Каспийское.                                                                                                

Б. Чёрное.

В. Балтийское.

11. Какие формы рельефа создает ветер? Где В России их можно встретить?

12. дайте определение терминов:  платформа, полезные ископаемые, эндогенные процессы.

13. Выделите положительные и отрицательные аспекты взаимодействий рельефа и человека на примере Курганской области.

14. Составьте характеристику Русской равнины по плану:

1.  географическое положение

2. Какой тектонической структере  соответствует

3. Средние высоты

4. Наибольшая высота

5. Внешние процессы, формирующие рельеф

6. Стихийные явления

7. Полезные ископаемые

Вари ант 2

  1. В основании какой тектонической структуры лежит жесткий фундамент, покрытый рыхлыми осадочными породами?
  1. Складчатых поясов
  2. Платформы
  1. На русской платформе на поверхность выходят древние породы фундамента в виде щитов
  1. Алданског
  2. Анабарского
  3. Балтийского
  1. В пределах русской платформы находятся
  1. Прикаспийская низменность
  2. Приволжская возвышенность
  3. Среднесибирское плоскогорье
  1. Выберите самые древние, низкие и богатейшие горы России
  1. Сихотэ-Алинь
  2. Хибины
  3. Уральские
  4. Кавказские
  1. Направление течения крупнейших рек России подтверждает наличие
  1. Горных сооружений, окаймляющих ранины на юге, востоке и северо-востоке
  2. Обширных равнин разной высоты, средневысотных и  высоких гор
  3. Равнин, занимающих более половины территории страны
  4. Общего понижения к северу
  1. Выберите группу природных объектов,  для которых характерен моренный холмисто-грядовый рельеф
  1. Среднерусская и Приволжская возвышенности
  2. Прикаспийская и Западно-Сибирская (северная часть ) низменности
  3. Валдайская возвышенность
  4. Кольский полуостров

  1. Прочтите описание и определите, какой равнине оно соответствует.

« Эта равнина находится в пределах Сибирской платформы. складчатый фундамент платформы выходит на поверхность в виде щитов. По многочисленным трещинам произошло излияние магматических пород-траппов»

 8.  К складчатым поясам приурочены полезные ископаемые:
А. Горючие.

Б. Химическое сырьё.

В. Руды металлов.

9.  Новейшие тектонические движения происходили:
А. В мезозойское время.

Б. В палеогеновое время.

В. В неоген-четвертичное время.

10.  Какие формы рельефа образуются не в результате деятельности ледников:
А. Моренный рельеф.

Б. Балки и овраги.

В. Озёрные котловины.

11. Какие формы рельефа создает вода? Где В России их можно встретить?

12. Дайте определение терминов:  складчатый пояс, бассейн, морена, экзогенные прцессы.

13. Выделите положительные и отрицательные аспекты взаимодействий рельефа и человека на примере Курганской области.

14. Составьте характеристику Среднесибирского плоскогорья по плану:

1.  географическое положение

2. Какой тектонической структуре  соответствует

3. Средние высоты

4. Наибольшая высота

5. Внешние процессы, формирующие рельеф

6. Стихийные явления

7. Полезные ископаемые

Контроль знаний по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

Вариант 1

 Задание 1

Найдите соответствие между определениями и понятиями:

  1. Переходная полоса между двумя различными воздушными массами.
  2. Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре
  3. Количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.
  4. Оймякон
  5. Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой земли

  1. Суммарная радиация
  2. Атмосферный фронт
  3. Трансформация
  4. Циклон
  5. Антициклон
  6. Коэффициент увлажнения
  7. Агроклиматические ресурсы
  8. Засуха
  9. Пыльные бури
  10. «полюс холода»
  11. Инверсия
  12. Изотерма

Задание 2

По климатическим картам, определите тип климата в следующих районах России:

  1. Карелия
  2. Алтай
  3. Сахалин
  4. Камчатка
  5. Прикаспийская низменность

Задание 3

Составить характеристику климата территории России по плану:

  1. Географическое положение
  2. Суммарная радиации
  3. Господствующие воздушные массы
  4. Область атмосферы (циклон или антициклон)
  5. Средняя температура воздуха января,июля, амплитуда.
  6. Неблагоприятные явления
  7. Тип климата.

