Мероприятие "Город, в котором я живу"
материал по географии на тему

Опонасенко Марина Викторовна

Цель мероприятия: помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своему краю, к Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа, в определении своей роли в возрождении и развитии края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tseli_uroka.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ

(169926, Республика Коми, г. Воркута, п. Северный, ул.Юго-западная, д.5)

Номинация: Мое лучшее внеклассное мероприятие

ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ

                                                                                                                  Автор:

                                                                                     Опонасенко        

                                                                                     Марина  Викторовна

                                                                                     учитель географии

                                                      Воркута

2011

Цель: помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своему краю, к Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа, в определении своей роли в возрождении и развитии края.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с историей рождения города, его географическим положением,     экологическими проблемами.

2. Воссоздать образ родного края с помощью поэтических произведений.

  1. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего родного края.
  2. Способствовать воспитанию природо- и культурноохранного, экологического сознания.
  3. Создавать объективную основу для воспитания патриотизма и любви к своей Родине.
  4. Научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией.

Оборудование:

Схема блоков, карта Республики Коми, герб Воркуты, атласы,  карточки для работы в группах, магнитофон, выставка книг о Воркуте, творческие работы.

Предварительная подготовка:

  1. Разбить класс на группы.
  2. Подготовить творческие проекты «Воркута – город будущего»
  3. Подготовить по одному стихотворению от группы о городе.
  4. Подобрать материал по темам: «История Воркуты», «История освоения Печорского  угольного бассейна», «Воркутлаг».

Мероприятие проводится на базе 8 классов.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа с блоками:

А) Географическое положение города – самостоятельная работа.

Б)  История освоения ПУБ – работа по карточкам, сообщение.

В)  Рождение города -  аукцион.

Г)  Воркута в поэтических строчках – конкурс на лучшее стихотворение о городе.

Д) Проблемы города – деловая игра

Е)  Воркута – город будущего – представление творческих работ.

3.  Подведение итогов мероприятия.

План

мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1

Цели: Познакомить учащихся с историей города, его проблемами, поразмышлять над его будущим. Воспитывать в учащихся чувства патриотизма, любви к своему городу, Родине. Научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.  

Внимательно слушают учителя

2

Цель: Представить учащимся блок-схему. Познакомить с ее основными блоками (См. Приложение № 1)

Знакомятся с блок-схемой

А)

Географическое

положение

Воркуты

Цель:  Закрепить навыки определения географического положения,  географических координат города.

Учащиеся в группах выполняют самостоятельную работу, данные заносят в карточку

Б)

История освое-

ния ПУБ, Воркутлаг.

Цель: Используя материал, который подготовили учащиеся по этому блоку, рассмотреть историю освоения ПУБ, в сообщении раскрыть историю Воркутлага, его трагичность.

Учащиеся работают с сигнальными словами и цифрами. Данные заносят в таблицу

В)

Рождение города

Цель: Провести аукцион-викторину  на знание истории города, в ходе которой закрепить знания  об  истории формирования Воркуты, его памятных местах.

Группы участвуют в аукционе.

Г)

Воркута

в

поэтических

строчках

Цель: Воссоздать образ родного города с помощью поэтических произведений, воспитывать в детях чувство прекрасного.

Конкурс среди учащихся на самое выразительное прочтение стихотворения о Воркуте.

Д)

Проблемы города

Цель: рассмотреть основные проблемы города. Воспитывать в детях умения думать, предлагать свои пути решения проблем, отстаивать свою точку зрения.

Класс делится на «Пессимистов» и «оптимистов»,

Учащиеся предлагают свои пути решения проблем.

Е)

Воркута –

город

будущего

Цель: Развивать у учащихся фантазию, творческую активность. Учить представлять и защищать свои творческие проекты. Заставить задуматься о будущем города. Сделать вывод о том, что многое в городе зависит от каждого ученика.

От каждой группы представляется и защищается 1 творческий проект. Другие учащиеся задают по проекту вопросы.

3.

Цель: подвести итоги мероприятия Выявить сильнейшую группу, лучшего знатока своего города, лучшего чтеца, лучший проект. Наградить победителей.

Подводят итоги мероприятия.. Выясняют, что узнали нового, что понравилось, что получилось.

Конспект мероприятия «Город, в котором я живу»

1. Организационный момент. Цель мероприятия.

Учащиеся рассаживаются по группам. Звучит песня о Воркуте.

Ученица читает стихотворение:

Пусть качает космический ветер

Колыбель голубую землян.

Где снежинкой лежит на планете

Воркута молодая моя.

                                  Как принцесса красивая, смелая –

                                  Не для слабых твоя красота.

                                  Моя нежная сказка белая –

                                  Белоснежная Воркута.

Вступительное слово учителя.

