Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе стандарта 2004 г. (не ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8_kl.2014-2015.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

Рассмотрена                                                                         Утверждена

На заседании МО                                                                Приказ по школе №

протокол №                                                                 от «___» ___________ 2014  г.

от «___» ___________ 2014 г.

 

Руководитель МО

_________________  Ф.И.О.

(подпись)

Рабочая учебная программа

по географии

за курс «География России» 8 класс

на 2014 – 2015 учебный год

Учитель географии

Четвергова Е.Ю.

                                        Ярославль – 2014-2015 г.


Пояснительная записка

Содержание рабочей программы курса «География России» (8 класс) и уровень требований к результатам его  освоения соответствует требованиям Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

С учетом методических рекомендаций «Преподавания учебного предмета в 2015-2016 учебном году».

Учебной программой МОУ СОШ № 9 на изучение курса отведено 68 часов учебного времени в 8 классе, с учебной нагрузкой 2 часа в рамках рабочей недели.

 Приказ №01-02/184 от 31.08.2015 года.

УП и УТП рабочей программы составлены в соответствии с авторской программой И.И.  Баринова, В.П. Дронов» «География России» 8-9 классы / Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6 – 11 классы / составитель Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009. Программа написана в соответствии с концепцией модернизации географического образования к линии учебников под редакцией В.П. Дронова.  Программа состоит из шести частей: «Россия на карте мира», «Природа», «Население России», «Хозяйство России» - две части, «География крупных регионов России. В 8 классе изучаются: «Россия на карте мира», «Природа», «Население России», «Хозяйство России» - первая часть «Первичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырье».  Содержательные единицы выделены на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089. Во всех разделах и темах курса изучаются региональные географические особенности.

Используется учебник География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, И.И. Баринова,В.Я Ром, А.А Лобжанидзе ; / под редакцией В.П. Дронова. М.: Дрофа, 2013..

В рабочей программе изменено количество часов на изучение отдельных тем по сравнению с авторской программой (см. таблицу). Увеличено количество часов на изучение раздела «Хозяйство России», так как впервые вводятся новые и сложные для учащихся 8 класса понятия, закладываются базовые знания для изучения географического содержания в 9 классе. Выделяются обобщающие уроки.

        

Учебный план курса «География России» 8 класс

Тема

По программе

По рабочей

программе

Практические работы

Контроль

Введение

1

1

Россия на карте мира

11

14

3

1

Природа России

42

31

12

1

Население России

10

8

_

1

Хозяйство России

4

13

1

1

Итоговый контроль. Заключительный урок 

3 часа

1

ИТОГО        

68

68

16

5

Тематическое планирование курса «География России» 8 класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Практическая работа

Домашнее задание

1

2

3

4

5

8 класс (68 часов)

1-я четверть

Сентябрь

1- я неделя

Введение - 1 час

1 (1)

Что изучает география России.

Введение с. 3

Часть I.  Россия на карте мира - 14 часов

Тема: Географическое положение России – 4 часа + 2 резерв = 6часов

Сентябрь

2- я неделя

2 (1)

Географическое положение. Виды и уровни.

§ 1

3 (2)

Особенности физико-географического положения России.

§  2

Сентябрь

3- я неделя

4 (3)

Экономико-транспортно-географическое положение России.

3

5 (4)

Геополитическое, этнокультурное и экологическое положение России.

 

§ 4

Сентябрь

4- я неделя

6 (5)

Урок-практикум. Характеристика географического положения России и Ярославской области.

Практическая работа №1

Характеристика географического положения России.

Повторить

§ 1-4

Сентябрь

4- я неделя

7 (6)

Обобщающее повторение темы «Географическое положение России».

Практическая работа № 2

Сравнение географического положения России и других стран.

Повторить

§ 1-4

 

Сентябрь - Октябрь

5 - я неделя

Тема: Границы и административно - территориальное устройство России

– 7 часов.+1  = 8

8 (1)

Государственная территория России.

§ 5

9 (2)

Российские пространства.

 

§ 6

Октябрь

6 - я неделя

10 (3)

Государственные границы России. Типы и виды границ.

§ 7

11 (4)

Сухопутные и морские границы.

§ 8

Октябрь

7 - я неделя

12 (5)

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа № 3

Определение поясного времени для разных пунктов России.

§ 9

13 (6)

Этапы и методы географического изучения территории.

§ 10

Октябрь

8 - я неделя

14 (7)

Особенности административно-территориального устройства России.

§ 11

15 (8)

Обобщающее повторение темы

«Россия на карте мира». Тематический контроль. 

Повторить

§ 5 - 11

Часть II. Природа России –31

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые - 6

Октябрь

9 - я неделя

16 (1)

Геологическая история и геологическое строение территории России.

§ 12

17 (2)

Рельеф России. Особенности рельефа Ярославской области.