Вариант 2

Задание 1

Найдите соответствие между определениями и понятиями:

  1. Соотношение осадков и испаряемости
  2. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре
  3. Явления повышения температуры с высотой в котловинах Сибири (перевернутая температура)
  4. Линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха.
  5. Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.
  1. Суммарная радиация
  2. Атмосферный фронт
  3. Трансформация
  4. Циклон
  5. Антициклон
  6. Коэффициент увлажнения
  7. Агроклиматические ресурсы
  8. Пыльные бури
  9. «полюс холода»
  10. Инверсия
  11. Изотерма

Задание 2

По климатическим картам, определите тип климата в следующих районах России:

  1. Подмосковье
  2. Север Западной Сибири
  3. Остров Врангеля
  4. Сихотэ-Алинь
  5. Среднесибирское плоскогорье

Задание 3

Составить характеристику климата территории России по плану:

  1. Географическое положение
  2. Суммарная радиации
  3. Господствующие воздушные массы
  4. Область атмосферы (циклон или антициклон)
  5. Средняя температура воздуха января,июля, амплитуда.
  6. Неблагоприятные явления
  7. Тип климата.

Контроль знаний по темам « Моря России», « Природные зоны России"

1 вариант

1. Дайте определение понятиям «природная зона», «широтная зональность»

2. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:

А) тайга распространена в умеренном климатическом поясе

Б) в тайге преобладают серые лесные почвы

В) в условиях резко континентального климата преобладает темнохвойная еловая тайга

Г) в тайге живут белка, бурундук, медведь

3. Определите по описанию природную зону:

Огромные сосны и ели образовали зеленый шатёр, а под ним заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках растут березы, осины, липы. Встречаются дубравы.

4. Выберите птицу степей:

А)  Куропатка  Б)  Дрофа  В)  Тетерев  Г)  Дятел  Д)  Голубь 

5. Выберите верные утверждения:

        А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы

        Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси

        В) Главное богатство тайги – древесина

        Г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и увлажненности

        Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом

        Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса

        Ж) В зоне тундры водятся олени

        З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине

        И) Воздействие человека изменяет природный комплекс

6. Дайте характеристику зоны тундр

2 вариант

1. Дайте определение понятиям  «высотная поясность» , «ПТК»

2. Найдите ошибки в тексте и дайте правильный ответ:

А) В степной зоне избыточное увлажнение (Кувл>1)

Б) В зоне тундры встречаются ягоды –  брусника, водяника, морошка

В) На Дальнем востоке распространены степи

Г) В арктической пустыне живут тюлени, моржи, белые медведи

3. Определите по описанию природную зону:

Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдувается ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину.

4. Выберите деревья зоны тайги:

А)  Береза  Б)  Липа  В)  Сосна  Г)  Ель  Д)  Лиственница

5. Выберите неверные утверждения:

        А) В тундре преобладают дерново-подзолистые почвы

        Б) В степях преобладают серые лесные почвы

        В) Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундрам

        Г) В настоящее время степи почти полностью распаханы

        Д) Поверхностный сток в степях незначительный

        Е) На среднесибирском плоскогорье преобладает темнохвойная тайга

        Ж) В зоне степей много грызунов

        З) Смешанные леса протянулись широкой полосой от западных границ  до Охотского моря

        И) В лесотундре лес встречается в основном в долинах рек

6. Дайте характеристику зоны степей

Контроль знаний по теме «Крупные природные районы»

  1. Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири?
  2. Сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и заполните таблицу со сравнительной характеристикой.

Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

Воды

Почва

Растительность

Животные

  • Назовите самую распространенную породу дерева в России.
  • Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?
  • Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны?
  • Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной?
  • Как животные приспособились к условиям тайги?

Итоговый контроль знаний

I вариант

Часть А

  1. Какая часть Русской равнины лежит на Балтийском щите?

а) Кольский п-ов, Карелия;

б) Среднерусская возвышенность;

в) Прикаспийская низменность;

г) Тиманский кряж

  1. Самая высокая часть Кавказа:

а) Предкавказье; б) Западный Кавказ; в) Восточный Кавказ; г) Центральный Кавказ

  1. Какое растение является типичным для летней степи?

а) тюльпан; б) пион; в) мак; г) ковыль

  1. К какому периоду относят образование Уральских гор?

а) мезозойской складчатости;

б) байкальской складчатости;

в) кайнозойской складчатости;

г) герцинской складчатости

  1. Какова причина континентальности климата Западно-Сибирской равнины?

а) расположение в умеренных широтах;

б) удаленность от Атлантического океана;

в) равнинный рельеф;

г) горы, окружающие равнину на западе и на юге.

