Рабочая программа географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Козлов Михаил Агафонович

Рабочая программа по географии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6kl.doc347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Урывская основная     общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

        Рассмотрено на заседании                            Принято                                            Утверждаю

  методического объединения                      на заседании педсовета                     Директор школы                         В.В.Калачева

  Протокол №                                                  Протокол №                                      Приказ №____ от «____»_________20 14   г.                 «____»______ 2014 г.                         «____»______ 2014 г.                      

 

 

Рабочая программа по учебному предмету

«География. Начальный курс»

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова

Уровень основной,  класс шестой

на 2014 – 2015  учебный год

Программа составлена на основе программы по географии классической линии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.В.Курчиной, авторской программы Т.П.Герасимовой – М: Дрофа, 2010.  

                                                    Составитель: учитель  Козлов М.А.

                                                                     квалификационная категория вторая

Урывка 2014 г.

                                                                           

                                                                               Пояснительная записка

     Настоящая рабочая программа с пояснительной запиской и развёрнутым  тематическим планированием разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 г, примерной программы и программы  по географии классической линии для  6-11 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией С.В.Курчиной,  автора Т.П. Герасимовой – М: Дрофа, 2010 г.. применительно к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой  География. Начальный курс 6 класс.  – М: Дрофа, 2009 г, использованию рабочей тетради автора И.В. Сиротина. 6 класс.  – М.: Дрофа, 2009 г.

      Согласно программе и учебному плану тематическое  планирование  предусматривает в 6 классе обучение географии в объёме 2 часов в неделю. В соответствии с этим реализуется программа классической линии в количестве 68 часов.
      На основании примерных программ Министерства Образования и науки Российской Федерации, содержащих требования к обязательному минимуму содержания по географии, образовательного стандарта основного общего образования по географии, требованиям к уровню подготовки выпускников, по географии   в 6  классе реализуется
базовый уровень классической образовательной линии.

      Важная особенность учебника «География. Начальный курс»  –  насыщенность наглядными средствами, которые будут обеспечивать понимание и активность учащихся. Каждый информационный элемент текста учебника содержит не только специально созданную иллюстрацию, но и предполагает дополнительную познавательную работу с ней. В целях решения задачи формирования географически образованной личности включены практические работы, в том числе и на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов, воспитание любви к своей местности, региону, своей Родине. Задания для практических работ требуют использование краеведческого материала, знаний и наблюдений своей местности. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов.

      Учебник «География. Начальный курс» по своему содержанию отвечает решению триединой цели образовательного процесса: обучению, воспитанию и развитию географически грамотной личности гражданина России.

                                          Цели изучения предмета:

  • освоение географических знаний о Земле, планете Солнечной системы; строении Земли и земных оболочках и их взаимосвязи; населении Земли; влиянии природы на жизнь и здоровье людей; освоение географических понятий начального курса географии 6 класса;
  • овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; описывать географические объекты и природные зоны и комплексы по плану; составлять характеристики географических объектов; овладение навыками практической деятельности в работе с картами атласа, контурными картами, планом местности и ориентированием на местности;
  • развитие интереса к изучению начального курса географии; практической работе, исследованиям, решению проблемных заданий; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к изучению начального курса географии, своей местности; влияние человека на развитие  географических процессов;
  • формирование географической культуры и обучение географическому языку;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

       Программа курса сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и

психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью печатной основы с комплектом контурных карт «География. Начальный курс 6 класс» автора И.В. Сиротина.  – М.: Дрофа, 2009 г. В тетрадь включены вопросы и задания  в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков. Работа с тетрадью позволит диагностировать сформированность умения учащихся узнавать и описывать  изученные объекты, а также их характеристики, наблюдения и обработку их результатов, составление графиков, диаграмм, выполнение заданий на контурной карте. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления,  выполняются в качестве домашнего задания.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

 Введение

3

2

Раздел I. Виды изображения земной поверхности

Тема 1. План местности

Тема 2. Географическая карта

14

          6

8

3

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки:

Тема 1. Литосфера

Тема 2. Гидросфера

Тема 3. Атмосфера

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

46

11

14

13

5

3

4

Раздел III. Население Земли

Тема 1.Численность населения Земли. Расовый состав.

Тема 2. Основные типы населённых пунктов

Тема 3. Человек – часть биосферы

3

1

1

1

5

Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека

2

Итого

68

 Из 68 часов предполагается провести 23 практических работы. Для оценки и  контроля качества знаний учащихся планируется провести  2 контрольно-обобщающих  урока, 1 контрольную работу.

                                             Практические  работы:

 1.Организация  и обучение  приёмам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоёмы, растительность); измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.

2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоёмов (их использование, изменения, охрана)

 На контурной карте:

              1. Нанести маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба.

              2. Подписать названия материков и океанов.

3. Ориентирование на местности

4. Глазомерная съёмка небольшого участка местности (одним способом).

5. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

6. Обучение приёмам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

7. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность.

8. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе координат своей местности).

9. Характеристика карты (или её части) своей местности.

10. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)

11. Определение по карте географического положения и высоты гор и равнин.

12. Изучение рельефа своей местности.

13. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.

14. Характеристика карты океанов.

15. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населённого пункта до ближайшего моря.

16. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.

17. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полу-острова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

18. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

19. Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

20. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

21. Наблюдение за природой: установление сроков начала времён года.

22. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

23. Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:

1.Учебник: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.

2. Рабочая тетрадь печатной основы с комплектом контурных карт «География. Начальный курс 6 класс» автора И.В. Сиротина.  – М.: Дрофа, 2009 г.

3. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.

4. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География». Начальный курс географии. 6 класс.

5. География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.

6. Книга для чтения по охране природы под редакцией А.Н.Захлебного – М: 1986 г

              Умения познавательной компетентности учащихся 6 класса:

  • Сравнивают географические  объекты не менее чем по 3-4 признакам.
  • Описывают по предложенному плану географические объекты
  • Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.
  • Приводят примеры географических явлений и процессов в геосферах, взаимосвязи между ними, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.
  • Понимают основные географические понятия; план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная влажность, литосфера, земная кора, горы, равнины, атмосфера, ветер, погода, атмосферные осадки, климат, гидросфера, океан, море, реки, озёра, биосфера, природный комплекс, раса.
  • Пользуются картами атласа, контурными картами, планами описания географических объектов, приборами для практических работ.

Умения информационной компетентности учащихся 6 класса:

                *  Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов  для выполнения учебных заданий.

                 *  Пользуются энциклопедиями и справочниками, Интернет-ресурсами, справочными материалами учебника  по нахождению информации для выполнения учебной задачи.

*      Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

Требования к уровню подготовки:
В результате изучения начального курса географии в 6 классе ученик 6 -ого класса должен
знать/понимать:

  • основные географические понятия; план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная влажность, литосфера, земная кора, горы, равнины, атмосфера, ветер, погода, атмосферные осадки, климат, гидросфера, океан, море, реки, озёра, биосфера, природный комплекс, раса;
  • различие плана, глобуса, географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  •  примеры географических явлений и процессов в геосферах, взаимосвязи между ними, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.

уметь:

  •  выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических явлений и объектов;
  •  по предложенному плану описывать или сравнивать  географические объекты и природные комплексы;
  • составлять краткую географическую характеристику;
  • сравнивать географические  объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления и высоты точек, географические координаты и месторасположение географических объектов;
  • работать с контурной картой, картами атласа;
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, рассказывать о приспособлениях растений и  животных к условиям среды обитания; изменениях  в окружающей среде под воздействием человека;
  • использовать краеведческий материал для практических занятий;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;
  • .для учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
  • для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Критерии оценивания учащихся

     Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик: 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

                 Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

                                                                              Тематическое планирование

Раздел I.  Введение (3 часа)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид дея-тельности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

1

Введение. География – наука о при-роде Земли, её населе-нии, его хозяйствен-ной деятель-ности.

1

Объяснитель-но-иллюстра-тивная, практическая, работа с рисунками и вопросами учебника.

География – наука о при-роде Земли, её населении, его хозяйственной деятель-ности, о связях между ними; значение науки для человека и  общества; особенности начального курса географии.

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире  в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географичес-кие открытия и исследо-вания в России и в мире.

Знать особенности предмета началь-ного курса  геогра-фии,  основные этапы познания планеты.

Уметь рассказывать о путешествиях  и географических открытиях;

называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

Фронтальный

§ 1, 2,

вопросы и

задания,

стр  7

2

Земля- планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Практичес-кая работа

№ 1

1

Эвристичес-кая беседа, практическая работа

Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследо-вания; формы их органи-зации и методы.

 Пр/р № 1 на местности:

 Организация  и обучение  приёмам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явления-ми (водоёмы, раститель-ность); измерение высоты солнца над горизонтом, ориентирование по солнцу.

Знать о Земле как планете Солнечной системы, Луне – спутнике Земли, о формах и размерах Земли; современные географические ис-следования; формы их организации и методы.

Уметь проводить на-блюдение над пого-дой, фенологически-ми явлениями (водо-ёмы, раститель-ность); измерение высоты солнца над горизонтом, ориен-тированное по солнцу.

Письменный индиви-дуальный

§ 3, стр 7-9, вопросы,

стр 9

3

Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Практичес-кая работа

№ 2

1

Эвристичес-кая беседа, практическая работа

Земля – планета Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные гео-графические исследования; формы их организации и методы.

Пр/р  № 2. Экскурсия по изучению форм земной по-верхности, характера зале-гания горных пород, водо-ёмов (их использование, изменения, охрана).

На контурной карте:

1. Нанести маршруты путе-шествий Ф.Магеллана, Х.Колумба.

2.Подписать названия материков и океанов.

Знать Солнечную систему, движение Земли вокруг Солн-ца, времена года как следствие наклона Земной оси, о Луне и её воздействии на Землю.