  • У каждого из нас есть свое восприятие родного края, основанное на знаниях, рассказах окружающих, на наших личных впечатлениях. Город, в котором мы с вами живем, имеет трагичную, но интересную историю. Он молод по сравнению с другими городами страны. Но за его плечами годы кропотливого труда мужественных и отважных людей, сделавших этот город таким, каким мы видим его сейчас. Жизнь в нем не стоит на месте. Воркута преобразуется на глазах, хорошеет с каждым днем. С чего же начинался наш город, почему далеко за полярным кругом возникла необходимость его строить, какие проблемы стоят перед нашим городом, какое у него будущее?  Обо всем этом мы и поговорим сегодня на уроке. Для работы на уроке у нас должно быть выбрано жюри, которое будет оценивать вашу работу.

Географическое

положение

История освоения Печорского угольного бассейна. Воркутлаг.

Рождение города

Воркута в поэтических строчках

Проблемы города

Воркута – город будущего

  • Давайте познакомимся с блок-схемой и рассмотрим те вопросы, над которыми мы будем с вами работать на уроке.

Воркута

2.  Работа с блоками:

А) Географическое положение города.

Учитель:

  • При работе с этим блоком, вы вспомните, какое же положение имеет наш город. Для этого вы ответите на вопросы карточки, ответы запишите в ней. При работе используем атласы.

Приложение № 1.

Ответьте на вопросы

Ответы

На территории какой равнины располагается город, в какой ее части?

В какой части республики располагается город Воркута?

В каком климатическом поясе лежит город?

Запишите географические координаты города.

После заполнения карточек группами, их сразу же проверяют. Карточки подают на стол жюри.

Б) История освоения ПУБ. Воркутлаг.

Учитель:

  • Работа в этом блоке будет проводиться следующим образом. На листе бумаги записаны сигнальные слова и цифры. Вы, используя те знания, которые нашли по этому блоку, должны вписать в карточку, что вы знаете об этих цифрах и объектах, какое значение они имели в истории освоения Печорского угольного бассейна.

Приложение № 2.

Сигнальные слова и цифры.

Чернов Александр Александрович и Чернов Григорий Александрович, поселок Рудник,   1930, 1932, 1934,  1937, 64 км – 1934 г.,  28 декабря 1941 года, Ванда Барсукова,  Ксения Пластинина.

Знаю

Предполагаю

Хотел бы знать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

После заполнения сразу проводится проверка. Проверенные карточки передаются на стол жюри.

Ответы:

Черновы А.А и Г.А. (отец и сын – первооткрыватели ПУБ)

1930 год считается датой открытия ПУБ.

1932 год – заложена первая шахта 1/2

1934 год – начало промышленного освоения ПУБ.

1937 год-закладка шахты «Капитальная»

Рудник – название первого поселка.

Ванда Барсукова – первая женщина, спустившаяся в забой.

Ксения Пластинина – единственная женщина, руководитель шахты «Аяч-Яга»

64 км – 1934 г – построена узкоколейка от п. Рудник до ст. Влркута-Вом.

28 декабря 1941 года – открылось движение по Северо-Печорской магистрали «Котлас – Печора – Воркута».

Учитель:

-- Сейчас ни для кого не секрет, что первыми строителями шахт, первыми, кто стал добывать уголь в этих суровых краях,  были заключенные. Сообщение  о Воркутлаге.

Воркутлаг занимал особое место среди лагерных комплексов Республики Коми. Первоначально Воркутлаг не существовал как самостоятельный лагерь,  а входил в состав Усинского отделения Ухтпечлага.  Годом его создания считается 1938. в первый год в него входило 5 отделений: Усинское, Еджыд-Кыртинское, Воркутинское, Котласское, Архангельское. В 1938 году в Воркутлаге насчитывалось 15141 заключенных и 1367 вольнонаемных, на 1 января 1939 года – уже 17913 заключенных. В 1943 году Воркута стала городом республиканского подчинения. Правда, основное население города содержалось в зонах за колючей проволокой. В каждой зоне было по 15-20 бараков, в каждом содержалось по 100, а иногда и по 200 человек. В 1943 г. в структуре Воркутлага насчитывалось 36 самостоятельных единиц – 15 ОЛПов, 6 шахт, 9 сельхозов, 3 строительно-монтажных конторы, несколько геологоразведочных партий. Лагерь  своей жил своей жизнью. 1 октября 1943 года в Воркуте открылся свой лагерный театр. Параллельно с строительством здания для театра велась работа над постановкой первого спектакля «Сильва». «Вот и день открытия театра, - вспоминает В.Н.Лунев (архитектор здания театра).- зрительный зал полон. Гаснет свет, в оркестре появляется дирижер, взмах палочкой – и раздаются первые звуки увертюры. Акустика прекрасная! Медленно раздвигается вишневый плюшевый занавес… мы сами себе не верим, что все это видим и слышим. У нас на глазах слезы…»  

