Развитие познавательных действий при изучении географических объектов.
учебно-методический материал на тему

Киселёва Наталья Алексеевна

Учебно-методический материал по географии "Развитие познавательных действий при изучении географических объектов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных действий при изучении географических объектов.

Слайд 2. Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.         Современная система образования призвана  вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Слайд 3. В своей педагогической практике  можно использовать методы и формы работы, которые способствуют развитию  личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Характеристика познавательных УУД.

Слайд 4. Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД при изучении географии. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановки и решения проблемы:

  • Синтезирование, сравнение, классификация объектов по выделенному признаку;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно – следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство, выдвижение гипотез;
  • Постановка и решение проблемы.

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. 

Слайд 5.Очень важно, начиная с 6 класса, сформировать у учащихся навык работы с географической и контурной картой, усложняя его из года в год.

Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:

1.Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.

2.Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории

3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

Слайд 6. В 6 классе при изучении темы «Географические координаты» необходимо подвести учащихся к двум понятиям; узнай! и научись делать!

Все задания для закрепления должны быть занимательными, чтобы вызывали интерес, и не было монотонности в работе. Например,

1.Какой город находится на 560с.ш. 380в.д.? (это задание для отработки первичных навыков).

2.Определите географические координаты следующих объектов:

1)г. Якутск

2)г. Сидней

3.Если вы плывете на восток от точки с координатами 470с.ш.,200з.д., берег, какого материка вы достигните?

Слайд 7.4.Нанесите на контурную карту точки с заданными координатами. После нанесения точек на контурную карту, соедините их линией по порядку и у вас получится интересная фигура.

http://doc4web.ru/uploads/files/24/23880/hello_html_65ac1136.png

Слайд 8.В начальном курсе физической географии формируются приемы « чтения условных знаков» общегеографической карты. В состав приема входят следующие действия:

1) прочитать название карты, сделать вывод о том, какие объекты и явления на ней изображены;

2) изучив легенду карты, определить способы изображения на ней объектов и явлений.

Слайд 9.В курсе 7-го класса требуется не просто описать тот или иной объект или явление, но и объяснить причины его особенностей. Поэтому учащихся необходимо вооружить приемом сопоставления карт, который включает в свой состав следующие действия.

1.Познакомиться с названием карт.

2.Найти на картах заданную территорию, используя ориентиры: градусную сетку, очертания береговой линии, речную сеть и др.

3.Пользуясь приемом чтения условных знаков карты, рассмотреть территорию последовательно на той и другой карте.

4.Сопоставив содержание данных карт, сделать вывод о характере и взаимосвязи рассмотренных компонентов.

Слайд10. Так при изучении рельефа и полезных ископаемых материков удобно использовать следующий прием:

- характеристика рельефа.

1.По физической карте установить общий характер поверхности территории.

2.По шкале высот определить преобладающие высоты территории.

3.По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты.

4.Определить размещение отдельных форм рельефа территории _ где, в какой части, в каком направлении от центра материка.

5.Сопоставив физическую и тектоническую карты, объяснить размещение форм поверхности.

- характеристика полезных ископаемых

1.Найти заданную территорию.

2.С помощью легенды установить, какие полезные ископаемые здесь залегают.

3.Определить, в каких частях территории залегают полезные ископаемые, как они размещаются на территории материка.

4.Определить, к каким формам рельефа приурочены.

5.Сопоставив физическую карту и карту строения земной поверхности, объяснить размещение полезных ископаемых.

Самым сложным приемом работы с картой в 7 классе является прием комплексной характеристики материка. Сложность этого приема выражается, прежде всего, в том, что в состав его входят приемы – характеристики отдельных компонентов природы. При этой работе сопоставляются карты: физическая, тектоническая, геологическая, климатическая, природных зон, комплексная.

Слайд 11.12.13.14  Примеры заданий с использованием карт

Таким образом, при изучении курса географии учащиеся должны усвоить систему приемов чтения карты, начиная от наиболее простых приемов характеристики отдельных компонентов природы и заканчивая сложным приемом комплексной характеристики природы территории.

Слайд 15.   Заключение.

 Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. В чём заключается роль учителя географии в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Учитель должен не только дать какую-то сумму знаний, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у учащихся мотивацию к обучению. Таким образом, формирование УУД возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательных действий при изучении географических объектов. Учитель географии МБОУ СОШ № 4 Киселёва Наталья Алексеевна Выкса 2015г.

