География 8 класс
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему

Сурина Анна Даниловна

Разработки уроков, презентации, тесты, приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aziatskaya_chast._priroda_sibiri.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Азиатская часть. Природа Сибири.

Цель урока:  Создать условия для усвоения учащимися учебной информации по теме «Природа Сибири», режим наиболее активного применения и усвоения культуры мышления. Формировать умение работать с различными источниками информации, учить выражать свои мысли, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления представлений и идей. Закрепить знания об экономических районах Западного макрорегиона России.  В рамках подготовки к ГИА формировать умение составлять развёрнутые ответы,  воспитывать умение сотрудничать в группе.

Оборудование: Физическая карта России, Климатическая карта России, атласы,  учебники. Презентация «Природа Сибири»

                                Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

Велика наша страна, разнообразна и необычайно красива её природа, огромны потенциальные возможности для развития хозяйства. Мы изучили экономические районы Европейской территории России, проверим, как вы усвоили эту тему.

2.Актуализация опорных знаний:

1.Письменно:

I. Расшифруйте числовые выражения и назовите экономические районы:

           1 вар.      5,   1+12;   2+6;  1+2+3;         

             2 вар.   1+2+4;   1+2+7;   1+3+1;   2+3.

Работа по вариантам:

1вариант.

II. По предложенным признакам узнайте экономические районы Европейской части страны.

1.Отрасль специализации – гидроэлектроэнергетика.

Выращивается озимая и яровая пшеница, ячмень, рис, бахчевые культуры.

Среди видов выпускаемой продукции – автомобили, самолеты, троллейбусы.  

Развитая нефтяная, нефтехимическая и химическая промышленность.

  1. Выгодное ЭГП.  Кладовая минеральных ресурсов.

Цветная и черная металлургия.

         Бедный природными ресурсами.

          Мощная научная база и высококвалифицированные трудовые ресурс

Развитое тяжелое машиностроение.

Район знаменит пуховыми платками.

3. Производство зерноуборочных комбайнов, электровозов, атомных реакторов.

        Многоотраслевое сельское хозяйство, развитая пищевая промышленность.

        Пестрый национальный состав.

        Рекреационное хозяйство.

4.      Небольшой по площади район, с небольшой численностью населения.

         Выгодное ЭГП, но бедная база минеральных ресурсов.

        Развито трудоемкое и наукоемкое машиностроение (в т.ч. судостроение).

        Мясомолочное сельское хозяйство.

5.     Самый крупный район по численности населения.

           Одно из отраслей специализации – легкая промышленность.

            На территории крупнейший город-миллионер

2. вариант. По предложенным признакам узнайте экономические районы Европейской части страны

1.. Разнообразие полезных ископаемых.

Продолжительный вегетационный период.

            Пестрый национальный состав.

            Развитый АПК.

           На юге – граница с 2 государствами СНГ

2.  Удобное транспортно-географическое положение.

        Хорошая освоенность территории.

         Запасы железных руд и развитие черной металлургии.

         Плодородные почвы.

    Граничит с Украиной.

3.  Высокая плотность населения.

       Из природных ресурсов – стройматериалы, фосфориты, торф, бокситы.

      Развито льноводство.

      Преобладают трудовой и научный факторы размещения производств.

      Приморское положение

4.  Большая протяженность территории в меридиональном направлении.

        Специализация – черная и цветная металлургия, химическая промышленность.

        На юге – граница с крупнейшим государством СНГ.

5. На территории района крупнейший в России рыбокомбинат.

       В южной части крупный металлургический комбинат.

        Добывается нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов.

 Фаза реализации смысла:

        1.Сообщение темы урока. 

         Учитель: Мы продолжаем изучение  хозяйства  нашей родины. Разговор пойдёт об Азиатской части. Вам предстоит работать с различными источниками информации и в процессе урока   ответить на вопрос: Изменился ли в наше время смысл знаменитых слов М.В.Ломоносова, сказанных два с половиной столетия назад: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном»

2. Составление схемы:

Азиатская часть

 

                                    Сибирь                   Дальний Восток

Визитка Сибири

ГП: От Урала до….

Сибирь – самая крупная природная область:

Площадь - …кв. км

Больше площади….                 И площади…

Морское побережье…   тыс. км

 3.Презентация «Природа Сибири».

                

4. Изучение нового материала: 

Учитель: Сегодня нам предстоит определить особенности Сибири и выяснить её потенциальные возможности для развития хозяйства России.

5. Работа в группах:

1гр. Геоморфологи: Работая с картой и текстом учебника. Покажите разнообразие рельефа и составьте схему

Рельеф Сибири

Западно-Сибирская  Среднесибирское  горы Южной   Яно-Колымский

 равнина                     плоскогорье            Сибири                         край

Покажите формы рельефа на карте

Определите амплитуду высот (H max -…  H min - …)

6. Рассказ учителя: Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

а) Сложнейшая горная система (протяжённость 4,5тыс. км) – стр. рис. Орографическая схема гор.