Уметь объяснять использование и изменение форм земной поверхности и их охрану, рабо-тать с контурной картой

Письменный опрос, работа с контурной картой

Задание 3, стр 9

                                                      Раздел I.  Виды изображений земной поверхности  (14 часов)

                                                                   Тема 1.  План местности (6 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид дея-тельности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

4

Понятие о плане местности. Условные знаки.

1

Практическая, работа с учебником, планом местности

Изображение поверхности Земли на карте и глобусе.

План местности. Условные знаки.

Знать содержание понятий: план местности, особен-ности различных видов изображения местности.

Уметь определять по плану объекты местности, читать план местности, составлять план местности, опре-делять местона-хождение своей школы, исполь-зовать план местности в практике

Фронтальный, индиви-дуальный  

§ 4 Составить рассказ о пути в школу, используя условные знаки

5

Масштабы.

1

Практическая работа с кар-той, компасом, учебником

Масштабы: численный, именованный, линейный; градусная сеть на плане и карте.

Знать масштабы, особенности раз-личных видов изображения местности.

Уметь выбирать масштаб, читать план местности

Фронтальный,

индиви-дуальный

§ 5, стр 12-14, индиви-дуальные задания, стр 14

6

Стороны горизонта на местности и на плане.  Практичес-кая работа

№ 3

1

Беседа. Практическая работа.

Стороны горизонта на местности и плане. Ориентирование на местности.

Пр/р № 3. Ориентирование на местности

Знать стороны горизонта.

Уметь определять стороны гори-зонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния.

Письменный

Индивидуаль-ный

§ 6, стр 15-16,

индиви-дуальные вопросы и задания, стр 16-17

7

Относитель-ная и абсо-лютная высота точки местности.

1

Работа с учебником и тетрадью. Практическая работа с планом местности

Изображение неровностей земной поверхности на плане.

Относительная и абсолютная высота точки местности.

Знать относитель-ную и абсолютную высоту точки местности.

Уметь определять изображение не-ровностей земной поверхности на плане.

Индивидуаль-ный

§7, стр 17-20, задание

5-7 по выбору

8

Способы съемки местности. Практичес-кая работа  № 4

1

Практическая работа.

Способы съёмки местности. Общие приёмы работы при глазомерной съёмке местности.

Пр/р № 4

Глазомерная съёмка неболь-шого участка местности (одним из способов).

Уметь проводить глазомерную съём-ку небольшого участка, опреде-лять по плану объекты местнос-ти.

Письменный

§8,

вопросы и задания

выбору, стр 23

9

Составление простейших планов местности. Практичес-кая работа  № 5

1

Практическая работа

.

Составление плана мест-ности. Особенности изображения населённого пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахожде-ния своей школы. Исполь-зование планов местности в практической деятельности человека.

Пр/р № 5.  Определение объектов местности по пла-ну, а также направлений, расстояний между ними

Знать простейшие планы местности. Уметь определять местонахождение своей школы,  использовать планы местности в практической деятельности человека.

Письменный

Повторить географиче-ские терми-ны из темы «План местности»

                                                                         Тема 2. Географическая карта (8 часов)

№/п

Тема урока

Кол-во

часов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домаш-нее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

10

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.

1

Практичес-кая работа с картой и глобусом

Географическая карта. Особенности изображе-ния поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.

План местности.

Знать форму и размеры Земли; определение кар-ты, градусной сети на глобусе и карте.

Фронтальный

§9, индиви-дуаль-ные задания, стр 25

11

Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели. Практическая работа № 6

1

Практичес-кая работа с картой и глобусом

Градусная сеть на глобусе и карте. Меридианы и параллели.

Пр/р № 6.  Обучение приёмам: показ объек-тов по карте, оформле-ние контурной карты, надписи названий объектов.

Знать градусную сеть на глобусе и карте, меридианы и параллели. Уметь определять положение любого объекта с помо-щью градусной сети.

Письменный

§ 11, индиви-дуаль-ные задания, стр 29

12

Меридианы и параллели. Определение направлений. Практическая работа № 7

1

Практичес-кая работа с контурной картой и глобусом

Пр/р № 7.

Проведение на конту-рной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность

Знать градусную сеть на глобусе и карте, меридианы и параллели. Уметь определять направление любого объекта.

Индивидуаль-ный

§ 11, задания, стр 29

13

Географичес-кая широта

1

Практичес-кая работа, работа с контурной картой

Географическая широта

Знать, что такое географическая широта.

Уметь  определять географическую широту

Индивидуаль-ный

§12, индиви-дуаль-ные задания, стр 32

14

Географическая долгота. Геог-рафические координаты. Практическая работа № 8

1

Практичес-кая работа.

Географическая долгота и координаты.

Пр/р № 8. Обучение определению направле-ний по карте; определе-нию географических координат по глобусу и карте (в том числе коор-динат своей местности)

Знать, что такое географическая долгота и геогра-фические коор-динаты.