Слайд 2

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. «Путь к успеху лежит через самообразование» (Б.Шоу)

Слайд 3

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ . Предметные, географические умения Умения работать с географическими картами и моделями Земли; Умения ориентироваться на местности; Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов); Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов. Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 4

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУ Д Формирование познавательных УУД на уроках географии можно осуществлять в следующих направлениях: - Синтезирование, сравнение, классификация объектов; -Подведение под понятие, выведение следствий; - Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи рассуждений; - Доказательство, выдвижение гипотез; - Постановка и решение проблемы

Слайд 5

Приемы учебной работы с картой: Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п. Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории. Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

Слайд 6

Картометрические приемы работы с картой Определить географические объекты, имеющие следующие географические координаты. а) 56 º с.ш., 38 º в.д. б) 62 º с.ш., 130 º в.д 2. Определите географические координаты следующих объектов: г.Якутск; г.Сидней; влк.Везувий 3. Если вы плывёте на восток от точки с координатами 47 º с.ш., 20 º з.д., берег какого материка вы достигните? 4. Выполнить работу «Географический адрес моего населённого пункта»

Слайд 7

Нанесите на контурную карту точки с заданными координатами. После нанесения точек на к.карту, соедините их линией по порядку. Работа в контурных картах

Слайд 8

Прием чтения карт Прочитать название карты, сделать вывод о том, какие объекты и явления на ней изображены. Изучив легенду карты, определить способы изображения на ней объектов и явлений. Примеры заданий: Опишите ГП гор и равнин по карте; Опишите географическое положение реки Енисей по плану.

Слайд 9

ПРИЁМ СОПОСТАВЛЕНИЯ КАРТ Познакомится с названием карт. Найти на картах территорию, используя ориентиры: градусную сетку, очертания береговой линии, речную сеть. Пользуясь приёмом чтения условных знаков карты, рассмотреть территорию последовательно на той и другой карте. Сопоставив содержание данных карт, сделать вывод о характере и взаимосвязи компонентов.

Слайд 10

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 7 КЛАССА Характеристика рельефа 1 . По физической карте установить общий характер поверхности территории. 2. По шкале высот определить преобладающие высоты территории 3. По подписи отметок высот определить наибольшие и наименьшие высоты 4. Определить размещение отдельных форм рельефа. 5. Сопоставив физическую и тектоническую карты, объяснить размещение форм рельефа.

Слайд 11

Чтение условных знаков тематических карт Последовательность анализа: природные зоны, которые встречаются на этом направлении; последовательность изменения основных типов почв; изменение плодородия почв при движении с севера на юг и причина этого; изменение характера растительности, характеристика видового состава; изменения видового состава животных, их приспособленность к высоким температурам и низкой влажности. Используя карты атласа, определить закономерности изменения компонентов природных зон по линии Мурманск – побережье Каспийского моря.

Слайд 12

1 2 - Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения? РАБОТА С КАРТАМИ Познавательные УУД: Установление причинно-следственных связей; - Построение логической цепи рассуждений.

Слайд 13

Задание для 8 класса Заполнить таблицу, используя карты и текст учебника. Город Осадки Испарение К.увл. Причины Мурманск Астрахань Частично-поисковый метод применяют при анализе карт с целью выявления какой-либо закономерности, правила для установления новых для учащихся прямых и обратных связей.

Слайд 14

9 класс 1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. 2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память. 3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления. РАБОТА В КОНТУРНЫХ КАРТАХ

Слайд 15

«Научить детей учиться – ключевая задача образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса при изучении курса ОБЖ

Мой подход к методике преподавания ОБЖ....

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...

развитие познавательного интереса при изучении химии

развитие познавательного интереса при изучении химии...

Развитие познавательного интереса к изучению математики

Установлены уровни развития, условия и пути формирования у учащихсяинтереса к знаниям.Описаны пути развития и укрепления познавательных интересов учащихся....

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

Из опыта работы "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов"

Представлен материал из опыта работы по вопросу "Формирование познавательных действий при изучении географических объектов", доклад, презентация к докладу....

Развитие познавательной активности при изучении «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина в седьмом классе

Статья посвящена сравнению фольклорного материала о вещем Олеге и стихотворения А. С. Пушкина. Целью написания является развитие творческой активности учащихся....