Главные вкладки

    Логическая схема курса развивающего обучения по географии 6-9 классов
    учебно-методический материал по географии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Логическая схема курса по географии для 6-9 классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Логическая схема школьного курса «География»

    6 — 9 классы

          Курс выстроен в рамках концепции развивающего обучения. Курс нацелен на  приоритетное формирование у учащихся теоретических основ географических знаний, концептуальных положений географической науки и предполагает усвоение основных логико-теоретических опорных схем, необходимых для успешного усвоения и освоения всего эмпирического многообразия географии как науки о Земле.

            Основа любого географического знания — географическая карта. Умение читать карту — основополагающее географическое умение, как умение производить арифметические вычисления в математике. Поэтому первым логическим разделом курса географии в школе является курс, вводящий ученика в науку чтения карты, курс теоретической и практической картографии. Карта — основное понятие в пропедевтике географии; чтение географической карты есть необходимое условие успешного усвоения всех последующих географических знаний. Это картоведение есть приоритетное направление в курсе географии 6 класса.

            Чтение карты служит условием и опорой для дальнейшего продвижения в географическом познании. Учащиеся приступают к изучению ландшафтов Земли на основе их картографического расположения и изображения. Умение читать ландшафт по географической карте и означает умение применять теоретическую модель к конкретному эмпирическому материалу, умение «восходить от абстрактного к конкретному». Карта есть та обобщённая модель земной поверхности, которая позволяет обучающемуся и формирующемуся  мышлению включить в процесс познания многообразие эмпирического материала, интегрированного в общетеоретическое понятийное поле познания. Ученик считывает по карте такое основное понятие географии как «географическая зональность», определяет и «видит» рельеф поверхности Земли. Вообще, географическая карта становится подлинной теоретическо-символической моделью, идеей человеческого , земного обитания.  Такая дедуктивная форма географического мышления вводится в 7 классе.

         Далее ученик учится данную теоретическо-эмпирическую модель обогащать географической, природо- и антропогенной конкретикой, приходит к понятию «геосистема», рассматривает в комплексе взаимоотношения природного и человеческого факторов в развитии Земли, учится смотреть на Землю как на сферу обитания человека, объединяет понятия «геосфера», «биосфера» и «антропосфера» (или «ноосфера» по Вернадскому и Тейар-де-Шардену) в единый понятийный комплекс «Земля как среда человеческого обитания».  Абстрактно-теоретическое картографическое и ландшафтное мышление перерастает в конкретно-теоретическое мышление, позволяющее умело и со знанием дела применять теоретическое знание к конкретным проблемам, связанным со средой обитания человека в том или ином регионе Земли. Школьник усваивает понятия «географическое районирование» как ключевое при рассмотрении среды обитания и жизнедеятельности человеческого сообщества в том или ином регионе Земли. Данные знания, умения и навыки усваиваются школьниками в 8 классе.

          Далее ученик, пользуясь полученными знаниями, способен выстраивать на их основе проективную форму мышления, заключающуюся в способности  предлагать и обосновывать с помощью  теоретической  и эмпирической  аргументации проекты решения тех или иных насущных социально-экономических проблем, связанных с физической или экономической географией — экологические и природоохранные проекты, социально-экономические проекты. Таким образом, ко времени окончания основной школы, учащиеся вплотную подходят к такому виду учебной деятельности, как учебно-исследовательская и учебно-проектная деятельность. Эта, логически завершающая часть курса географии относится к 9 классу.

           Следовательно общеобразовательный курс географии, начинаясь с усвоения теоретической схемы, генетически исходного отношения географической науки — географической карты, логическим образом перетекает в картографическое моделирование, то есть применение теоретических картографических знаний к конкретной географической эмпирической реальности, а последовательно — к проектной деятельности на основе интеграции теоретико-логического и конкретно-эмпирического уровней мышления в понятиях, терминах и фактах географической науки.

         Таким образом, общая логика курса географии, если её выразить в двух словах и кратко-схематически, может быть представлена так:

      Карта —> ландшафт — >географическая система —> среда обитания человека —> перспективы жизнедеятельности общества в данной среде обитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение структурно-логических схем при изучении темы «Предпринимательство» в 10-м классе

    Эффективность развития учащихся, рост их интеллектуального потенциала в процессе изучения темы «Предпринимательство» на уроках экономики зависит не только от усвоения определенной информации, но и от ...

    Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5-6 классах

    В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

    Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"

    Технология развивающего обучения. Урок в 7-м классе "Эпоха Екатерины Великой"...

    Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 6 класса по теме: «Погода».

    Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания : «Описание погоды за сутки».Задачи:обучающие: изучение обучающимися материала о погоде, из...

    Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России".

    Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России".Урок разработан к учебнику: Дронов В.П. География. Россия: при...

    Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Основные типы почв России»

    Урок географии для 8 класса по теме "Основные типы почв России" разработанк учебнику: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. М.: Просвещение, 2018.Разработка урока соо...

    Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения. Урок географии в 8 классе «Вода и человек».

    Урок по теме "Вода и человек" является шестым и предпоследним уроком в теме "Внутренние воды и моря". Основными задачами урока являются рассмотрение значения воды в жизни чело...