Рабочая программа Гладкий Ю.Н. , Николина В.В. 11класс
методическая разработка по географии (11 класс) на тему
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии, Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы по географии : Сиротин В.И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2013 г., по УМК Гладкого Ю.Н. , Николиной В.В. География. Современный мир. 10 – 11 классы, издательство «Просвещение», 2014 год.
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Гладкий Ю.Н. , Николина В.В. 11класс | 96.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №59» города Курска
ПРИНЯТО педагогическим советом МБОУ «СОШ №59» г. Курска протокол № ________ от «______ » ______________20____г. Председатель педсовета __________________ Т.В.Зорина | Утверждена приказом от «____»____________2014г. №______ Директор МБОУ «СОШ №59» ________________________ Антоненко И.А. |
Рабочая программа
по географии
для базового уровня, 11 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии, Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы по географии : Сиротин В.И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2013 г., по УМК Гладкого Ю.Н. , Николиной В.В. География. Современный мир. 10 – 11 классы, издательство «Просвещение», 2014 год.
Автор - составитель:
Капырина Антонина Васильевна,
учитель географии высшей квалификационной категории
Курск – 2014 г.
Рабочая программа 11 класс
Для среднего (полного) общего образования по географии.
(Базовый уровень), 35 часов
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Программы общеобразовательных учреждений География 10-11 классы авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М «Просвещение» 2009г.
Гладкий Ю.Н.. Современный мир. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение» - М.: Просвещение , 2013 . – 273
В.И. Сиротин. География 10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. – М.: Дрофа, 2013
Атлас. География. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс географии: «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане: Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (по 35 часов, 1 час в неделю).
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и 9 разделов: « Современные методы географического исследования. Источники географической информации», «Политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», « География культур, религий и цивилизаций», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Россия в современном мире», «Глобальные проблемы человечества». Особенностью данной программы является: в 10 классе раздел политическая карта мира вынесена на начало учебного года, так как это основополагающая тема всего курса географии 10 – 11 класса. В 11 классе сокращено количество на изучение темы « Россия в современном мире» в связи с тем, что при изучении каждого раздела у обучающихся формируется совокупное представление о месте Росси в современном мире .
2.Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика* | ||
1. | Раздел 1 . Регионы и страны мира | (28 часов) | 20 | Пр.р., 6, ОП – 2 8 |
2. | Раздел 2. Россия в современном мире | (3 часа) | 2 | Пр.р.,1: 1 |
3. | Раздел 3. Глобальные проблемы человечества | (3 часа) | 3 | |
Повторение изученного в 11 классе по курсу «География. Современный мир». | (1 час) | ОП – 1 1 | ||
Итого: | 35 | 25 | Пр.р. – 5, ОП – 4: 10 |
*Пр.р. – практические работы; ОП – обобщающее повторение
3. Содержание учебного предмета, 11 класс.
(Базовый уровень), 35 часов.
Раздел 1 . Регионы и страны мира (28 часов)
Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка
Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Практические работы
Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.
Раздел 2. Россия в современном мире (3 часа)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.
Практические работы
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества (3 часа)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
4. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает у учащихся формирование общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
- Умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
- Обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- Владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Виды универсальных учебных действий
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ;
синтез;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития.
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
5. Критерии и нормы оценки учебной деятельности по географии.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Отметка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Практическая работа: Подготовка рефератов (в течение учебного года).
Примерная тематика проектов (выполняются в течение года).
- Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
- Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.
- Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
- Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
- Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
- Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
- Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
- География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
- География внешних миграций мира в XX веке.
- Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
- Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
- География крупных мегаполисов мира.
- Экономическая интеграция в Европе.
- Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
- География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
- Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
- Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.
- нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
- Международные программы по охране природных ресурсов.
- Особенности урбанизации в различных странах мира.
- География христианства в современном мире.
- Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
- Микрогосударства Европы.
- Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
- Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.
- особенности современного международного разделения труда.
- Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
- Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
- Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
- Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.
- Страноведение.
Перечень географической номенклатуры
Страны монархии:
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством:
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран:
Развитые страны:
«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны:
Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.