Уметь определять географическую долготу и коорди-наты.

Письменный индивидуальный

§ 13, стр32-34,  вопросы, стр 34

15

Условные знаки и масштабы карт. Изобра-жение суши и океанов.

1

Беседа, работа с картами

Условные знаки и масштабы карт. Изобра-жение суши и океанов.

Уметь работать с контурной картой.

Фронтальный

Повто-рить термины темы «Геогра-фическая карта»

16

Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

1

Практичес-кая работа, работа с картами, вопросами и заданиями учебника.

Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Уметь владеть приёмом опреде-ления по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности

Фронтальный

§ 14, задания,

 стр 36 по выбо-ру

17

Географические координаты своего населен-ного пункта и его высота над уровне моря.

Практическая работа

№ 9

1

Практичес-кая работа.

Значение планов мест-ности  и географических карт.

Использование геогра-фических карт в практи-ческой деятельности человека.

Пр/р № 9. Характерис-тика карты (или её части) своей местности.

Уметь читать

и использовать карты на практике,  давать характе-ристику карты своей местности.

Фронтальный

§ 15, вопросы 1-3, стр 37

Раздел II. Строение Земли. Земные оболочки. (46 часов)

                                                                                                   

                                                                        Тема 1. Литосфера (11 часов)

№/п

Тема урока

Кол-во ча-сов

Вид деятельности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домаш-нее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

18

Литосфера. Внутреннее строение Земли (ядро, мантия)

1

Беседа на основе  ново-го материала, схем, рисун-ков, практи-ческой  работы

 Внутреннее строение Земли (ядро, мантия).

Земная кора  - внешняя оболочка, её строение, свойства, современные исследования.

Знать внутреннее строение Земли, строение и свой-ства Земной коры,  современные исследования.

Уметь объяснять внутреннее строение Земли.

Фронтальный

§ 16, стр 38-41, вопросы 1-3,

стр 41

19

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Практическая работа № 10

1

Объяснительно-иллюст-ративная, работа с текстом учебника.

 Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свой-ства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Пр/р № 10. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

Знать и уметь объяснять поня-тия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Письменный

§ 17, стр 41-43,

Запол-нить таблицу, стр 44

20

Основные виды движений   земной коры: вертикальные и горизонтальные

1

Объясни-тельно-иллюстра-тивная. Практичес-кая работа.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Знать основные виды движений земной коры.

Уметь объяснять движение земной коры.

Фронтальный

§ 18,

стр 44-48, вопросы 2, 3,

стр 49

21

Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и  гейзеры

1

Практичес-кая работа

Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Знать о землетря-сениях, изверже-нии вулканов, горячих источни-ках и гейзерах.

Уметь объяснять сейсмические пояса, картогра-фическое изобра-жение форм рельефа.

Фронтальный

§ 19, стр 49-5, вопрос 4, стр 52

22

Основные формы рельефа земной поверх-ности.

1

Объясни-тельно-иллюстра-тивная. Практичес-кая работа

Основные формы релье-фа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение форм рельефа.

Знать основные формы рельефа земной поверх-ности.

Уметь объяснять картографическое изображение форм рельефа,  образо-вание гор, равнин, влияние рельефа на человека.

Фронтальный

Знать термины по теме «Строе-ние земной коры»

23

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые)

1

Объясни-тельно-иллюстра-тивная. Практичес-кая работа

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые). Различия гор по высоте. Изменение гор во времени при взаи-модействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор.

Знать горы суши.

Уметь различать горы по высоте и объяснять причи-ны их изменений. Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.

Уметь работать с контурной картой

Фронтальный

§ 20, стр 53-56, вопросы по выбо-ру, стр 56

24

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Практическая работа № 11

1

Практичес-кая работа 

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменение равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Значение равнин.

 Пр/р № 11. Определение по карте географичес-кого положения и высоты гор, равнин

Знать равнины суши, их рельеф, различия по высоте.

Уметь различать равнины по высо-те и времени, объяснять причи-ны их изменений

Письменный индивидуальный

§ 21, стр 57-62

25

Рельеф дна Мирового океана

1

Практичес-кая работа с картой, заданиями учебника.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Знать рельеф Мирового океана.

Уметь называть материковую отмель, шельф, глубоководные океанические желоба, котлови-ны, срединно-океанические хребты, атоллы.

Фронтальный

§ 22, стр 63-67, вопрос 1, стр 67

26

Литосфера. Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа № 12

1

Практичес-кая работа.

Особенности рельефа Алтайского края, Тюменцевского района, села Урывки.

Пр/р № 12. Изучение рельефа своей местности.

Знать особенности рельефа Алтай-ского края, Тюменцевского района, села Урывки.

Уметь читать план местности, объяснять рельеф своей местности.

Письменный индивиду-альный

Соста-вить рассказ о рельефе своей местно-сти

27

Литосфера. Практическая работа № 13

1

Практичес-кая работа

Основные формы рельефа земной поверх-ности, картографическое изображение форм рельефа.