  1. Укажите самую высокую вершину Восточной Сибири:

а) Победа; б) Белуха; в) Мунку-Сардык; г) Кызыл-Тайга

  1. Какая река не относится к бассейну Тихого океана?

а) Амур; б) Колыма; в) Анадырь; г) Зея

  1. Какие почвы характерны для широколиственных лесов Дальнего Востока?

а) серые лесные; б) подзолистые; в) мерзлотно-таежные; г) бурые лесные.

Часть В

  1. Морены, троги, бараньи лбы – что у них общего?  
  2. Дайте определению понятию «бора».  
  3. Выберите правильную последовательность смены природных зон на Кавказе от подножий – к вершинам:

а) хвойные леса – альпийские луга – смешанные леса – вечные снега;

б) хвойные леса – альпийские луга – вечные снега;

в) альпийские луга – вечные снега – хвойные леса;

г) вечные снега – альпийские луга – широколиственные леса.

  1. О каком уникальном природном комплексе идет речь? В пределах какого крупного ПК он находится?

«Этот природный комплекс представляет собой большой древний межгорный прогиб. Для него характерны разнообразные формы рельефа – широкие равнины, холмы, увалы, мелкие сопки и низкогорья. На повышенных местах можно видеть выходы на поверхность древних пород. Большая часть этого природного комплекса одета, как плащом, мощными толщами лесса, поэтому здесь распространены очень плодородные лесостепные и степные почвы – черноземы.

Одна из интересных климатических особенностей этого природного комплекса – наблюдающиеся здесь зимой температурные инверсии. По числу солнечных теплых дней этот природный комплекс сильно отличается от остальной территории крупного ПК, в пределах которого он находится. Теплый климат позволяет называть эти места Италией. Здесь успешно занимаются возделыванием не только зерновых культур, но и садоводством и бахчеводством».  

 Часть С

  1. Почему рельеф зон лесостепей и степей Русской равнины изрезан оврагами и балками?
  2. Почему климат Владивостока намного холоднее, чем климат Сочи, расположенного на той же широте?
  3. Почему Урал ниже Алтая?
  4. Почему ни в одном горном районе страны нет такого большого числа высотных поясов, как на Кавказе?

II вариант

Часть А

  1. Какая форма рельефа является моренной грядой?

а) Среднерусская возвышенность;

б) Валдайская возвышенность;

в) Прикаспийская низменность;

г) Печорская низменность

  1. Какое полезное ископаемое залегает в месторождениях Халиловское, Магнитогорское, Качканарское?

а) золото; б) железная руда; в) соль; г) нефть

  1. Главная особенность рельефа Западной Сибири:

а) избыточное увлажнение; б) многолетняя мерзлота; в) плоский рельеф; г) все перечисленное

  1. Какие деревья вырастают в тайге на месте лесных пожаров?

а) сосны, лиственницы; б) ели, сосны; в) осинники, березняки; г) пихты, ели

  1. Какой тип климата в Восточной Сибири?

а) умеренно-континентальный;

б) континентальный;

в) резко континентальный;

г) муссонный

  1. В Сочи – самая теплая зима в России, потому что:

а) находится на берегу моря; б) отделен от холодного воздуха Русской равнины горами; в) расположен на равном расстоянии между экватором и Северным полюсом; г) все ответы верные

  1. Какой природный объект не находится на Алтае?

а) Телецкое озеро; б) Катунские белки; в) альпийские луга; г) озеро Байкал

  1. Какая часть Урала является наиболее высокой?

а) Полярный; б) Приполярный; в) Северный; г) Средний

Часть В

  1. Урманы, гривы, колки – где их можно увидеть?  
  2. Дайте определению понятию «полесье».  
  3. Выберите правильную последовательность смены природных зон на Алтае от подножий – к вершинам:

а) гольцы – горные тундры – леса – альпийские луга;

б) альпийские луга – гольцы – горные тундры – леса;

в) горные тундры гольцы – альпийские луга - леса;

г) леса – альпийские луга – горные тундры – гольцы.

  1. О каком уникальном природном комплексе идет речь? В пределах какого крупного ПК он находится?

«Этот природный комплекс поражает необычайной красотой и своеобразием природы. Летом здесь почти не заходит солнце. Белые ночи придают особое очарование зеленым массива лесов, причудливым очертаниям озер с прозрачной водой, рекам с порогами и водопадами. Зимой здесь царство чистого белого снега с синевой замерзших озер и со стройными елями и соснами.

