разработка урока по теме "Реки"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Реки. Питание, режим и хозяйственное использование рек.

 

Цель: сформирование представлений о реке, её частях, характеристика рек по картам, определение левого и правого берега, притоков, определение питания рек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_1.rar169.22 КБ

Предварительный просмотр:

Реки. Питание, режим и хозяйственное использование рек.

Цель: сформировать представления о реке, её частях, характеризовать реку по картам, определять левый и правый берега, притоки, определять питание рек.

Ход урока:

  1. организационный момент.
  2. изучение нового материала.

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на следующие загадки:

Течёт, течёт – не вытечет.

Бежит, бежит не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

Вы уже поняли, что тема урока Река. Давайте запишем тему в тетради. Целью нашего урока является сформировать представления о реке, её частях, характеризовать реку по картам, определять левый и правый берега, притоки, определять режим и питание рек.

Давайте вспомним, из каких частей состоит река? Река состоит из истока, русла и устья. Изобразите в тетрадях схему, используя в рисунке составные части ( на полстраницы). (Один человек работает у доски) на схеме нужно подписать части реки.

Теперь дадим определение терминам: исток, приток, устье, русло.

        Исток – начало реки, место с которого появляется постоянное течение воды в русле.

        Устье – место впадения потока реки, в другую реку, море, озеро, водохранилище.        

        Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

        Приток – река, впадающая в другую реку.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.(не происходит накопления наносов)

Дельта – форма устья с протоками, на которое делится главное устье (треугольная или веерообразная форма).

        Откройте          атласах физическую карту полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делаем в виде схемы.

Устье 

дельта

эстуарии

Лена

Волга

Миссисипи

Енисей

Темза

Св. Лаврентия

        

Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернёмся к рисунку, нам его следует дорисовать.

- Где берёт начало главная река? (в озере)

- где берёт начало приток. (в горах – ледники)

-Где ещё могут брать начало притоки? (в болоте, в роднике)

- дорисуем нашу схему: приток берущий начало с родника и болота.

- сколько всего притоков получилось? (три)

- Как их будем различать? (левые и правые)

- как мы определим какой левый, какой         правый? (нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то приток правый, слева – левый.

Посмотрите на притоки, какие они? Как их отличать, если они оба правые? ( тот кто впадает первым – первого порядка, второй второго порядка).

- мы с вами изобразили речную систему, сформулируйте определение речной системы. (сравните с определением в учебнике) сделайте подзаголовок своего рисунка.

Теперь поработаем в атласе. Откройте карту Российской Федерации. Какая река протекает в нашей местности? Притоком какой крупной  Сибирской реки она является? Так давайте опишем речную систему Оби по плану.

  1. Главная река.
  2. Исток главной реки, устье главной реки.
  3. Левые и правые притоки.
  4. Притоки 1, 2, 3 порядка.

Ответ:

  1. Обь - Главная река
  2. Исток г. Алтай, в месте соединения Бия и Катуни. Устье – Карское море.
  3. Левый приток – Иртыш.
  4. Приток 1 порядка – Иртыш, 2 порядка – Ишим.

(можно описать реку у доски любую)

Сейчас давайте выясним чем будет питаться река? (питаться, т.е. подпитывать себя водой, поддерживать уровень воды). Родник, ледник, снег, дождь, подземные воды.

Давайте выясним какое питание у Оби: снеговое, дождевое, ледниковое такое питание называют смешанным.

        А теперь давайте выясним как человек может использовать воды рек для своих нужд?

        Следующее задание: в контурных картах нужно подписать предложенные реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

        Домашнее задание: 19, показывать по карте реки мира.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...