Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии 5 класс                                                                   

А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.  «География 5-6 класс», Предметная линия учебников: «Полярная звезда», Москва, издательство «Просвещение», 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по географии 192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии 5 класс                                                                  

А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.  «География 5-6 класс», Предметная линия учебников: «Полярная звезда», Москва, издательство «Просвещение», 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе:

•федерального образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

          Источник: Николина В. В.География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В.             Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М.: Просвещение, 2011

           Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

           География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно - и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

— комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества наоснове их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

— целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;

— умений ориентироваться в Пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

— умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

— предпрофильной ориентации.

ЦЕЛЯМИ  изучения   географии в основной  школе  являются:

-формирование  системы географических знаний  как компонента  научной картины мира

- формирование целостного географического образа планеты Земля  на разных уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона)

-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе  его развития   с учетом исторических факторов

-понимание основных природных, социально- экономических ,экологических геополитических процессов  и закономерностей ,происходящих  в географическом пространстве  России и мира

-формирование системы интеллектуальных ,практических ,универсальных ,учебных ,оценочных, коммуникативных  умений, ,обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде

-формирование общечеловеческих ценностей ,связанных  с пониманием значимости географического пространства для человека ,с заботой   о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.

-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения ( карта,  космические снимки, наблюдения путешествия ,традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства

-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей   ,интересов ,проектов

-формирование опыта творческой деятельности,  социально- коммуникативных  потребностей на основе создания собственных  географических продуктов ( схемы .карты, компьютерные  программы. презентации)

-понимание закономерностей размещения населения  и территориальных организации хозяйства в связи  с природными ,социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья  человека от географических условий проживания

-всестороннее изучение географии России, включая различные виды  ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи ,ориентацию в разнообразных  природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков ,сущности и путей  решения проблем для устойчивого развития страны

- выработка  у учащихся понимания общественной потребности  в географических знаниях, а также формирование  у них отношения  к географии  как возможной области  будущей практической деятельности

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных иметапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно –деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,

доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать своимысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной иписьменной форме, вступать в диалог и т.д.

    Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо –картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

МЕСТО  ПРЕДМЕТА  В  УЧЕБНОМ   ПЛАНЕ

   География в основной школе  изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится  

5-6 класс -34 часа (1 час в неделю)

7-8-9 классах   по 68 часов (2 часа в неделю)

В соответствии с базисным учебным (образовательным ) планом  курса географии на ступени основного общего образования   предшествует курс «Окружающая среда»,  включающий  определенные  географические сведения ,по отношению  к курсу географии данный курс  является  пропедевтическим.

 В  свою очередь ,содержание курса географии основной  школе является базой для изучения  общих географических закономерностей ,теорий ,законов ,гипотез для старшей школы. Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой  базовое звено в системе непрерывного географического образования  и является  основой для последующей уровневой  и профильной дифференциации.

ЛИЧНОСТНЫЕ,  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТЫ), ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 

Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7)начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

              Тематический перечень разделов с указанием количества часов -  5 класс

Название   раздела

Количество часов

ВВЕДЕНИЕ

1 час

РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем

3 часа

РАЗДЕЛ 2. Планета Земля

5 часов

РАЗДЕЛ 3. План  и карта

10 часов

РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле

4 часа

РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли

9 часов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

2 часа

Содержание учебной программы – 5 класс

  • ВВЕДЕНИЕ – 1 час

География как наука. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества.  Задачи и методы географической науки.

  • РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 3 часа

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.

Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

  • РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов 

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

  • РАЗДЕЛ 3. План  и карта – 10 часов 

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

  • РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле – 4 часа

История заселения. Расы и народы. Страны. Городское население.

  • РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли – 9 часов 

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 2 часа

Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса.

Перечень обязательных практических работ

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися  практических и контрольных работ:

В 5 классе - 4 практические работы

1) Практическая работа №1 «Построение плана местности»

2) Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

3) Практическая работа№3  «Сравнение стран мира по политической карте»

4) Практическая работа №4  « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

В 5 классе – 3 контрольные  работы

Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля».

Контрольная работа № 2. «План и карта».

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

УМК, используемый при работе по данной программе:

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора                        А. И. Алексеева:

1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений»/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2012.