Производители:
Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
6. Календарно – тематическое планирование,
11 класс, 35 часов, 1 час в неделю
Календарно - тематическое планирование по географии 11 класс
№ п/п урока в теме, разделе | Дата | Тема урока | Домашнее задание | Планируемый результат | Номенклатура | Практические работы | Набор методов и приемов | ||||
Стандарт | Программа | Знания, умения, навыки | |||||||||
Тема I: «Регионы и страны мира» (28 часа) | |||||||||||
1 | Региональная география. |
| Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, история открытия и освоения, природно-ресурсного-потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупнейших регионов и стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Африки и Австралии | Понятие о географическом регионе, основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, история открытия и освоения, природно-ресурсного-потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупнейших регионов и стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Африки и Австралии. | Знать: что такое региональная география и географический регион; крупнейшие страны мира и столицы, уметь показывать их на карте, географическое положение, природные ресурсы, население, особенности развития и размещение отраслей экономики , географическую номенклатуру. Уметь: составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран, сравнительную характеристику 2-Х стран, осуществлять прогноз основных направлений стратегического воздействия на природную среду, устанавливать причинно- следственные связи для объяснения географических явлений и процессов . Составлять развёрнутый план доклада, сообщения, уметь составлять картосхемы ,диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать выводы, составлять и Презентовать проекты, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, дисскусиях. Работать с различными видами текстов, содержащими географическую информацию. Оценивать геополитическое положение стран и регионов. | регион национальное богатство | Практикум»Типология государств», заполнение к/к | ||||
2 -3 | Социльно-экономический прогресс и региональные различия. . Пр/р №1.(к.)Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки». |
| |||||||||
4-5 | США Пр/р №2.(об.) Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США. |
| выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологической проблемы. | 1. «Ответь-ка» 2. Самостоятельная работа с текстом и в тетради 3. Сообщения учащихся 1. «Знаешь – ответь» 2. Заполнение таблицы 3. Тест «Проверь себя» | |||||||
6 |
Канада. Пр/р№3.(об.)Составление ЭГХ Канады. |
| |||||||||
7 |
Латинская Америка. | Практикум «Подготовка проекта «Страны Латинской Америки»» | 1. «Знаешь – ответь» 2. Заполнение таблицы 3. Работа в контурной карте 4. Самостоятельная работа с текстом и в тетради 5. «Подумай и ответь» 6. «Выполни-ка!» 7. «Ответь-ка» | ||||||||
8 |
Регионы Латинской Америки. |
| 1. Составление таблицы 2. «Поработаем?» 3. Сообщения учащихся | ||||||||
9 | Западная Европа. |
| Практикум «Подготовка проекта «Страны Европы»» | 1. Составление схем 2. Самостоятельная работа с текстом и в тетради 3. Заполнение таблицы 4. «Подумай и ответь» 5. Сообщения учащихся 6. Работа в контурной карте 7. Письменная работа 8. «Ответь-ка» | |||||||
10 | Германия. |
| 1. «Визитка страны» 2. Заполнение таблицы 3. «Подумай и ответь» 4. Самостоятельная работа с текстом и в тетради» 5. Сообщения учащихся | ||||||||
11 | Великобритания. |
| |||||||||
12 | Франция. |
| 1. «Визитка страны» 2. Заполнение таблицы 3. «Подумай и ответь» 4. Самостоятельная работа с текстом и в тетради» 5. Сообщения учащихся | ||||||||
13 | Италия. | ||||||||||
14 | Центральный район Восточной Европы |
| |||||||||
15 | Постсоветский регион. Обобщающее повторение за 1 полугодие. |
| |||||||||
16 | Зарубежная Азия. |
| Практикум «Подготовка проекта «Страны Азии» | 1. Самостоятельная работа с текстом и в тетради 2. «Подумай и ответь» 3. Заполнение таблицы 4. Анализ картографических и статистических материалов 5. Заполнение схемы 6. Работа в парах 7. Составление схемы | |||||||
17 -18 | Китай. |
| 1. Составление таблицы 2. «Расшифруй» 3. «Визитка страны» 4. «Подумай и ответь» 5. Сообщения учащихся 6. Самостоятельная работа с текстом и в тетради | ||||||||
19-20 | Япония. Пр/р №4 (об.) Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. |
| 1. «Знаешь – ответь» 2. Заполнение таблицы 3. Составление схемы 4 «Визитка страны» 5. Сообщения учащихся 6. Защита рефератов | ||||||||
21 | Юго- Восточная Азия. |
| |||||||||
22 |
Южная Азия. . | 1. «Ответь-ка» 2. «Визитка страны» 3. «Подумай и ответь» 4. Составление схемы 5. Самостоятельная работа с текстом и в тетради 6. Сообщения учащихся | |||||||||
23 | Юго- Западная Азия и Северная Африка. |
| Аридность климата | Практикум «Подготовка проекта «Страны Африки»» | 1. Самостоятельная работа с текстом и в тетради 2. Заполнение таблицы 3. «Ответь-ка» | ||||||
24 | Тропическая Африка и ЮАР |
| |||||||||
25- 26 | Австралия и Океания. Пр/р №5. (об.)Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученных результатов. |