Почти весь ПК лежит в пределах восточной части Балтийского кристаллического щита, сложенного гранитами и гнейсами. Поверхность его отличается сильной пересеченностью – чередованием возвышенностей, низменностей, гранитных скал и котловин. Здесь же можно увидеть следы древнего оледенения – выпаханные ледником котловины озер, отполированные скалы – «бараньи лбы». Многочисленные озера заполняют тектонические впадины и понижения доледникового рельефа. Озера соединены короткими порожистыми реками с быстрым течением и прохладной прозрачной водой. На каменистых ступенях русел рек встречаются водопады, самым знаменитым из них является Кивач. В 1719 году по указанию Петра I здесь был построен первый в России курорт в связи с открытием источника минеральной воды, содержащей большое количество железа. В 1964 году  на его базе стал работать санаторий «Марциальные воды»».

Часть С

  1. Почему сухопутная Москва считается портом пяти морей?
  2. Почему органический мир Дальнего Востока богаче органического мира европейской России?
  3. Почему ледниковые покровы в восточном секторе Арктики практически отсутствуют?
  4. Почему именно в Сибири распространена светлохвойная тайга?

III вариант

Часть А

  1. Какие леса распространены на Русской равнине?

а) елово-пихтовые; б) елово-сосновые; в) пихтово-сосновые; г) кедрово-сосновые

  1. Какие полезные ископаемые добывают в Предкавказье?

а) нефть и газ;

б) полиметаллические руды;

в) уголь, молибден;

г) нефть, вольфрам

  1. Какое месторождение на Урале является старейшим местом золотодобычи?

а) Березовское; б) Качканарское; в) Баженовское; г) Усольское

  1. Какое нагорье не входит в состав Дальнего Востока?

а) Колымское; б) Корякское; в) Чукотское; г) Становое

  1. Для характеристики зоны степей можно использовать следующие утверждения:

а) годовая сумма осадков достигает 500-800 мм;

б) здесь отчетливо прослеживаются черты засушливого климата;

в) почвы этой зоны малоплодородны, происходит их засоление;

г) мощность снежного покрова мала;

д) в настоящее время растительность сильно преобразована, 40-60% территории распаханы;

е) леса встречаются лишь по балкам и в поймах.  

  1. Что является причиной ясной, безоблачной и холодной погоды в Восточной Сибири?

а) атлантические воздушные массы;

б) сибирский антициклон;

в) арктические воздушные массы;

г) западные ветры

  1. Птица, поражающая красотой своего оперения, эндемик Дальнего Востока?

а) сорока; б) утка-мандаринка; в) земляной дрозд; г) кедровка

  1. Ильменский заповедник знаменит:

а) специфической флорой;

б) живописным рельефом;

в) редкой фауной;

г) уникальным скоплением минералов

Часть В

  1. «Земной пояс, «Камень», «Рифейские горы» - каково их современное название?
  2. Дайте определению понятию «лакколит».  
  3. Выбери правильную последовательность смены природных зон в горах Северо-Восточной Сибири от подножий – к вершинам:

а) леса – горная тундра – заросли кедрового стланика – холодные пустыни и ледники;

б) горная тундра – холодные пустыни – вечные снега и ледники;

в) леса – заросли кедрового стланика – горная тундра – вечные снега и ледники;

г) леса – горная тундра – холодная пустыня.  

  1. О каком уникальном природном комплексе идет речь? В пределах какого крупного ПК он находится?

«В этом природном комплексе самым причудливым образом сочетаются хвойные и широколиственные породы. Кедр и лиственница растут рядом с маньчжурским орехом и амурским бархатом. В целом здесь произрастает свыше 250 видов деревьев и кустарников. Этот природный комплекс занимает одно из первых мест в мире по числу эндемиков – растений, распространенных лишь в данном районе. Только здесь растут бархат (пробковое дерево) и железная береза. Много здесь и реликтовых растений, сохранившихся со времен неогена.

Разнообразен и животный мир этого природного комплекса. К эндемикам относятся уссурийский тигр, кожистая черепаха, к остаткам фауны неогена и четвертичного периода принадлежат пятнистый олень, черный уссурийский медведь, амурская антилопа горал, маленькая изящная утка-мандаринка, поражающая красотой своего оперенья, земляной дрозд. Много мошек и клещей, приносящих вред человеку и животным. В озерах и реках обитает до сотни видов рыб». 