Описание  земной коры.

Пр/р № 13. Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры

Знать основные формы рельефа земной поверх-ности, картогра-фическое изобра-жение форм рельефа.

Уметь работать с контурной картой и описывать земную кору.

Письменный

Задание 1, стр 67

28

Контрольное обобщение по теме «Литосфера»

1

Диалоговое общение на основе решения проблемных заданий

Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. Основные  виды движений земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности. Горы суши. Равнины суши. Рельеф Мирового океана. Особенности рельефа своей местности.

Уметь объяснять происхождение, изменение земной коры, работать с контурными картами

Индиви-дуальный, фронтальный

Вопросы и задания, стр 68

Тема 2. Гидросфера (14 часов)

№/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домаш-нее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязатель-ного минимума образования

Требования

к уровню подго-товки обучающих-ся

29

 Что такое гидросфера?

1

Практическая работа.

 По рисунку 47, стр 70 рассказать, как вода может вер-нуться с суши в океан через атмо-сферу

Что такое гидросфера? Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли.

Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлажде-нии, вода – раство-ритель.

Знать состав гидросферы, три основные части

Уметь рассказать о мировом круго-вороте воды;

Объяснить свой-ства вода: условия перехода из одно-го состояния в другое, изменение объёма при нагре-вании и охлаж-дении, вода – растворитель.

Фронтальный, решение проблемного задания

§ 23, стр 68-70, задание

7, 8 по выбору

30

Мировой оке-

ан – основная часть гидро-сферы.

Практическая работа № 14

1

Практичес-кая работа

Мировой океан – основ-ная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки, остро-ва, полуострова. Деление Мирового океана на океаны. Моря (окраинные и внутрен-ние), заливы, соедине-ние, проливы.

Пр/р № 14.

 Характеристика карты океанов.

Знать составные части Мирового океана и его деле-ние; движение вод в океанах; роль Мирового океана в формировании состава атмосфе-ры и климатов Земли.

Уметь давать характеристику карты океанов.

Письменный индивидуальный

§ 24, стр 71-73

31

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура

1

Практическая работа, решение проблемных вопросов. (Почему Красное

море – самое солёное море Земли?)

Свойства вод Мирового океана: солёность, температура.

Знать среднюю солёность и тем-пературу Миро-вого океана, движение вод.

Уметь объяснять соленость и температуру Мирового океана.

Фронтальный, проблемное задание

§ 25, стр 74-75, вопросы по вы-бору, стр 75

32

Движения вод  в океане (ветро-вые  волны, цунами, прили-вы и отливы)

1

Практическая работа Определить самые высо-кие приливы, сравнить высоту при-ливов на берегу Охот-ского и Сре-диземного морей

Движения вод (ветро-вые  волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения).

Знать движения вод (ветровые  волны, цунами, приливы и отли-вы, океанские течения).

Уметь определять самые высокие приливы и сравнивать их высоту

Фронтальный, индивидуальный

§26, стр 76-79, задание 3, стр 79

.

33

Океанские течения

1

Объяснительно-иллюстра-тивная,  практическая работа с контурной картой.

Тёплые и холодные океанские течения, причины их образо-ваний. Зачем нужно изучать океанские течения?

Знать тёплые и холодные океан-ские течения, причины их образований и значение в экологии.

Уметь объяснять причины образо-вания и роль оке-анских течений; работать с контур-ной картой.

Фронтальный

§ 27, стр 80-81, вопрос 5, стр 81

34

Изучение

Мирового океана. Практическая работа № 15

1

Практичес-кая работа

Изучение Мирового океана. Значение Мирового океана. Как измеряют глубины океана? 

Пр/р № 15. 

Определение геогра-фического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохрани-лища (по выбору), обо-значение их на контур-ной карте.

Знать, как изуча-ют Мировой океан, какое он имеет значение для человека, какова наиболь-шая глубина океана.

Уметь обозначать географическое положение объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохрани-лища на контур-ной карте.

Фронтальный

§ 28, стр 82-83

35

Воды суши: подземные,  поверхностные воды.

1

Решение проблемных заданий (Почему в колодце вода чище, чем в реке

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные.

Знать воды суши: подземные (грун-товые и межплас-товые), поверх-ностные.

Уметь отличать подземные воды от поверхностных, давать характерис-тику подземным (грунтовым и межпластовым) водам.

Фронтальный, решение проблемного задания

§ 29, стр83-86, 1, 5 вопросы, стр 86

36

Реки: элементы речной долины.

Практическая работа № 16

1

Практичес-кая работа.

Пр/р № 16. Определение по карте расстояния (приблизи-тельно) от своего насе-лённого пункта до ближайшего моря

Знать о реках – элементах речной долины.

Уметь определять  по карте расстоя-ния (приблизи-тельно) от своего населённого пунк-та до ближайшего моря

Письменный индивидуаль-ный

Вопрос 4, стр 86

37

Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки.