1. География. 5—6 классы:  учебник для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.; под ред. / А.И. Алексеева. – М.: Просвещение 2012.

2. В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—б классы (рабочая тетрадь)

3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)

Литература для учащихся:

1.Астапенко П.Д.Вопросы о погоде СПб.Гидрометеоцентр,1997

2.Ж.Верн Открытие Земли(История Великих географических открытий)М,1993

3.Куприн А.Н.Занимательно об ориентирование М.Просвещение,20001

4.Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии М.Просвещение,1993

5.Томилин А.Как люди изучали свою землю СПб. Детская литература,1983

Интернетресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Календарно – тематическое планирование  5 класс

Тема

основное содержание урока

Универсальные учебные действия

домашнее задание

личностные

предметные

метапредметные

ВВЕДЕНИЕ – 1 час

1

Зачем нам география и как мы её будем изучать.

знакомство обучающихся с новым предметом - географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомство с УМК.

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию;

понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы;

определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географические объекты.

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Создание историко-географического образа объектов Земли

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

§1, тетрадь «Мой тренажёр», задание №3 стр.4

РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем- 3 часа

2

Как люди открывали Землю (1).

выяснить, как изменились представления людей

об облики Земли

Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.

проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие

знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах; уметь показывать на карте пути экспедиций, уметь наносить на к/к пути экспедиций

систематизировать информацию о путешественниках и открытиях, уметь работать в группе, планировать пути достижения целей

§2, тетрадь «Мой тренажёр», задание №2  стр.7

3

Как люди открывали Землю (2).

выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду. Раскрыть  значение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса.

проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие; осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие

знать из истории географии факты о развитии знаний о материках и океанах, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей, уметь наносить на к/к;

планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

§3, тетрадь «Мой тренажёр», задание №8  стр.8

4

География сегодня.

выяснить, как и какими способами изучают Землю.

Выяснить значение географии для практической деятельности человека

Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

поиск информации о путешественниках

Определение  значения географических исследований для жизни общества

Регулятивные

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт  Работа с учебником, с атласом

Коммуникативные

Обсуждение значения географической науки в парах, группах

§4

РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов

5

Мы во Вселенной.

Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Форма и размеры Земли.

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию;

знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу; знать форму и размеры Земли; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли.

планировать свою деятельность при изучении темы; Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы

Описание уникальных особенностей Земли как планеты

Оценить действие партнеров

§5, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 1-3  стр.11

6

Движения Земли.

движения Земли. Виды движений Земли. Продолжительность года. Экватор, тропики, полярные круги.

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию;

 понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси»,  « Следствия вращения Земли вокруг Солнца»

преобразовывать  и создавать схемы (модели) для решения задачи; планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение

§6, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 8  стр. 12

7

Солнечный свет на Земле.

неравномерное распределение тепла и света на Земле, высота Солнца над горизонтом; географические следствия движения земли; причины смены дня и ночи, времен года, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего  и осеннего равноденствия

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

уметь описывать географические следствия вращения земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца; объяснять что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий; называть пояса освещенности

преобразовывать и создавать схемы для решения задач, уметь планировать пути достижения цели;

§7, тетрадь «Мой тренажёр», задание №  6 , 7  стр. 12

8

Обобщающее повторение по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля».

обобщение и систематизация   знаний учащихся по темам  «На какой земле мы живем. Планета Земля».

уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

знать содержание тем

осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию

тетрадь «Мой тренажёр», задание № 15-26  стр.14-15

9

Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля».

тестовая контрольная работа из заданий разного вида

РАЗДЕЛ 3. План  и карта  - 10 часов

10

Ориентирование на местности.

ориентирован на местности, стороны горизонта, компас, азимут, ориентирование по Солнцу, Полярной звезде; план местности, аэрофотоснимки

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

знать определения понятий «ориентирование», «азимут», называть и объяснять способы ориентирования, называть алгоритмы работы с компасом, знать ориентирование по сторонам горизонта, раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов

планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, уметь объяснять содержание совершаемых действий

§8, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 1- 4  стр.16

11

Земная поверхность на плане и карте (1).