б) Возрождённые складчато-глыбовые горы

в) Полезные ископаемые гор

г) климат

д) высотная поясность гор Южной Сибири

Вывод:  Рельеф отличается сложностью и подвергается воздействию внешних и внутренних сил.

2гр. Климатологи.     Работа с картой (рис.128, стр.202):

Определите, в каких климатических поясах находится Сибирь?

Перечислите типы климатов умеренного пояса.

В какой части Сибири климат наиболее суров?

Назовите место, где расположен полюс холода

Почему местные жители торгуют молоком в мешках, а не в бидонах?

Почему жители Южного Забайкалья не знали саней, а жители тундры круглый год ездят на санях?

Готовимся к ГИА:

1.Назовите не менее двух причин, объясняющих это явление.

2.Установите соответствие:

Природный район                               Тип климата

1. Западная Сибирь                             Резко-континентальный

2. Горы Южной Сибири                      Континентальный

3. Среднесибирское плоскогорье

Вывод: Климат Сибири отличается суровостью, многолетней мерзлотой,  и это усложняет развитие хозяйства.

3гр. Ландшафтоведы

Пользуясь картой (рис. 129 стр.203), определите природные зоны азиатской части России.

Какая природная зона занимает северные окраины? Чем объяснить, что в Восточной Сибири степная зона расположена отдельными очагами?

Какая природная зона занимает наибольшую площадь, и какими ресурсами она богата?

Вывод: Сибирская тайга – богатство древесиной и пушным зверем.

4гр Гидрологи:

Покажите сибирские реки на карте.

Каковы особенности сибирских рек?

Почему так опасно половодье на крупных реках?

Как используются сибирские реки?

Вывод: Сибирские реки многоводные и обладают огромным энергетическим потенциалом. 

6.Презентация:  «Природа Сибири». Параллельно:  заполнение диагностической карты.

7. Формулировка вывода:

Подтвердите правильность ваших слов текстом вывода учебника.

8. Подведение итогов урока: Проанализируйте основные положения вывода и составьте кластер  (подберите показатели, отражающие природу Сибири)

«Природа Сибири»

 

              Рельеф           Климат         Вечная           Ландшафты     Реки

                                                           мерзлота

9. Практическая работа: «Географическое описание путешествия  из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, изменение ландшафта)»

а) На к/к нанесите Транссибирскую магистраль

б) Пользуясь атласами за 8 (стр.) и 9 класс (стр.), составьте описание путешествия по плану:

1. Города: Екатеринбург -…   - …

2.Реки, пересекаемые магистралью….

3. Изменение ландшафтов …

10.Рефлексия:

Что на уроке вам показалось интересным?

Какие предположения подтвердились?

Над чем стоит подумать?

 Рефлексия «Составление психологического рисунка»

11. Домашнее задание: Параграф, ответить на вопросы

Пользуясь ресурсами Интернет, подготовьте сообщения (презентации) на тему Русские женщины – исследователи природы (М.П.Черская, М. Прончищева, А.В.Потанина и др.)

Приложение к уроку

1вариант.

I.Расшифруйте числовые выражения и назовите экономические районы:

  1. –      1+12 –           2+6 -                1+2+3  -         

II. По предложенным признакам узнайте экономические районы Европейской части страны.

1.Отрасль специализации – гидроэлектроэнергетика.

Выращивается озимая и яровая пшеница, ячмень, рис, бахчевые культуры.           Среди видов выпускаемой продукции – автомобили, самолеты, троллейбусы.         Развитая нефтяная, нефтехимическая и химическая промышленность.

  • РАЙОН -

2.Выгодное ЭГП.

Кладовая минеральных ресурсов.  Цветная и черная металлургия.

Развитое тяжелое машиностроение.    Район знаменит пуховыми платками.

  •  РАЙОН -

3. Производство зерноуборочных комбайнов, электровозов, атомных реакторов. Многоотраслевое сельское хозяйство, развитая пищевая промышленность.

Пестрый национальный состав.    Рекреационное хозяйство.

  • РАЙОН -

4.      Небольшой по площади район, с небольшой численностью населения.

Выгодное ЭГП, но бедная база минеральных ресурсов.

Развито трудоемкое и наукоемкое машиностроение (в т.ч. судостроение).

Мясомолочное сельское хозяйство.

  • РАЙОН -

5.     Самый крупный район по численности населения.    Бедный природными ресурсами.

Мощная научная база и высококвалифицированные трудовые ресурсы.

Одно из отраслей специализации – легкая промышленность.

На территории крупнейший город-миллионер

  • РАЙОН -

2. вариант.