| |||||||||
27 | Пр/р №6 (к.)Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации различных типов стран и регионов мира их участие в международном разделении труда |
| |||||||||
28. | Обобщающее повторение по теме «Регионы и страны мира» | ||||||||||
Тема II: «Россия в современном мире»(3 часа) | |||||||||||
1 -2 (29) -30 | Россия на политической карте. Пр/р №7. (к.)Оценка современного геополитического положения России. |
| Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, в системе международных финансово-экономических и политических отношений, отрасли международной специализации. Особенности географических, экономических, политических, культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. | Россия на политической карте. Изменения географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое и геоэкономическое положение России Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей и международной специализации. Характеристика современного этапа преобразования закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений, особенности географии и структуры международной торговли, крупнейшие торговые партнёры. Структура внешнего торгового баланса, основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны СНГ , участие в международных социально-экономических и геополитических проектах. | Знать: особенности современного геополитического и геоэкономическое положение России, её роли в международном географическом разделении труда. Использовать приобретённые знания в практической деятельности и в повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов текущих событий и ситуаций, нахождение и применение географической информации, используя материалы геоинформационной системы и ресурсы Интернета. Правильно оценивать социально- экономические события международной жизни, геополитические и геоэкономические ситуации в России, в других странах и регионах, тенденции их возможного развития. | Практическая работа № 7 | 1.»Визитка» 2. «Подумай и ответь». 3. Зазита проекта «Современное геополитическое положение России». | ||||
3 (31) | Россия в мировом хозяйстве. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений
. |
| |||||||||
| |||||||||||
Тема III: Географические аспекты современных глобальных проблем человечества(3 часа) | |||||||||||
1 (32) | Глобальные проблемы человечества Энергетическая и сырьевая проблемы. |
| Понятие о глобальных проблемах; их типах и взаимосвязях , географическое содержание глобальных проблемах в прошлом и настоящем. Энергетическая и сырьевая, экологическая, демографическая и продовольственная проблемы как приоритетные, пути их решения. Преодоление отсталости развивающихся стран, географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем. | Природа и цивилизация, понятие о глобальных проблемах; их типах и взаимосвязях географическое содержание глобальных проблемах в прошлом и настоящем. Энергетическая и сырьевая, экологическая, демографическая и продовольственная проблемы как приоритетные, пути их решения. Преодоление отсталости развивающихся стран, географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем. Геоэкология- фокус глобальных проблем человечества, общих и специфических различных регионов Земли. | Уметь: осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире. Выявлять взаимосвязь глобальных проблем человечества, оценивать ресурсы мира, влияние человеческой деятельности на окружающую среду, оценивать экологическую ситуацию в отдельных странах и регионах. | 1. «Знаешь – ответь» 2. Сообщения учащихся 3. Составление схем и таблиц 4. Самостоятельная работа с текстом и в тетради 5. Тест «Знатоки» | |||||
2 (33) | Экологические проблемы. |
| |||||||||
3 (34) | Демографическая и продовольственная проблемы |
| Практическая работа №4 «Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географическое взаимодействие глобальных проблем человечества» | ||||||||
4 (35) | Повторение изученного в 11 классе по курсу «География. Современный мир». |
|
7. Список литературы.
I. Используемый УМК:
1.Гладкий Ю.Н. Николина В.В, Современный мир. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Рос. акад. наук, рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение» - М.: Просвещение , 2012. – 273
2. Атлас. География. Социальная и экономическая география мира 10 класс, М., «Дрофа», 2013 год.
3. В.И. Сиротин. География 10 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. – М.: Дрофа, 2013
II. Мультимедийные обучающие программы:
1. География 10 класс. Социальная и экономическая география мира. Библиотека Кирилла и Мефодия.
2. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
3. Интерактивные географические карты.
III.Учебные электронные издания:
1. «География . Социальная и экономическая география мира» - Образовательная коллекция 1С и РМЦ;
2. «Современный мир» – «Новый диск»;
3. «География. Готовимся к ЕГЭ». - «Просвещение. Медиа»;
4. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Репетитор по географии, 2007,
5. «Уроки географии Кирилла и Мефодия, 10 класс». – ООО «Кирилл и Мефодий;
6. «Природные ресурсы и экологическое состояние мира», электронный атлас.
