Урок географии в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Сухарь Людмила Антоновна

Тема: Поиск и анализ геодемографической информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc177.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Людмила Антоновна Сухарь, учитель географии

Тема: Поиск и анализ геодемографической информации

«Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как история планет» Е. А. Евтушенко

Цели урока:

  • на основе материалов семейной родословной обобщить знания учащихся о современной де мографической ситуации в России;
  • научить школьников самостоятельно собирать и обрабатывать данные, анализировать и де лать выводы;
  • развивать навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • формировать географическое мышление;
  • развивать познавательный интерес к географии;
  • пробудить интерес и любовь к собственной семье, ее истории.

Оборудование: экономическая карта России, плакат с цитатой Е. А. Евтушенко. Тип урока: обобщение.

Форма организации урока: защита исследовательского проекта. Структура урока;

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему урока (сообщение задач урока)
  3. Обсуждение результатов исследования.
  4. Подведение итога.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

Опережающее задание

Во втором полугодии при изучении темы «Население России» школьники проводят со-
циологический опрос.        '
ч

За 2 недели до урока учащиеся самостоятельно собирают географическую информацию, которую оформляют в виде таблиц.

Школьники опрашивают своих родителей и родных по следующим темам.

1. Число детей в семьях моих родословных ветвей

Линия мамы (папы)

Число детей

Продолжительность жизни (среди умерших)

Прапрабабушки

Прабабушки

Бабушка

Мама

Прогноз для моей будущей семьи

Родственники (кого я знаю)

Район проживания

Откуда приехали

Причины переезда

Прапрабабушки

Прапрадедушки

Прабабушки

Прадедушки

Бабушки

Дедушки

Мама

Папа

2. Миграции в семьях

Делаются выводы.

Мои планы

Где живу        

Куда планирую переехать (если планирую)        

Зачем        

Делаются выводы о причинах миграций.

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему урока

-        Мы продолжаем изучение темы «Население России». В Японии считается, что если че ловек не знает свою родословную до девятого колена, то он растет сиротой. Что же тогда ска зать о Россиянах?

Беседа

  • Насколько хорошо каждый из вас знает историю своей семьи? Вам было предложено дома провести свои исследования, собрать и обработать данные семейной родословной. С ка кими проблемами вы столкнулись?
  • Какие данные вы учитывали? (Количество детей в семьях по поколениям, продолжи тельность жизни, влияние на продолжительность жизни исторических событий, миграцион ную подвижность.)
  • Демография- это наука о населении. Каждый из нас постоянно общается с другими людьми, очень разными по возрасту, имеющими различное образование, различную нацио нальность, исповедующими различные религии или атеистами. Мы и ваши прабабушки живем в разное историческое время. В стране нет войн, голода, губительных эпидемий, насильствен ных переселений людей, т. е. наблюдается относительная стабильность. Это не может не вли ять на основные демографические показатели - продолжительность жизни, специфику естест венного движения (соотношение смертности и рождаемости), миграционную подвижность на селения.

Давайте рассмотрим на примерах ваших семей, какие социальные потрясения испытали на себе ваши родные, и к чему это привело (потери от войн, голода, репрессий и др. причины). Ваша задача: на основе данных своей родословной рассказать о миграционной подвижности ваших родных, количестве детей в семьях и продолжительности жизни по поколениям. Сде лать вывод.

3.        Обсуждение результатов исследования        

Каждый ученик рассказывает о своих результатах, делает выводы. Учитель задает на водящие вопросы (если в этом есть необходимость).

  • Различается ли продолжительность жизни у мужчин и женщин?
  • Изменяется ли количество детей в семьях по поколениям?
  • Почему раньше в семьях было большее количество детей?
  • По каким причинам, в основном, меняли место жительства ваши родные (политические, семейно-бытовые и др.)?

-Какой вид миграций преобладал (внешние, внутренние)?

В процессе дискуссии вместе с учениками приходим к общим выводам.

Релаксация

Ученики по очереди выходят к географической карте и показывают основные направле ния миграционных потоков своих родных.

-        Каждое поколение - лишь одно из звеньев бесконечной цепи, связывающей прошлое и будущее. Вы убедились в том, что в России наблюдается демографический спад? Если в нашей стране в конце 19 века в среднем в каждой крестьянской семье рождалось 7-8 детей, то сейчас семья становится малодетной, для нее характерно в среднем 2 ребенка, т. е. Россия перешла на современный тип воспроизводства населения. В России появились программы, тактично на званные «планированием семьи», направленные на разработку действенных мер по повыше нию рождаемости. Детская смертность сейчас во много раз ниже, чем 100 лет назад. Продол жительность жизни увеличилась, при этом у женщин она больше, чем у мужчин. Многие муж-

кие профессии можно отнести к опасным, вредным; травмы и профессиональные заболевания, а также вредные привычки уносят многие жизни. Помните: ваша жизнь и здоровье в ваших собственных руках. Нужно с юных лет учиться самосохранительному поведению, бережно от носиться к своему здоровью и передавать его своим детям.