   В 1945-47 гг. Воркутлаг достиг максимума численного состава заключенных – 60000 человек. Было построено 10 новых лаготделений.. Внутри лагерей среди заключенных росло число групп сопротивления. Администрация всеми способами старалась подавить сопротивление. В конце 1948 года охрана убила несколько заключенных строгорежимного 15-го ОЛПа. В декабре 1948 года младший лейтенант конвойной группы Матвеев убил вверенного ему заключенного. В 1949 году пьяный надзиратель Павлов убил заключенного 12 сентября охрана открыла огонь по заключенным штрафного барака № 29. После обстрела из пулеметов охранники вывели заключенных из барака и зверски избили их. Летом 1948 г. произошло крупное восстание Обского лагеря. В самой Воркуте сил для подавления такого мощного сопротивления не было, пришлось обращаться за помощью в Москву. Авиация, танки, истребительные отряды уничтожили повстанцев в 60 км от Воркуты, 120 уцелевших отправили на штрафной лагпункт цементного завода, где они погибли от холода, голода и непосильного труда.

   Героической страницей сопротивления была массовая забастовка заключенных в конце июля-августе 1953 г., в которой  участвовало 5 лаготделений с общим числом участников до 10000 человек. Администрация организовала  массовый расстрел забастовщиков, было много жертв.

Воркутинские зоны существуют и по настоящее время. Но их не сравнить с тем ужасом и беспределом, которые царили здесь с 1934 по 1954 года.

В)  Рождение города.

Учитель:

  • Переходим с вами к работе со следующим блоком «Рождение города». Мы не мало знаем о том, как появился наш город, как строился, какими историческими местами он славится. Поэтому работу проведем в форме аукциона.
  1. Как расшифровывается слово «Воркута»?

(Воркута, а правильнее Варкута, слово ненецкое, производное от слова «варк» - медведь и частички «ута» - суффикса существительного, показывающего наличие обитания. Правильный перевод –«медвежья река».)

  1. Почему первый поселок на реке Воркута назывался Рудник?

(С легкой руки инженеров-строителей, которые работали раньше на железорудных рудниках).

  1. В каком году главной гербовой палатой г. Москвы утвержден герб Воркуты. Кто автор герба, что на нем изображено?

(20.04.71 г., автор художник Николай Лукьянович Жилин. На гербе изображен террикон, копер шахты, олень, национальный орнамент)

  1. Когда в Воркуту прибыла первая партия строителей?

( 20 мая 1931 года в количестве 43 человек.)

  1. В каком году была заложена первая шахта?

( в июле 1932 года (1/2). В 1934 году она выдала первый уголь)

  1. В каком году в Воркуте вспыхнула первая электрическая лампочка?

(В 1934 году. Электрического движка мощностью 4 кВт.)

  1. С какого времени в Воркуте отмечается профессиональный праздник – день шахтера?

(с 29 августа 1948 года).

  1. Назовите культурно-зрелищное учреждение нашего города, которое является ровесником Воркуты?

(Воркутинский драматический театр)

  1. Когда и за что награждена Воркута?

(28 декабря 1970 года  за успешное выполнение 8 пятилетки)

  1. В каком году комбинат «Воркутауголь» награжден орденом Ленина?

(В 1966 году)

  1. За сооружение какой шахты группа проектировщиков и строителей получила Государственную премию и за что?

(шахта «северная» - образец новой шахты)

  1. В каком году в Воркуте была открыта первая школа?

(в 1938 году)

  1. Как называлось первое печатное издание в Воркуте?

(«Заполярная кочегарка, с 1941 г.)

  1. В каком году был открыт городской краеведческий  музей?

(в мае 1960 г.)

  1. Самая протяженная улица Воркуты? (ул. Ленина)

Г) Воркута в поэтических строчках.

Учитель:

-- А сейчас мы проведем конкурс на лучшее стихотворение о Воркуте. Участвуют по 1 представителю от  групп.

Александр Аргунов

Стихи о Воркуте.

В голубом пушистом инее

Протянулись провода.

Хороша ты, моя зимняя,

В тихий вечер Воркута.

                              Над домами снег спускается,

                               К фонарям на свет летит,

                               Не Москва, а все ж красавица !

                               И одни  у вас пути.

Не прося у тундры милостей,

В этом северном краю,

Золотым созвездьем вырастил

Человек свою мечту.

Александр Аргунов.

День короток зимой.

Разве в этом беда?

Город северный мой

Полон жизни всегда.

                                          Если ночь настает –

                                          Средь вечерних огней,

                                          Он обличье свое

                                          Выражает сильней.

И куда не пойдешь-

Сколько радостных встреч!

Здесь улыбки найдешь

И веселую речь.