1

Диалоговое общение и практичес-кая работа с картой.

Воды суши: реки: элементы речной долины.

Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.

Знать реки: элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим рек. Реки равнин-ные и горные.

Уметь описывать и характеризовать реки, находить на карте.

Фронтальный

§ 30, стр87-95

38

Гидросфера. Практическая работа № 17

1

Практическая работа.

Пр/р № 17.

Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круго-ворота воды в природе. Описание гидросферы.

Уметь описывать гидросферу, объяснять причи-ны подземных и поверхностных вод своей мест-ности.

Письменный индивидуальный

Задание 8, стр 95

39

Озёра. Озёрные котловины и их образование.

1

Мини-исследова-ние

Озёра. Озёрные котло-вины и их образование. Озёра сточные и бес-сточные. Озёрные воды (пресные, солёные).

Знать сточные и бессточные озёра, озёрные котлови-ны (карст, стари-ца), болото.

Уметь отличать сточные и бес-сточные озера, пресные и соленые озера.

Фронтальный

§ 31, стр 95-98

40

Ледники: горные и покровные. Многолетняя мерзлота.

1

Слайдовая презентация

Ледники: горные, покровные. Многолетняя мерзлота.

Знать горные и покровные лед-ники, многолет-нюю мерзлоту.

Уметь отличать горные ледники от покровных; находить ледники на карте; объяснять, как вода ледников участвует в Миро-вом круговороте воды.

Фронтальный

§ 32, стр 98-100

41

Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища, пруды.  

1

Диалоговое общение, практическая работа

Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Уметь отличать реки от канала, а водохранилище от озера; объяснять значение водо-ёмов для человека.

Фронтальный

§§ 33, 34, вопросы, стр 104-105

42

Контрольное обобщение по теме «Гидросфера».

1

Диалоговое общение. Практическая работа

Что такое гидросфера? Три основные части гидросферы. Мировой океан, свойства вод, движение вод. Воды суши. Реки. Озёра. Ледники. Многолетняя мерзлота. Искусствен-ные водоёмы.

Уметь работать с контурной картой, картой океанов; объяснять геогра-фическое поло-жение объектов гидросферы, причины образо-вания и изменения.

Фронтальный,  индивидуальный  

Знать термины темы «Гидро-сфера»

Тема 3. Атмосфера (13 часов)

№/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

 Вид контроля

Домаш-

нее

задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязатель-ного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

43

Атмосфера– воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы.

1

Практичес-кая работа с заданиями учебника.

Атмосфера – воздуш-ная оболочка Земли: Состав и строение атмосферы (тропо-сфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера). Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. 

Знать атмосферу: строение, значение, изучение; значение атмосферы для жиз-ни на Земле и меры против её загрязне-ния.

Уметь называть и объяснять: тропо-сфера, стратосфера, мезосфера, термо-сфера, экзосфера; характеристику состояния атмо-сферы.

Фронтальный

§ 35, стр 105-108, вопросы по выбору, стр 108

.

44

Характеристика состояния атмосферы: атмосферное давление

1

Диалоговое общение на основе прак-тического изложения материала.

Характеристика состоя-ния атмосферы: атмосферное давление

Знать определение атмосферного давле-ния, об изменении атмосферного давле-ния.

 Уметь объяснять причины изменения атмосферного дав-ления и изменением температуры.

Фронтальный

§38, стр 114-116, задание 5, стр 116

45

Температура

1

Диалоговое общение на основе прак-тического изложения материала

Характеристика состоя-ния атмосферы: температура. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Суточные амп-литуды температуры воздуха.

Знать о температуре, суточной амплитуде температур воздуха, способах определе-ния средних темпе-ратур.  

Уметь объяснять суточную амплитуду температур воздуха, способы определе-ния средних темпе-ратур.  

Фронтальный

§36, 37, стр 108-113, вопрос по выбору, стр 113

46

Водяной пар, туман, облака, облачность

1

Аналитичес-кое изложе-ние нового материала на основе мате-риала учеб-ника, рисун-ков, схем, дополни-тельной информации

Характеристика состоя-ния атмосферы: водяной пар, туман, облака, облачность

Абсолютная и относи-тельная влажность воздуха. Туман. Виды облаков

Знать абсолютную и относительную влажность воздуха, туман, виды обла-ков.

Уметь объяснять

абсолютную и относительную влажность.

Фронтальный

§ 40, задание 6, стр 124

47

Осадки

1

Диалог на основе имею-щихся зна-ний и лич-ных наблю-дений

Характеристика состоя-ния атмосферы: осадки

Виды осадков, их количество и измерение

Знать виды осадков, их количество и измерение.

Уметь объяснять причины, влияющие на количество осадков.

Фронтальный

§ 41, задания по выбору, стр 127

48

Ветер

1

Решение проблемных заданий

Характеристика состоя-ния атмосферы: ветер,

Виды ветров и их значение. Определение направления и силы ветра

Знать виды ветров и их значение.

Уметь определять направление и силу ветра.