Часть С

  1. Почему самые низкие температуры воздуха в России были зафиксированы в котловинах?
  2. Почему золото и самоцветы нередко добывают из наносов рек?
  3. Почему отсутствуют смешанные леса в Западной Сибири?
  4. Почему крупнейшим центром горного оледенения являются Кавказские горы, расположенные на юге нашей страны, а не многочисленные горные системы в северных районах России?

IV вариант

Часть А

  1. Какая форма рельефа подвержена воздействию водной эрозии?

а) Окско-Донская равнина;

б) Тиманский кряж;

в) Среднерусская возвышенность;

г) Печорская низменность

  1. Какой фактор оказал наибольшее влияние на рельеф южной части Русской равнины?

а) древний ледник; б) водная эрозия; в) эоловые процессы; г) тектонические движения

  1. В какой части Кавказских гор находятся горы-лакколиты – Машук и Бештау?

а) в Предкавказье;

б) в Большом Водораздельном хребте;

в) на Центральном Кавказе;

г) на Восточном Кавказе

  1. Какая часть Урала имеет многолетнюю мерзлоту, курумы, скалы и останцы?

а) Полярный Урал; б) Приполярный Урал; в) Средний Урал; г) Южный Урал

  1. Что не является причиной четко выраженной широтной зональности на Западно-Сибирской равнине?

а) большая площадь равнины;

б) плоский рельеф;

в) вытянутость с запада на восток;

г) протяженность с севера на юг

  1. Для природы Западно-Сибирской равнины характерно:  

а) избыточное и достаточное увлажнении;

б) отчетливо выраженная зональность;

в) смещение природных зон к югу;

г) отсутствие зоны широколиственных и хвойно-широколиственных лесов

  1. Какая река является левым притоком Оби? ……     -    ……..а) Таз; б) Пур; в) Надым; г) Иртыш
  2. Каков возраст озера Байкал?

а) 5 – 15 тыс. лет; б) 15 – 20 тыс. лет; в) 15 – 20 млн. лет; г) 111 тыс. лет

Часть В

  1. Найдите лишнее: ПЗ тайги: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель.   
  2. Дайте определению понятию «кимберлит».  
  3. Выберите правильную последовательность смены природных зон на Кавказе от подножий – к вершинам:

а) хвойные леса – альпийские луга – смешанные леса – вечные снега;

б) хвойные леса – альпийские луга – вечные снега;

в) альпийские луга – вечные снега – хвойные леса;

г) вечные снега – альпийские луга – широколиственные леса.

  1. О каком уникальном природном комплексе идет речь? В пределах какого крупного ПК он находится?

«Этот природный комплекс состоит из двух параллельных гряд, имеющих вулканическое происхождения. Здесь насчитывается 104 вулкана, из которых 39 – активны. Не менее 75 вулканических вершин имеют высоты от 50 до 1300 м, а 12 вершин превышают 1300 м. Самый высокий вулкан этого природного комплекса – вулкан Алаид (2339 м). О продолжающихся движениях земной коры в этом районе свидетельствуют частые землетрясения и моретрясения, вызывающие приливные волны огромной разрушительной силы – цунами.

Климат здесь муссонный морской, умеренно холодный, на севере довольно суровый. Лето прохладное, зимы холодные, снежные, длительные. На юге выпадает до 1000 мм осадков в год, а на севере – около 600 мм. Почвы разнообразные: горно-тундровые, горно-луговые, дерновые, под лесами – слабоподзолистые. На севере в нижнем ярусе господствуют заросли кедрового стланика и ольховника, выше 550-1000 м – горные тундры. На юге у подошвы гор растут редкоствольные леса из каменной березы, еще южнее к ним примешивается бамбук. Выше 500-600 м с каменной березой соседствует кедровый стланик и ольховник. В лесах водятся лисица, медведь, волк, горностай».  

Часть С

  1. Почему на реках Дальнего Востока не бывает весеннего половодья?
  2. Почему овражная сеть наиболее развита именно в лесостепной зоне Русской равнины?
  3. Почему полюс холода северного полушария находится на северо-востоке страны?
  4. Почему большая часть Западно-Сибирской равнины сильно заболочена, хотя здесь выпадает 300-500 мм осадков, что значительно ниже, чем на тех же широтах Русской равнины.

 V вариант

Часть А

  1. Какое полезное ископаемое называют «горным льдом»?