                                            Ветер – мастер потех-

                                            Осторожен, как мышь,

                                            Прямо в девичий смех

                                            Снегом бросился с крыш.

В огоньках-кружевах

Город сказочно зрим,

Даже небо едва

Приспустилось за ним.

                                            Небо ль?

                                            Это мечта.

                                            Наша к звездам встает….

                                            Воркута, Воркута ,

                                            Заполярье мое!

Раиса Вареопуло

Мой город.

Не скажу, что все в тебе мне мило,

Знаю, есть красивей города,

Но тебя всем сердцем полюбила

И с тобой останусь навсегда.

                                              Ты мне дорог город заполярный,

                                               Горняков семьею трудовой,

                                               В детский сад шагающий попарно

                                               Краснощекой бойкой детворой.

Всюду жизнь! – в подземном гуле сводов,

В дымке разметавшихся холмов,

В неумолчном рокоте заводов,

 В песнях уходящих поездов.

                                                Ярко светят звезды над копрами,

                                                И, как будто пламенем знамен,

                                                 Город мой полярными ночами

                                                Северным сияньем озарен.

Константин Седой.

Воркута – это ветер, пурга и морозы,

Вездеходы в полночной ночи.

Воркута – замерзают горячие слезы,

Воздух в горле разорван в клочки.

                                                  Воркута – это тундра и солнце в полнеба,

                                                  Где заря, где закат – не понять.

                                                  Воркута – это дождь и дома, словно зебры,

                                                  Которым время линять.

Воркута – это уголь, горючий камень.

Черным золотом в мерзлой земле.

Воркута – это все…  Приезжайте сами,

Убежден – не придется жалеть.

Константин Седой    

Город мой, с тобой нельзя расстаться,

Где бы не жил, что не говорил,-

Мне твои огни повсюду снятся,

Жар угля душе ты подарил.

                                                   Город мой, к тебе ведут дороги.

                                                   И, лишь стоит сильно захотеть,

                                                   Я с тобой, отбросив все тревоги,

                                                    Сердцем оставался в Воркуте.

От мороза чувства не слабеют,

И пурге любовь не занести.

Воркута – всю жизнь иду к тебе я,

Опоздаю – совесть не простит.

                                                     Мы привычны к краткому рассвету,

                                                     К рано приходящей темноте,

                                                     Больше, чем другие любим лето,

                                                     А к пурге у нас иммунитет.

Сергей Журавлев

Заполярный город.

В этом городе нет церквей,

А вокруг бесконечный снег.

Ворожит по ночам снеговей,

А часы замедляют бег.

                        Антрацит, перетертый в пыль

                        Лентой траурной вдоль дорог.

                        Город спит, отгоняя быль,

                         Отбывая пожизненный срок.

Терриконы – архивы шахт,

Помнят все… Но зажато молчат

Их смороженные уста.

Если сможешь, ответь Воркута:

Кто придумал построить сад

В этих, богом забытых, местах ?

Д) Проблемы города.

Как и в любом городе,  у  Воркуты  есть свои проблемы. И от того, что Воркута совсем молодой и небольшой город, - проблем у него не меньше.  Мы попробуем предложить свои пути решения

проблем. Для этого класс разделим на «пессимистов» и «оптимистов».

  • Наш город лежит за полярным кругом, зимы длительные и холодные, лето короткое и прохладное.
  • Медицинская статистика говорит о том, что здоровье воркутинцев с каждым годом ухудшается.
  • Многие предприятия Воркутинского района уже закрыты.
  • Идет реструктуризация угольной промышленности.
  • Главными загрязнителями водного и воздушного бассейнов в Воркутинском районе являются предприятия ТЭЦ, Цемзавод, шахты.
  • Ухудшаются социальные условия жизни воркутинцев: увеличена плата за жилье, растут цены на продукты питания и товары.
  • Растет совершенно новое поколение людей.

Е)  Представление проектов.

И тем не менее, мы верим, что у города есть будущее.  Иначе не были бы представлены здесь такие прекрасные творческие работы – проекты.  Какой же видят Воркуту в будущем наши дети?

3. Подводя итоги нашего мероприятия, хочу сказать, что то, как будет выглядеть наш город, зависит во многом от каждого из вас. В ваших силах решать проблемы Воркуты, а вашу мечту, ваши проекты превратить в реальность.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме: Город в котором мы живем

Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...

Классный час.Мир, в котором мы живем, делаем лучше

Задачи:Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: Развивать речь, обо...

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»6 классыУчителя биологии: Мурашова И.В., Курскова О.В.Расчетное время проведения – 1 академический часЦели и задачи: - развитие интереса к природ...

Урок " Мир, в котором мы живем". 7кл.

Данный урок можно провести в конце учебного года...

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Мир,в котором я живу!

Опыты, анкетирование, графики...