Фронтальный

§ 39, задания по вы-бору, стр 119-120

49

Способы опре-деления сред-них температур, направлений преобладающих ветров, коли-чества осадков

1

Практикум

Способы определения средних  температур, направлений преобла-дающих ветров (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Знать способы опре-деления средних  температур, направ-лений преобла-дающих ветров (за сутки, месяц, год, многолетний период.

Уметь определять средние  темпера-туры, направления преобладающих ветров (за сутки, месяц, год, много-летний период.

Фронтальный, индивидуальный

Задания 5, стр 111, 113, 120

50

Погода, её характеристика, причины её из-менений.

Практическая работа

 № 18

1

Практичес-кая работа

Погода, её характе-ристика, причины её изменений. Взаимосвя-зи с элементами пого-ды.

Пр/р № 18. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (состав-ление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

Знать причины изменения погоды, типы погоды, прог-ноз погоды.

Уметь описывать погоду за день, месяц, составлять графики наблюде-ний за погодой.

Письменный

§ 42, вопросы 4, 5 по выбору, стр 129

51

Климат, его характеристика.

1

Практичес-кая работа, составление характерис-тики климата

Характеристика климата и его влияние на природу и человека.

Уметь проводить характеристику климата, объяснять его влияние на природу; называть климатообразующие факторы и причины, влияющие на климат.

Фронтальный

§ 43, стр 129-131,

§ 45, стр 137-141

52

Распределение солнечного света и тепла по Земле

1

Изложение нового мате-риала на основе бесе-ды, анализа рисунков и схем учеб-ника

Распределение солнечного света и тепла по Земле. Тропики, полярные круги, пояса освещен-ности

Знать о  распределе-нии солнечного света и тепла по земной поверхности.

Уметь показывать пояса освещённости, тепловые пояса Земли.

Фронтальный

§ 44, стр 132-136, задание 2, стр 136

53

Описание климата своей местности, причины его особенностей.

1

Изложение нового мате-риала на основе бесе-ды, работы с учебником и тетрадью

Описание климата сво-ей местности, причины его особенностей: географическая широ-та, высота над уровнем океана, рельеф, расти-тельность, преоблада-ющие ветры, положе-ние относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Знать  основные причины, влияющие на климат (климатообразую-щие факторы).

Уметь называть причины особеннос-тей климата: геогра-фическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин

Фронтальный

Письмен-ный ответ на вопрос по выбору, стр 141-142

54

Описание климата своей местности. Описание атмосферы. Практическая работа № 19

1

Практичес-кая работа

Пр/р № 19. Описание климата своей мест-ности. Описание атмосферы.

Уметь проводить описание климата и погоду своей местности.

Письменный

Подгото-виться к контроль-ной рабо-те по те-ме «Ат-мосфера»

55

Контрольная работа по теме «Атмосфера»

1

Контроль знаний

Атмосфера – воздуш-ная оболочка Земли: Состав и строение ат-мосферы (тропосфера, стратосфера, мезосфе-ра, термосфера, экзо-сфера). Значение атмо-сферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характе-ристика состояния ат-мосферы. Погода,  климат

Уметь выполнять задания тестового характера, приме-нять изученные знания на практике.

Тест, индиви-дуальные задания

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле (5 часов)

.

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид дея-тельности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домаш-нее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

56

Разнообра-

зие растений, животных, микроорганиз-мов на планете Земля.

1

Беседа, работа с учебником.

Биосфера: распростра-нение растений,  живот-ных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами.

Знать о разнообра-зии и неравномер-ности распростра-нения растений и животных на Земле.

Уметь объяснять взаимосвязи между организмами.

Фронтальный

§ 46, стр 142-144

57

Неравномер-ность распро-странения растений и животных на суше

1

Практичес-кая работа, аналитичес-кая работа с картой при-родных зон.

 Неравномерность рас-пространения растений и животных на суше. Распространение организма в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору.

.

Знать о неравномер-ности  распростра-нения растений и животных на суше,

 природные зоны Земли.

Уметь объяснять причины неравно-мерного распреде-ления организмов на Земле, приводить примеры, описы-вать природные зоны Земли

Фронтальный, индивидуальный

§ 47, стр 145-148, вопрос 4, стр 148

58

Распространение организмов  в океане.

1

Объяснительно-иллюст-ративная,  

практичес-кая работа

Условия жизни в водной среде и виды организмов

Знать условия жиз-ни в водной среде и виды организмов.

Уметь рассказывать о  распространении организмов  в океа-не.

Фронтальный,

индивидуальный

§ 48, стр148-151

59

Воздействие организмов на земные оболоч-ки: атмосферу, гидросферу, земную кору.

1

Беседа, практическая работа

Своеобразие состава почвы, её плодородие.

Почвы своей местности. Меры по повышению плодородия почв.

Знать о воздействии организмов на зем-ные оболочки: атмосферу, гидро-сферу, земную кору; своеобразие состава почвы, её плодородие.

