Из опыта работы "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов"
материал по географии по теме

Представлен материал из опыта работы по вопросу "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов", доклад, презентация к докладу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

«Развитие познавательных действий при изучении географических объектов»

Учитель географии МКОУ Соляновская СОШ

Майорова Ирина Тамергалиевна

Ученик на уроке – не пассивный исполнитель, а активный участник

Важно учитывать, что знания, воспринимаемые готовыми от учителя, не  ведут к развитию мышления и основная задача учителя на уроке – научить учиться.

Усвоение знаний, умений и навыков – это интенсивный познавательный процесс, в ходе которого учащиеся развивают свои познавательные интересы и овладевают способами умственной деятельности.

Основными требованиями к обучению в условиях введения ФГОС является деятельностный подход. Деятельностный подход к обучению предполагает:

• Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить)

• Выполнения учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

• Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.

Разнообразная познавательная деятельность учащихся на уроке – это неотъемлемая составляющая современного урока.

География – это предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.

 Основные виды учебных действий ученика :

-умение составлять характеристику

- умение устанавливать причинно-следственные связи

- объяснять

-сравнивать

-систематизировать

-выявлять зависимость

-анализировать и т.п.

Эти умения формируются главным образом через практическую деятельность учащихся (выполнение практических работ).

Линия УМК «Полярная звезда» содержит компонент географической практики, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно.

Работа по УМК «Полярная звезда» сопровождается работой с другими источниками  информации и предполагает выполнение заданий :

- работа с текстом

-  с одновременным использованием текста учебника и карт атласа

- сопоставления данных карт

- выделение по картам дополнительных сведений к тексту т т.д.

При этом деятельность учащихся разнообразна и направлена на формирование и развитие познавательных действий:

Учебное действие

Задание

Тема , класс

Определение по картам

  1. Используя политическую карту мира определить соседей государства
  2. Используя политическую карту Евразии определите, через какие государства протекает река…
  3. Составление комплексной характеристики государства по плану

США, Италия, Германия, 11 класс

Евразия, 7 класс

Япония, 11 класс

Сравнение

  1. Определите  сходства и различия двух физико-географических районов

  1. Сравнительная характеристика явлений природы

Циклоны и антициклоны

«Экзотика России: Кавказ и Дальний восток», 9 класс

«Горный каркас России: Урал и Горы Южной Сибири», 9 класс

Атмосферная циркуляция . 8 класс

Составление описания объекта, используя предложенный план

1.Комплексная характеристика одной из стран

       2.Описание одного из климатических поясов по плану

Южная Америка, 7 класс

Климатические пояса и области Земли , 7 класс

Объяснение

Используя физическую карту Евразии выявите где располагаются покровные оледенения на материке и почему?

«Евразия», 7 класс

Работа с текстом

Изучите текст на стр. №   и составьте:

 - систематизирующую

 таблицу

- составьте схему

- заполните схему

- дополните схему

- …

Используя данные в тексте постройте график изменения численности населения России..

Используя данные приведенные учителем составьте график изменения численности населения нашего поселка  

Используя данные о рождаемости и смертности вычислите естественный прирост населения нашего поселка…

Полезные ископаемые. 6 класс  и т.д.

Население России, 8 класс

Работа с картой

1.По карте полушарий определите географические координаты следующих географических объектов: влк. Везувий , г.Москва и т.п.

По данным географическим координатам определите географический объект а) 43 град. С. Ш. и 79 град З.Д.;
б) 35 град.Ю.Ш. и 59 град З.Д.;
в) 19 град Ю.Ш. и 27 град В.Д.
г) 64 град С.Ш. и 18 град З.Д..

2.По данному плану определите географическое положение гор (Урал, Кавказ …)

3. По данному плану определите географическое положение материка

Географические координаты, 6 класс

Основные формы рельефа. Горы. 6 класс

Австралия, Южная Америка…. 7 класс

Установление причинно-следственных связей

Изучив текст параграфа установите взаимосвязь климатических условий и хозяйственной деятельности людей

«Природные зоны», 6 класс

         

Необходимым условием для выполнения разных видов деятельности учащихся по изучению географических объектов является наличие четко поставленной цели (будет лучше, если она будет определена самими учащимися) и алгоритма действий (особенно на начальном этапе формирования умений).

Считаю, что важное значение в развитии познавательных действий при изучении географических объектов играет мотивация и самооценка деятельности учащихся по итогам выполненных работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ» Выполнила: И.Т.Майорова, учитель географии МКОУ «Соляновская СОШ», п.Соляная, Тайшетский район, Иркутская область Соляная-2014

Слайд 2

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)

Слайд 3

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

Слайд 4

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне учебных действий.