условные знаки, масштаб и его виды, измерение расстояний с помощью масштаба

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах, знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать действия целеполагания

§9, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 5-7  стр.16-17

12

Земная поверхность на плане и карте (2).

способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

знать как  на плане  и карте изображают неровности земной поверхности ,

знать понятия «абсолютная высота», «относительная высота»,

уметь определять относительную и абсолютную высоту, устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение

§10, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 22 стр.21

13

Учимся с «Полярной звездой»

Практическая работа №1 «Построение плана местности»

топографическая карта, способы глазомерной съемки местности

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей, уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

ориентироваться по плану местности.

уметь составлять и читать план местности, знать различия между полярной и маршрутной съемками местности

обобщать понятия, создавать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи

§11, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 24  стр.22

14

Географическая карта.

глобус  - объемная модель Земли, географическая карта, ее отличие от плана, свойства географической карты, классификация карт, географические карты в жизни человека

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

знать понятия                           « географическая карта»,  «глобус», «атлас», определить свойства географической карты, знать различие карт по масштабам, выявить отличие географической карты от плана местности, знать значение географических карт как источников информации

обобщать понятия, осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии  для указанной логической операции

§12, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 17   стр.19

15

Градусная сетка.

градусная сетка, ее предназначение, параллели и меридианы, градусная сетка на глобусе и картах, определение направлений и расстояний на  карте

развивать навыки самостоятельной работы, использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

знать понятие «экватор»,  «параллель» «меридиан»  «»градусная сетка»,

уметь определять направление по карте и глобусу, уметь измерять расстояние по глобусу и карте

давать определения понятиям, планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение

§13, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 18   стр.20

16

Географические координаты (1).

географические координаты, географическая широта, определение географической широты объектов

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

знать значение знаний  о географических координатах и умение их определять.

  уметь определять  географическую широту

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, преобразовывать схемы (модели)  для решения задач

§14, зад. 2-4 стр. 50 (учебник)

17

Географические координаты (2).

географическая долгота, определение географической долготы, часовые пояса

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

уметь  определять географическую долготу, уметь определять географические координаты объектов, раскрывать практическое значение выделения часовых поясов, уметь с помощью карты решать простейшие задачи на определение времени

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи

§15, зад.7-8 стр. 53 (учебник)

18

Учимся с «Полярной звездой

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

чтение карты, определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на карте, составление описания местности по планам и картам

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования

преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели

§16, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 25-29   стр.23

19

Контрольная работа № 2. «План и карта»

тестовая контрольная работа из заданий разного вида

формировать потребность в самовыражении и самореализации

знать содержание всей темы

осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию

РАЗДЕЛ 4. Человек на Земле – 4 часа

20

Как люди заселяли Землю.

основные пути расселения древнего человека, влияние природных условий и ресурсов на расселение, динамика населения Земли, возникновение земледелия и животноводства. Приспособления людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию;

понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы;

иметь  представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли,  знать как возникло земледелие и животноводство,

как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды.

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение

§17, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 3   стр.29

21

Расы и народы.

расы и народы мира, их отличительные особенности, география рас и народов, численность населения на Земле, плотность населения, неравномерность его размещения, языки. Крупные государства и города мира, нахождение на политической карте мира крупнейших государств и их столиц

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию; положительно понимать свою этническую идентичность, уважать другие народы России и мира

иметь представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях,  а так же  о численности населения Земли, причинах, влияющих на ее изменения,

о государствах и крупнейших городах мира, о плотности населения мира.

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

§18, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 6,7  стр.30

22

Учимся с «Полярной звездой».

Практическая работа№3  «Сравнение стран мира по политической карте»

политическая карта мира,  сравнение стран мира на политической карте  

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

уметь проводить сравнение стран мира на политической карте  по величине территории расположению,

уметь определять ГП государства и обозначать его на контурной карте

систематизировать изучаемую информацию

составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных операций

§19, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 10-12   стр.30-31

23

Обобщение по теме «Человек на Земле»

обобщение и систематизация  знаний по теме                                 « Человек на Земле»

уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

знать содержание всей темы

осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию

тетрадь «Мой тренажёр», задание № 13-21   стр.31-33

РАЗДЕЛ 5. Литосфера – твердая оболочка земли – 9 часов

24

Земная кора – верхняя  часть литосферы.