Практическая работа № 4

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

§ 13

II четверть

Ноябрь

10- неделя

18 (3)

Изменение рельефа России. Изменение рельефа Ярославской области, геологические памятники.

§ 14

19 (4)

Стихийные природные явления в литосфере.

Яр. область

§ 15

Ноябрь

11- неделя

20 (5)

Человек и литосфера.

Яр. область

§ 16

21 (6)

Обобщающее повторение по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

Повторить

§ 12 - 16

Тема 2. Климат и климатические ресурсы –7

Ноябрь

12- неделя

22 (1)

Факторы, определяющие климат России.

§ 17

23 (2)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Специфика распределения тепла и влаги в Ярославской области.

Практическая работа № 5

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

§ 18

Декабрь

13- неделя

24 (3)

Сезонность климата.

Практическая работа № 6

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

§ 19

25 (4)

Типы климатов России.

§ 20

Декабрь

14- неделя

 

26 (5)

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

Комфортность климата Ярославской области.

§ 21

27 (6)

Климат и человек

Практическая работа № 7

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (на примере своей области)

§ 22

Декабрь

15- неделя

28 (7)

Обобщее повторение по теме «Климат и климатические ресурсы»

Повторить

§ 17 - 22                                              

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы - 4

29 (1)

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Практическая работа № 8

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

§ 23

Декабрь

16- неделя

30 (2)

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа № 9

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

§ 24

31 (3)

Водные ресурсы и человек. 

Практическая работа № 10

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

§ 25

Декабрь

17- неделя

32 (4)

Водные ресурсы своей местности

§ 25

III четверть

Январь

18 - неделя

Тема 4 Почвы и почвенные ресурсы –4

33 (1)

Образование почв и их разнообразие.

Практическая работа № 11

Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия..

§ 26

34 (2)

Закономерности распространения почв.

§ 27

Январь

18- неделя

35 (3)

Почвенные ресурсы России.

§ 28

36 (4)

Почвы своей местности.

Практическая работа № 12

Знакомство с образцами почв своей местности

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 2  

Январь

19- неделя

37 (1)

Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир Ярославской области.

§ 29

38 (2)

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

 Практическая работа № 13

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

§ 30

Тема 6. Природное районирование – 8

Февраль

21 - неделя

39 (1)

Разнообразие природных комплексов.

§ 31

40 (2)

Природно-хозяйственные зоны России.

§ 32

Февраль

22 - неделя

41 (3)

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

§ 33

42(4)

Леса.

Практическая работа № 14

Сравнительная характеристика двух природных зон (по выбору)

§ 34

Февраль

23 - неделя

43 (5)

Лесостепи степи и полупустыни.

Практическая работа № 15

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

§ 35

44 (6)

Высотная поясность.

§ 36

Февраль

23 - неделя

45 (7)

Особо охраняемые природные территории.

§ 37

46 (8)

Обобщающее повторение по разделу «Природа России». Тематический контроль.

Повторить

§ 31 – 37

Часть III.  Население России – 8

Март

24 - неделя

47 (1)

Численность населения России.

 

§ 38

48 (2)

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

§ 39

Март

25- неделя

49 (3)

Этнический, языковый и религиозный состав населения.

§ 40

50 (4)

Городское и сельское население.

§ 41

Март

26 - неделя

51 (5)

Размещение населения России.

§ 42

52 (6)

Миграции населения России.

§ 43

Апрель

27 - неделя

53 (7)

Люди и труд. Население Ярославской области, формирование культуры.

§ 44

54 (8)

Обобщающее повторение по теме «Население».

Повторить

§ 38 – 44

Часть IV.  Хозяйство России – 13 часов

Апрель

28 - неделя

55 (1)

Что такое хозяйство страны.

§ 45

56 (2)

Как география изучает хозяйство.

§ 46

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу –

11 часов

Апрель

29 - неделя

57 (1)

Состав первичного сектора экономики.

§ 47

58 (2)

Природно-ресурсный потенциал России.

§ 48

Апрель

30 - неделя

59 (3)

Обеспеченность России природными ресурсами.

§ 49

60 (4)

Сельское хозяйство.

§ 50

Апрель

31 - неделя

61 (5)

Земледелие.

§ 51

62 (6)

Животноводство.

Практическая работа № 16

Определение по картам главных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§ 52

Май

32 - неделя

63 (7)

Лесное хозяйство. Охота.

§ 53

64 (8)

Рыбное хозяйство.

§ 54

Май

33 - неделя

65(9)

Первичный сектор экономики Ярославской области.

66 (10)

Географический фактор развития общества.

§ 55

Май

34 неделя

67 (11)

Обобщающее повторение по разделу «Хозяйство России»

§ 45 - 55

68 (1)

Итоговый контроль.

 В результате изучения географии ученик VIII класса должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...