Слайд 5

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЗВАНО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ФОРМИРОВАТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ).

Слайд 6

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Предметные, географические умения Умения работать с географическими картами и моделями Земли; Умения ориентироваться на местности; Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов); Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов. Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 7

Важно учитывать, что знания, воспринимаемые готовыми от учителя, не ведут к развитию мышления и основная задача учителя на уроке – научить учиться. Усвоение знаний, умений и навыков – это интенсивный познавательный процесс, в ходе которого учащиеся развивают свои познавательные интересы и овладевают способами умственной деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает: • Наличие у детей познавательного мотива(желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить) • Выполнения учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; • Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.

Слайд 8

Разнообразная познавательная деятельность учащихся на уроке – это неотъемлемая составляющая современного урока. География – это предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика : -умение составлять характеристику - умение устанавливать причинно-следственные связи - объяснять -сравнивать -систематизировать -выявлять зависимость -анализировать и т.п. Эти умения формируются главным образом через практическую деятельность учащихся (выполнение практических работ).

Слайд 9

Линия УМК «Полярная звезда» содержит компонент географической практики, в рамках которого учащиеся выполняют практические работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно. Работа по УМК «Полярная звезда» сопровождается работой с другими источниками информации и предполагает выполнение заданий : - работа с текстом - с одновременным использованием текста учебника и карт атласа - сопоставления данных карт - выделение по картам дополнительных сведений к тексту т т.д.

Слайд 10

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ РАЗНООБРАЗНА И НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ: Учебное действие Задание Тема , класс Определение по картам Используя политическую карту мира определить соседей государства Используя политическую карту Евразии определите, через какие государства протекает река… Составление комплексной характеристики государства по плану США, Италия, Германия, 11 класс Евразия, 7 класс Япония, 11 класс

Слайд 11

Сравнение Определите сходства и различия двух физико-географических районов Сравнительная характеристика явлений природы Циклоны и антициклоны «Экзотика России: Кавказ и Дальний восток», 9 класс «Горный каркас России: Урал и Горы Южной Сибири», 9 класс Атмосферная циркуляция . 8 класс Составление описания объекта, используя предложенный план 1.Комплексная характеристика одной из стран 2.Описание одного из климатических поясов по плану Южная Америка, 7 класс Климатические пояса и области Земли , 7 класс

Слайд 12

Объяснение Используя физическую карту Евразии выявите где располагаются покровные оледенения на материке и почему? «Евразия», 7 класс Работа с текстом Изучите текст на стр. № и составьте: - систематизирующую таблицу - составьте схему - заполните схему - дополните схему … 1.Используя данные в тексте постройте график изменения численности населения России.. 2.Используя данные приведенные учителем составьте график изменения численности населения нашего поселка 3.Используя данные о рождаемости и смертности вычислите естественный прирост населения нашего поселка… Полезные ископаемые. 6 класс и т.д. Население России, 8 класс

Слайд 13

Работа с картой 1.По карте полушарий определите географические координаты следующих географических объектов: влк. Везувий , г.Москва и т.п. 2. По данным географическим координатам определите географический объект а) 43 град. С. Ш. и 79 град З.Д.; б) 35 град.Ю.Ш. и 59 град З.Д.; в) 19 град Ю.Ш. и 27 град В.Д. г) 64 град С.Ш. и 18 град З.Д.. 3.По данному плану определите географическое положение гор (Урал, Кавказ …) 4. По данному плану определите географическое положение материка Географические координаты, 6 класс Основные формы рельефа. Горы. 6 класс Австралия, Южная Америка…. 7 класс Установление причинно-следственных связей Изучив текст параграфа установите взаимосвязь климатических условий и хозяйственной деятельности людей «Природные зоны», 6 класс

Слайд 14

Необходимым условием для выполнения разных видов деятельности учащихся по изучению географических объектов является наличие четко поставленной цели (будет лучше, если она будет определена самими учащимися) и алгоритма действий (особенно на начальном этапе формирования умений). Считаю, что важное значение в развитии познавательных действий при изучении географических объектов играет мотивация и самооценка деятельности учащихся по итогам выполненных работ.

Слайд 15

Презентацию составила: Майорова Ирина Тамергалиевна Учитель географии МКОУ Соляновская СОШ п.Соляная Тайшетского района Иркутской области.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...

статья "Формирование познавательных действий у учащихся через лабораторный практикум"

Формирование познавательных действий у учащихся через лабораторный практикумОдной из важнейших задач, намеченных реформой общеобразовательной школы, является повышение качества образования. В решении ...

Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"

Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...

Развитие познавательных действий при изучении географических объектов.

Учебно-методический материал по географии "Развитие познавательных действий при изучении географических объектов"...

Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....