а) хром; б) никель; в) асбест; г) яшму

  1. Почему на Урале наблюдается недостаток воды?

а) Урал получает мало осадков;

б) на Урале нет рек;

в) недостаточное увлажнение;

г) реки Урала маловодны

  1. Как называется на Байкале самый мощный ураганный ветер?

а) баргузин; б) култук; в) сарма; г) верховик

  1. Где на Дальнем Востоке растут пробковое дерево и железная береза?

а) в Приамурье; б) на Камчатке; в) на Сахалине; г) в Приморье

  1. Какую тайгу называют светлохвойной?

а) еловую; б) пихтовую; в) лиственничную; г) кедровую

  1. Какую энергию использует Паужетская электростанция на Камчатке?

а) геотермальную;

б) энергию Солнца;

в) энергию ветра;

г) энергию приливов и отливов

  1. Предуральский краевой прогиб сложен следующими породами:

а) глины, пески, известняки, соли;

б) архейские и протерозойские кристаллические сланцы и кварциты;

в) палеозойские песчаники, сланцы, известняки, мраморы;

г) палеозойские осадочные толщи с магматическими породами (руды, камни и т.п.).  

  1. Какое полезное ископаемое добывают в кимберлитовых трубках?

а) золото; б) уголь; в) алмазы; г) платину

Часть В

  1. Найдите лишнее: ПЗ степи: черника, ковыль, типчак, кострец.    
  2. Дайте определению понятию «наледь».
  3. Выберите правильную последовательность смены природных зон на Алтае от подножий – к вершинам:

а) гольцы – горные тундры – леса – альпийские луга;

б) альпийские луга – гольцы – горные тундры – леса;

в) горные тундры гольцы – альпийские луга - леса;

г) леса – альпийские луга – горные тундры – гольцы.

  1. О каком уникальном природном комплексе идет речь? В пределах какого крупного ПК он находится?

«Этот природный комплекс представляет собой высочайшие горы всей Сибири. Художник Николай Рерих считал его жемчужиной Сибири и всей Азии. Он восхищался этой чудесной страной, полной «прекрасных лесов, гремящих рек и белоснежных хребтов». Именно в этом природном комплексе академик В.А. Обручев выявил новейший этап в развитии рельефа — неотектонический. Сложная геологическая история этой территории — главная причина богатства металлическими рудами. Здесь наиболее богатая во всей Сибири тайга, самые пышные луга и горные пастбища.

В этом ПК отчетливо выражена высотная поясность. Над степями и горной лесостепью простирается могучая горная тайга: на севере она поднимается — до 400—1500 м, на юге — до 1700—2400 м. Темно-хвойную тайгу образуют сибирские кедры, ели, пихты. Северо-западные предгорья покрыты сосновыми и лиственными лесами. В более засушливых местах преобладают осветленные леса из сибирской лиственницы. Тайга сменяется горными альпийскими лугами, над которыми с высоты 1600 м простираются горные тундры и скальные снежно-ледниковые пики. Данная территория в конце 1998 г. была включена в список объектов всемирного наследия». 

Часть С

  1. Почему именно на Русской равнине наиболее полно представлены природные зоны?
  2. Почему мех сибирских пушных зверей так высоко ценится во всем мире?
  3. Почему при высокой сейсмичности территории гор Южной Сибири там нет действующих вулканов?
  4. Почему дальше всего на север леса заходят по долинам рек?

VI вариант

Часть А

  1. Какие следы оставил древний ледник на Русской равнине?

а) «бараньи лбы», округленные скалы;

б) барханы, дюны;

в) остроконечные вершины;

г) ущелья

  1. Между какими полуостровами расположены Кавказские горы?

а) Крымским и Таманским;

б) Таманским и Апшеронским;

в) Крымским и Апшеронским;

г) все перечисленное верно

  1. К какой группе по происхождению относятся Уральские горы?

а) к складчатым; б) к складчато-глыбовым; в) к глыбовым; г) к вулканическим

  1. Укажите возраст хребтов северо-востока Сибири:

а) палеозойской складчатости;

б) мезозойской складчатости;

в) герцинской складчатости;

г) байкальской складчатости

  1. Большая тектоническая подвижность Дальнего Востока объясняется:

а) приморским положением региона;

б) большой протяженностью с севера на юг;

в) горным рельефом;

г) положением на стыке литосферных  плит.  