Понять прошлое России нельзя без знания миграций. Можно сказать, что именно пересе ления создали ту Россию, какой она является сейчас. Миграционное движение сформировало и характер русского народа. Освоение огромных территорий с суровыми природными условиями потребовало настойчивости, мужества, целеустремленности, находчивости и терпения, умения переносить трудности и лишения. Вплоть до 19 века для населения России была характерна небольшая подвижность населения. Лишь небольшая часть активного населения уходила на окраины России. Проживание на одном месте полезно для здоровья, поскольку многие поколе ния предков адаптировались к среде проживания (вспомните пословицу «В родном доме и сте ны помогают»). В середине 20 века в России быстро растут города, развивается промышлен ность и наблюдается резкий рост миграционных потоков. Огромные массы людей устремляют ся в другие районы. Переселения миллионов наших предков на новые земли создали ту страну, которую мы имеем. Благодаря этой активности укреплялось и само государство. Однако ос воение территории «вширь» препятствовало ее должному освоению «вглубь»: уровень благо устройства российских городов и сел далек от совершенства. Поэтому прежде всего нужно улучшать свою «малую Родину» - те места, в которых мы сами живем. А если уж мы решаем куда-либо переехать, то надо с уважением относиться к местным жителям, к природе и культу ре этих мест, стараться понять их и стать с ними духовно близкими.

Таким образом, всего лишь за 100 лет не только в России, но и на всей планете произош ли коренные изменения в геодемографии.

4.        Подведение итога

-        Давайте подведем итоги вашей творческой деятельности по изучению семейной родо словной.

  • Какие затруднения встретились на уроке? Чем они вызваны?
  • Какие-то открытия вы сделали для себя?
  • Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей?
  • Данная работа была для вас интересной и познавательной?

-        Один и тот же объект бывает полезно рассмотреть в пределах небольшого района, крупного региона страны, а порой и всего мира. В каждом случае высвечиваются новые про блемы. На следующем уроке мы рассмотрим демографическую ситуацию на примере нашего поселка.

Закончить урок хочется словами Евгения Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как история планет». Спасибо за работу.

5.        Домашнее задание

Система уроков по курсу «География Ямало-Ненецкого автономного округа. Природа» (8 класс)

Татьяна Николаевна Журавлева, учитель географии МОУ «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»

Пояснительная записка

Учебный курс «География ЯНАО» с 1998 г. введён в базисный учебный план в качестве обязательного предмета национально-регионального компонента в объёме 36 часов (в 8 и 9 классах по 18 часов соответственно). Придание географии своего округа статуса специального курса резко увеличило его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся.

В курсе широко использованы историко-культурные традиции, решаются экологические проблемы. Материал курса не только позволяет развивать знания, умения и навыки учащихся, но и дает пищу для размышлений об окружающем мире, для гармонического развития лично сти. В данном курсе наряду с установкой на развитие индивидуальных склонностей и возмож ностей, учащихся широко использована организация коллективной деятельности и взаимопо мощи учащихся.

К. Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» писал: «Самое разительное, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, и не только образованный, всегда ближе знаком со своим отечеством, с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой и т. д., а русский человек всегда менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». Эта проблема не потеряла своей актуальности и до настоящего времени. Важнейшие требования к программе по географии ЯНАО продиктованы современной идеологией образования - программа должна быть практико-ориентированной и личностно-ориентированной, что предполагает не только обновление содержания географического обра зования, но и существенное изменение организации обучения, воспитания и развития учащих ся. Выбор данной системы обусловлен ещё тем, что в УМК курса представлен учебник, в кото ром учебный материал является довольно сложным для усвоения учащимися школы. Учебное пособие Ларина С. И. «География ЯНАО. 8-9 класс» предназначено не только для учащихся школы, но и для студентов ВУЗов. На изучение природы округа отводится 18 часов. В учебни ке 10 разделов, в которых подробно рассматривается 44 вопроса из физико-географической ха рактеристики округа и экологические проблемы. Объём материала учебника не соответствует временным рамкам курса, поэтому встал вопрос о выборе содержания учебного материала уро ка. Эту проблему позволяет решить учебный модуль урока.

Согласно учебному плану данный предмет в нашей школе преподаётся во втором полуго дии, когда общую характеристику природы России восьмиклассники уже изучили в курсе Гео графия России и знают основные закономерности природы страны. Поэтому, изучая природу округа, учащиеся переносят имеющиеся знания о закономерностях и особенностях природного комплекса страны. На уроках географии ЯНАО во втором полугодии есть возможность отра батывать с учащимися географические умения и закреплять знания физико-географических за кономерностей. Эта система уроков прошла апробацию в течение двух лет.

Учебно-методический комплекс

  1. География   Ямало-Ненецкого   автономного   округа   для   8-9   классов:   Программно-методические материалы. - Салехард: ЯНОИПКРО. - 2003.
  2. География Ямало-Ненецкого автономного округа для 8-9 классов. Учебное пособие под ред. С. И. Ларина. Тюмень: Изд. Тюменского госуниверситета, 2001.
  3. Головченко Л. М. 250 тестов контроля и проверки ЗУН по региональному компоненту «Гео графия ЯНАО». - Салехард: ЯНОИПКРО. - 2004.
  4. Полякова Т.Ю., Орлов АН.Физическая география Ямало-Ненецкого автономного округа. Рабочая тетрадь 8 класс. - Салехард: ЯНОИПКРО. - 2003.
  5. Атлас «География ЯНАО».
  6. Арктика - мой дом. Популярная энциклопедия школьника. Электронная версия.

~~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...