презентация "Технология проблемного обучения"
проект по теме

Данная презентация поможет при проведении семинара, мастер-классов по теме "Современные педагогические технологии". Она содержит материал об особенностях применения технологии, классификации проблемных ситуаций, уровнях проблемного обучения, этапах применения проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tekhnologiya_problemnogo_obucheniya_seminar.ppt899 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где она есть. С.Л.. Рубенштейн Семинар педагогического мастерства Технология проблемного обучения

Слайд 2

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей /основана на теоретических положениях Д.Дьюи/.

Слайд 3

Цель проблемного типа обучения - усвоение научного познания, системы знаний и пути процесса получения этих результатов,путем формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей

Слайд 4

Целевые Ориентации Проблемного обучения Приобретение учащимися знаний умений навыков Повышение прочности знаний Усвоение способов самостоятельной деятельности Формирование поисковых и исследовательских навыков и умений Развитие познавательных и творческих способностей Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования , т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Слайд 5

Особенности методики Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Слайд 6

Классификация проблемных ситуаций По уровню проблемности По виду разногласия По методическим особенностям По типу действий, требующих для их решения

Слайд 7

Уровни проблемного обучения I уровень - несамостоятельная (обычная) активность . учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Учащиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения в условиях проблемной ситуации. II уровень - полусамостоятельная активность . применение прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с учащимися формулирует проблему. III уровень - самостоятельная активность . проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа. IV уровень - творческая активность . выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства.

Слайд 8

Этапы проблемного обучения I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую : состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия . Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития). IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения , переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся. V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Слайд 9

Виды проблемных заданий Задания, в основе содержания которых лежат научная гипотеза (например о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на земле). Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса Задания, в основе которых лежит разрыв в логике, идущий вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями Задания на установление многозначных причинно-следственных связей Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями

Слайд 10

«Не мыслям надо учить, а мыслить» / И.Кант/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....