7. «География. Школьный курс. Тренажеры. Подготовка к экзаменам. Словарь терминов» - В помощь учащимся. Издательство «Учитель» и др.
II. Дополнительная литература для обучающихся.
1. Гдалин Д.А. Гладкий Ю.Н. Конструктор текущего контроля. М., «Просвещение». 2009
2.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 .
3.Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 .
4.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 .
5.Максаковский В.П. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.
6.Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа 2005.
7.Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.:Дрофа, 2004.
III. Литература для учителя.
- Смирнова В М Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.: Просвещение, 2010
- В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6 – 10 классы. М.: АРКТИ, 2011.
- Экономическая и социальная география мира поурочные планы составитель Ануфриева О. И Волгоград Учитель 2011
- География 10 класс поурочные планы 1, 2 части, составитель Толмачева Е В Волгоград Учитель Аст 2011
- Элькин Г Н Экономическая и социальная география мира поурочное планирование Санкт Петербург паритет 2011
- Нестандартные уроки в школе География у нас в гостях Япония составитель Романова А Ф Волгоград Учитель 2011
- Гладкевич Г И Зубаревич Н В Готовимся к экзамену по географии выпуск М 2011
- Я иду на урок географии История географических открытий книга для учителя М первое сентября 2011 составитель Лазаревич К С
- Максаковский В.П. Географическая культура.- М.: ВЛАДОС, 2011
- Перлов Л Е Дидактические карточки задания по географии 10 класс М Экзамен 2012
- Экзаменационные вопросы и ответы География 10 - 11 класс учебное пособие составитель Мишняева Е. Ю. М Аст пресс 2012
- Максаковский В П Новое в мире Цифры и факты дополнительные главы к учебнику Экономическая и социальная география мира М Дрофа 2012
- География от урока к экзамену сборник задач книга для учителя Под ред Наумова А С Просвещение 2012
- Шатных А В Современный урок географии Часть 3 Методические разработки уроков географии 10 класс Школьная пресса 2012
- Пятунин В Б география 6 10 кл Контрольные и провероч ные работы Дрофа 2012
- Журналы «География в школе».
- Газета «География».
- Интернет-ресурсы.
IV. Материалы для тестирования
- Материалы для подготовки и проведения аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений /Составитель Сиротин В.И. – М.; Дрофа, 2001
- География. ЕГЭ, 2012. Тестовые задания. – М.: Просвещение 2012.
- География. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Дрофа, 2012
- Лиознер В.Л. География. 10 класс. Тесты. – М.: Дрофа, 2011.
- Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2011
- Хабибуллин Р.Х. Раздаточные материалы по географии 10 класс. – М.: Дрофа, 2010
8.Оборудование.
I. Нормативные документы
- Стандарт полного среднего образования по географии
- Авторские учебные программы по курсам географии старшей школы
II. Учебники
- Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 кл. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002[1]
- Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 кл. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002
- Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. Дрофа, 2005
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл. 2001 Дрофа
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Просвещение, 2005
- Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл.
- Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира. Комплект
III. Печатные пособия (карты):
|
|
IV. Мультимедийные обучающие программы
- География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
- Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии
- Учебная геоинформационная система
V. ТСО
|
|
VI. Видеофильмы
- Крупнейшие города мира
- Корея
- Страны и народы Азии
- Страны и народы Африки
- Страны и народы Северной Америки
- Страны и народы Южной Америки
- Современная политическая карта мира
- Глобальные проблемы человечества
- Население мира
VII. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Коллекция производства:
- шерстяных тканей
- шелковых тканей
- льняных тканей
- хлопчатобумажных тканей
- Коллекция по производству чугуна и стали»
- Коллекция по нефть и нефтепродуктам
- Коллекция по производству меди
- Коллекция по производству алюминия
- Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России
- Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира
VIII. Специализированная учебная мебель
- Ящик-табличник
- Картохранилище
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью
[1] Курсивом выделено то оборудование, которое требуется приобрести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике и ИКТ для 5-11классах.
Рабочие программы по информатике 5-11класс. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:«Информатика-5» Босовой Л.Л.«Информатика-6»Босовой Л.Л.,«Информатика-...
рабочая программа по математике для 7,9 и 11классов
данная рабочая программа составлена по учебникам Макарычеа, Колмагорова , а геометрия по учебнику Атанасяна. (по программе Бурмистровой)...
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11класс
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и вои...
Рабочая программа Гладкий Ю.Н. , Николина В.В. 10класс
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта,...
Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса
Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...
рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...