I. Расшифруйте числовые выражения и назовите экономические районы:

   1+2+4 –

   1+2+7-  

   1+3+1 –

    2+3 -

II.По предложенным признакам узнайте экономические районы Европейской части страны

1.. Разнообразие полезных ископаемых.

  • Продолжительный вегетационный период.
  • Пестрый национальный состав.
  • Развитый АПК.
  •  На юге – граница с 2 государствами СНГ
  • РАЙОН -

2.  Удобное транспортно-географическое положение.

  • Хорошая освоенность территории.
  • Запасы железных руд и развитие черной металлургии.
  • Плодородные почвы.
  • Граничит с Украиной.
  • РАЙОН -

3.  Высокая плотность населения.

  • Из природных ресурсов – стройматериалы, фосфориты, торф, бокситы.
  • Развито льноводство.
  • Преобладают трудовой и научный факторы размещения производств.
  • Приморское положение
  • РАЙОН -

4.  Большая протяженность территории в меридиональном направлении.

  • Специализация – черная и цветная металлургия, химическая промышленность.
  • На юге – граница с крупнейшим государством СНГ.
  •  РАЙОН -

5. На территории района крупнейший в России рыбокомбинат.

  • В южной части крупный металлургический комбинат.
  • Добывается нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов 
  • РАЙОН -

Технологическая карта:

1. Составление схемы:

Азиатская часть

 

                                                     

2.ГП: От Урала до….

Сибирь – самая крупная природная область:

Площадь - …кв. км

Больше площади….                 И площади…

Морское побережье…   тыс. км

3.1гр. Геоморфологи: Работа с картой и текстом учебника. Покажите на карте формы рельефа Сибири.

Покажите разнообразие рельефа и составьте схему

Рельеф России

Покажите формы рельефа на карте

Определите амплитуду высот (H max -…  H min - …)

Вывод:  Рельеф России…

4.Проанализируйте основные положения вывода (в конце параграфа)   и составьте кластер  (подберите показатели, отражающие природу Сибири)

«Природа Сибири»

 

Технологическая карта:

1. Составление схемы:

Азиатская часть

 

                                                     

2. Визитка Сибири

ГП: От Урала до….

Сибирь – самая крупная природная область:

Площадь - …кв. км

Больше площади….                 И площади…

Морское побережье…   тыс. км

3.2гр. Климатологи.     Работа с картой (рис.128, стр.202):

Определите, в каких климатических поясах находится Сибирь?

Перечислите типы климатов умеренного пояса.

В какой части Сибири климат наиболее суров?

Назовите место, где расположен полюс холода

Почему местные жители торгуют молоком в мешках, а не в бидонах?

Почему жители Южного Забайкалья не знали саней, а жители тундры круглый год ездят на санях?

Готовимся к ГИА:

1.Назовите не менее двух причин, объясняющих это явление.

2.Установите соответствие:

Природный район                                     Тип климата

1. Западная Сибирь                                    Резко-континентальный

2. Горы Южной Сибири                             Континентальный

3. Среднесибирское плоскогорье

Вывод: Климат Сибири отличается …

4.Проанализируйте основные положения вывода (в конце параграфа)  и составьте кластер  (подберите показатели, отражающие природу Сибири)

«Природа Сибири»

 

Технологическая карта:

1.  Составление схемы:

Азиатская часть

 

                                                     

2. Визитка Сибири

ГП: От Урала до….

Сибирь – самая крупная природная область:

Площадь - …кв. км

Больше площади….                 И площади…

Морское побережье…   тыс. км

3. 3гр. Ландшафтоведы

Пользуясь картой (рис. 129 стр.203), определите природные зоны азиатской части России.

Какая природная зона занимает северные окраины?

Чем объяснить, что в Восточной Сибири степная зона расположена отдельными очагами?

Какая природная зона занимает наибольшую площадь, и какими ресурсами она богата?

Вывод: Сибирская тайга богата….

4.Проанализируйте основные положения вывода (в конце параграфа) и составьте кластер  (подберите показатели, отражающие природу Сибири)

«Природа Сибири»

 

Технологическая карта:

 1. Составление схемы:

Азиатская часть

 

                                                     

2. Визитка Сибири

ГП: От Урала до….

Сибирь – самая крупная природная область:

Площадь - …кв. км

Больше площади….                 И площади…

Морское побережье…   тыс. км

3. 4гр Гидрологи:

Покажите сибирские реки на карте.

Каковы особенности сибирских рек?

Почему так опасно половодье на крупных реках?

Как используются сибирские реки?

Вывод: Сибирские реки …

4. Проанализируйте основные положения вывода (в конце параграфа) и составьте кластер  (подберите показатели, отражающие природу Сибири)

«Природа Сибири»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...