внешние и внутренние силы  Земли, внутреннее строение Земли, типы земной коры, ее строение под материками и  океанами, литосфера, литосферные плиты

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей

уметь называть внешние и внутренние силы Земли, раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа планеты, знать особенности внутреннего строения Земли и земной коры, знать определение понятий «литосфера», «литосферные плиты», понимать соотношение внутренних слоев Земли, называть и показывать современные литосферные плиты

планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, владеть устной речью, строить монологическое высказывание

§20, зад.10 стр. 70 (учебник)

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

минералы и горные породы, магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождения и свойства, полезные ископаемые и их виды, значение полезных ископаемых для человека, охрана земных недр

формировать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, формировать потребность в самовыражении и самореализации

иметь представление  о минералах и горных породах, знать особенности  происхождения горных пород

уметь  различать горные породы и минералы по внешним признакам,

знать понятие «полезные ископаемые», «минерал», «горная порода»,

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, формировать действия целеполагания

§21, зад.7-8  стр. 73 (учебник)

26

Движения земной коры (1).

движения земной коры: вертикальные, горизонтальные, землетрясения и их причины, сейсмические районы и пояса Земли, условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья

знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения» «эпицентр землетрясения», называть существенные признаки понятий «горст», «грабен», «сброс», называть виды движения земной коры, описывать процесс возникновения землетрясений

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, строить логическое рассуждение

§22, зад.8  стр. 76 (учебник)

27

Движения земной коры (2).

вулканизм, строение вулкана. Типы вулканов, гейзеры, Тихоокеанское огненное кольцо

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья

знать понятие «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер»,

знать закономерности распространения  вулканизма, нанести                                   на контурную карту районы вулканизма,

объяснить необходимость обеспечения безопасности населения

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, строить логическое рассуждение, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях

§23, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 13   стр.37

28

Рельеф Земли. Равнины.

рельеф Земли,  выветривание, основные формы рельефа суши, горы и равнины, особенности их образования, различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте, крупнейшие равнины мира и России, жизнь людей на равнинах, описание равнин по карте

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу

знать общее представление о рельефе и формах рельефа

знать понятие «равнина»,  знать классификацию  равнины по высоте,

развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, строить логическое рассуждение

§24, зад.4,7 стр.83 (учебник)

29

Рельеф Земли. Горы.

различие  гор по высоте, возрасту размеру, крупнейшие горные системы мира и России, жизнь человека в горах, изменение гор во времени, менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах, описание гор по карте

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу

знать понятие «горы»,                                                                      знать различие  гор по высоте, возрасту размеру,

сформировать представления об условиях  жизни человека в горах,

уметь объяснить причины изменение гор во времени, а так же  изменение гор  под воздействием воды, ветра,  живых организмов,  хозяйственной деятельности людей,

различать менее крупные формы рельефа в горах,  

познакомиться с  опасными природными явлениями их предупреждение.

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, строить логическое рассуждение

§25, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 18, 21   стр.39

30

Учимся с «Полярной звездой».

Практическая работа №4                             « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

решение практических задач по карте

вести диалог на основе взаимного уважения;

корректно отстаивать свою позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координаций действий в сотрудничестве

 определять и показывать на карте горы и равнины, определять ГП гор и равнин. Обозначать горы и равнины на контурной карте

преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, осуществлять сравнение, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, работать в группе

§26

31

Литосфера и человек.

человек и литосфера. Значение литосферы для человека, воздействие человека на литосферу, неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы  сними

вести диалог на основе взаимного уважения; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

раскрывать  значение литосферы для человека,  знать  о влиянии хозяйственной деятельности человека на литосферу, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с литосферой

преобразовывать схемы (модели)  для решения задач, строить логическое  рассуждение, осуществлять сравнение

§27, тетрадь «Мой тренажёр», задание № 31   стр.42

32

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

знать содержание всей темы

осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 2 часа

33

Обобщающее и повторение изученного материала.

Обобщить знания учащихся за курс 5 класса.

повторение учебного материала

34

Итоговое тестирование.

Выявить уровень усвоения программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...