  1. Наибольшее оледенение наблюдается:

а) на Алтае; б) в Саянах; в) на плато Путорана; г) в горах Сихотэ-Алиня.

  1. Нефтяные месторождения Западной Сибири были открыты

а) в XVIII веке; б) в XIX веке; в) в начале ХХ века; г) во второй половине XX века

  1. Какой район Дальнего Востока менее всего подвержен действию цунами?

а) Камчатка? б) Курильские острова; в) Сахалин; г) Чукотка

Часть В

  1. Найдите лишнее: ПЗ пустыни: полынь, саксаул, джузгун, морошка. 
  2. Дайте определению понятию «карст».    
  3. Выбери правильную последовательность смены природных зон в горах Северо-Восточной Сибири от подножий – к вершинам:

а) леса – горная тундра – заросли кедрового стланика – холодные пустыни и ледники;

б) горная тундра – холодные пустыни – вечные снега и ледники;

в) леса – заросли кедрового стланика – горная тундра – вечные снега и ледники;

г) леса – горная тундра – холодная пустыня.  

  1. О каком уникальном природном комплексе идет речь? В пределах какого крупного ПК он находится?

«Данный природный комплекс представляет собой страну природных контрастов, необычайного своеобразия, покоряющей красоты. Здесь есть горы, действующие и потухшие вулканы, обширные долины и низменности, горные и равнинные реки, холодные и горячие минеральные источники.  Около 2/3 его площади занято горами. Это область молодых складчато-вулканических гор с тундровой и лесистой растительностью. Хребты увенчаны вулканическими конусами со снеговыми шапками и ледниками. Время от времени этот природный комплекс сотрясают извержения вулканов. Их здесь около 30 действующих и более 130 потухших.

Данный природный комплекс занимает подзона хвойно-березовых парковых лесов с  преобладание мелколиственных деревьев (каменной и японской берез) над хвойными и широкое распространение высокотравья. Среди трав распространены шеламайник, василистник, медвежья дудка. Горные хребты покрыты зарослями кедрового стланика и кустарничковой ольхи, еще выше располагаются горные тундры, альпийские луга и снежная зона ледников. В кедровых стланиках обитают очень крупный бурый медведь, соболь, белка, бурундук, рысь, кедровка. В горных тундрах

Часть С

  1. Почему степи в поясе гор Южной Сибири встречаются пятнами?
  2. Почему наиболее освоенным и густонаселенным является Средний Урал?
  3. Почему именно в Сибири протекают самые полноводные реки страны, хотя климат здесь отличается сухостью?
  4. Почему все месторождения полезных ископаемых Северо-Восточной Сибири расположены в долинах крупных рек?

ОТВЕТЫ

  • 1 вариант

1-а

2-г

3-г

4-г

5-б

6-б

7-б

8-г

9 - Ледниковые формы рельефа.

10-Бора – сильный прерывистый ветер, возникающий когда холодный воздух перетекает через горный хребет, опускается вниз и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух.

11-б

12 – Минусинская котловина, горы Южной Сибири

  • 2 вариант

1-б

2-б

3-в

4-в

5-в

6-б,в

7-г

8-б

9 - Западная Сибирь

10 – Полесье – пониженная равнина, обычно в подзоне смешанных лесов или на юге тайги, покрытая лесом, нередко заболоченная; сложена песками, принесенными талыми водами четвертичного отложения.

11-г

12 – Карелия, ВЕР

  • 3 вариант

1-б

2-а

3-а

4-г

5-г,д

6-б

7-б

8-г

9  - Уральский горы

10 – Лакколит – геологическое тело, образовавшееся в результате застывания на небольшой глубине магмы, внедрившейся между слоями осадочных пород.

11-в

12 – Сихотэ-Алинь, Дальний Восток

  • 4 вариант

1-в

2-б

3-а

4-а

5-в

6-б,г

7-г

8-в

9 - Дуб

10 – Кимберлит - особый тип сложных гибридных горных пород, содержащих алмазы.

11-б

12 – Курильские острова, ДВ

  • 5 вариант

1-в

2-г

3-в

4-г

5-в

6-а

7-а

8-в

9 - Черника

10-Наледь – слоистые ледяные массивы на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, образующиеся при замерзании периодически изливающихся (осаждающихся) природных или техногенных вод.

11-г

12 – Алтай, горы ЮС

  • 6 вариант

1-а

2-б

3-б

4-б

5-г

6-а

7-в
8-г


9 - морошка

10 – Карст - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа.