Уметь объяснять воздействие орга-низмов на земные оболочки: атмо-сферу, гидросферу, земную кору; рас-сказывать о почвах своей местности и мерах по повыше-нию плодородия почв.

Фронтальный,  

индивидуальный

§ 49 Наблю-дения за расти-тельным и живот-ным миром на местнос-ти и карте

60

Растения, живот-ные, почвы своей местности Практическая работа № 20

1

Практичес-кая работа

Растительный и живот-ный мир своей мест-ности.

Пр/р № 20. Описание растительного и живот-ного мира, почв своей местности.

Уметь описывать растительный и животный мир своей местности.

Письменный индивидуаль-ный

Соста-вить крос-сворд по теме «Био-сфера»

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (3 часа)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

 Требования к уровню подго-товки обучающих-ся

61

Взаимное про-никновение веществ земных оболочек, их взаимодействие

1

Практичес-кая работа, решение проблемных заданий

Взаимное проникновение веществ земных оболо-чек, их взаимодействие. Образование единой географической обо-лочки, её границы. Биосфера – часть географической оболоч-ки. Особенности взаимо-действия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Знать о взаимо-действии земных оболочек.

Уметь объяснять особенности взаимодействия компонентов при-роды и хозяйст-венной деятель-ности человека в разных природных зонах

Фронтальный,

индивидуаль-ный  

Вопросы и  задания, стр 155

.

62

Разнообразные компоненты географической оболочки. Практическая работа № 21

1

Практичес-кая работа

Разнообразные компо-ненты географической оболочки: формы релье-фа, климат, воды, почвы, растительность, живот-ный мир. Их взаимосвязь и образование ими отли-чающихся друг от друга природных комплексов. 

Пр/р № 21. Наблюдение за природой: установле-ние сроков начала времён года.

Уметь проводить наблюдение за природой и опи-сывать  отдельные природные объек-ты; выявлять  вза-имосвязи природ-ных компонентов

Письменный

Задание 2, стр 155

63

Природные комплексы своей местности. Практическая работа № 22

1

Практичес-кая работа

Природные комплексы своей местности. Воздействие человека на компоненты и природ-ный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Пр/р № 22. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

Знать о  воздейст-вии человека на компоненты и природный комп-лекс в целом,  правила отноше-ния к окружа-ющей природе.

Уметь описывать природные комп-лексы и комп-лексы, созданные человеком,  объяс-нять понятие «природный комплекс», взаи-мосвязи оболочек Земли и компо-нентов природы в природных комп-лексах

Письменный

Описание рельефа или вод своей местности

                                                                  Раздел III. Население Земли (3 часа)

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав. (1час)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

64

 Численность населения Земли. Расовый состав.

1

Практичес-кая работа с текстом учебника,  слайдовая презентация

Общая численность населения Земли. Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы; равенство рас.

Знать численность населения Земли, основные расы.

Уметь объяснять условия, влияющие на численность населения Земли, своей местности.

Фронтальный

§ 51, 52, стр 156-159

Тема 2. Основные типы населённых пунктов (1 час)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

65

Основные типы населённых пунктов. Практическая работа № 23

1

Практичес-кая работа

Городские поселения и сельские. Своеобразие географических комп-лексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компо-нентов: природные условия, население, его хозяйственная деятель-ность в своём населён-ном пункте. 

Пр/р № 23. Составление полного описания гео-графического комплекса своей местности

Уметь приводить примеры крупней-ших народов мира, наиболее распро-странённых язы-ков, религий, крупнейших по численности и населению стран; составлять полное описание геогра-фического комп-лекса своей мест-ности

Письменный

§ 53, стр 159-160, вопросы

стр 160

Тема 3. Человек – часть биосферы (1 час)

66

Человек – часть биосферы

1

Сообщение об учёном В.И.Вернандском. Практичес-кая работа

Человек – часть приро-ды; его хозяйственная деятельность. Воздействие человека на биосферу.  

Ноосфера.

Знать, что такое биосфера,  и как человек воздей-ствует на неё.

Уметь объяснять, что такое ноосфера

Разработка сво-их правил ра-зумного пове-дения человека в природе.

§ 53, 54, стр159-160

                                               

                                                         Раздел IV. Влияние природы на жизнь и здоровье человека (2часа)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержания. Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подго-товки обуч-ся

67

Стихийные при-родные явления. Влияние при-роды на жизнь человека

1

Урок-диалог, слайдовая презентация

Стихийные природные явления и адаптация к условиям проживания на определённой террито-рии, оценивание уровня безопасности окружа-ющей среды как сферы жизнедеятельности

Знать влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

Уметь называть меры охраны природы

Фронтальный индивидуальный  

§ 55. вопрос 2, стр 163

68

Главные особен-ности географи-ческих комплек-сов своей мест-ности как частей географической оболочки

1

Практикум, описание географи-ческого комплекса своей местности

Фронтальный индивидуальный

Повторе-ние мате-риала за курс 6 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...