11-в

12 – Камчатка, ДВ

Вопросы части С

Часть С 1 вариант

  1. Почему рельеф зон лесостепей и степей Русской равнины изрезан оврагами и балками? (следствие ухода ледника)
  2. Почему климат Владивостока намного холоднее, чем климат Сочи, расположенного на той же широте? (зимой – мало осадков, действие сибирского антициклона, сильное выхолаживание; летом – действие летнего муссона, больное увлажнение, способствующее понижению температуры)
  3. Почему Урал ниже Алтая? (Алтай – омоложенные горы)
  4. Почему ни в одном горном районе страны нет такого большого числа высотных поясов, как на Кавказе? (горы самые высокие в России и самые южные)

Часть С 2 вариант

  1. Почему сухопутная Москва считается портом пяти морей? (соединена каналами с 5 морями)
  2. Почему органический мир Дальнего Востока богаче органического мира европейской части России? (стык растительного и животного мира северных и южных видов)
  3. Почему ледниковые покровы в восточном секторе Арктики практически отсутствуют? (мало осадков)
  4. Почему именно в Сибири распространена светлохвойная тайга? (очень суровые и сухие зимы, распространена лиственница, которая для уменьшения испарения сбрасывает хвою)

Часть С 3 вариант

  1. Почему самые низкие температуры воздуха в России были зафиксированы в котловинах? (наблюдаются температурные инверсии в горах Сибири в условиях сурового климата)
  2. Почему золото и самоцветы нередко добывают из наносов рек? (вода размывает золотосодержащие горные породы и сносит их вниз по течению)
  3. Почему отсутствуют смешанные леса в Западной Сибири? (нарастает континетальность климата, зимы становятся более суровыми)
  4. Почему крупнейшим центром горного оледенения являются Кавказские горы, расположенные на юге нашей страны, а не многочисленные горные системы в северных районах России? (на Кавказе много осадков, а на севере их мало)

Часть С 4 вариант

  1. Почему на реках Дальнего Востока не бывает весеннего половодья? (они разливаются летом с приходом муссона)
  2. Почему овражная сеть наиболее развита именно в лесостепной зоне Русской равнины? нет деревьев с крупной корневой системой, значительно укрепляющей грунт, сильная деградация почвы в результате сельскохозяйственного использования, деятельность текучих вод ледника)
  3. Почему полюс холода северного полушария находится на северо-востоке страны? (там очень мало осадков при низкой температуре, температурные инверсии)
  4. Почему большая часть Западно-Сибирской равнины сильно заболочена, хотя здесь выпадает 300-500 мм осадков, что значительно ниже, чем на тех же широтах Русской равнины. (заболоченность идет за счет близкого залегания грунтовых вод)

Часть С 5 вариант

  1. Почему именно на Русской равнине наиболее полно представлены природные зоны? (равнинная территория, большая протяженность с севера на юг)
  2. Почему мех сибирских пушных зверей так высоко ценится во всем мире? (звери развиваются в естественных условиях суровой сибирской тайги)
  3. Почему при высокой сейсмичности территории гор Южной Сибири там нет действующих вулканов? (нет стыка литосферных плит)
  4. Почему дальше всего на север леса заходят по долинам рек? (вода рек оказывает отепляющее воздействие на микроклимат)

Часть С 6 вариант

  1. Почему степи в поясе гор Южной Сибири встречаются пятнами? (они находятся только в котловинах, где более теплые условия и закрыты от внешнего воздействия)
  2. Почему наиболее освоенным и густонаселенным является Средний Урал? (самый низкий, много полезных ископаемых, удобное транзитное положение)
  3. Почему именно в Сибири протекают самые полноводные реки страны, хотя климат здесь отличается сухостью? (реки берут начало высоко в горах Южной Сибири и питаются ледниками)
  4. Почему все месторождения полезных ископаемых Северо-Восточной Сибири расположены в долинах крупных рек? (вымываются с гор)

Практические работы

( инструкции в учебнике)

№ 1 Характеристика географического положения России.

№ 2 " Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

№ 3 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

№ 4 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

№ 5 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

№6. «Определение по картам распространения типов почв и условий для их образования».

№ 7" Составление характеристики моря как природного комплекса на основе использования различных источников информации.

№ 8. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе тематических карт; определение объектов охраны».

№ 9 "Выявление зависимости между природными компонентами природы на примере одного из природных комплексов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...