Главные вкладки

    Тематическое планирование по географии 8 класс
    рабочая программа по географии (8 класс) на тему

    Голощапова Ирина Вениаминовна

    Тематическое планирование по географии к учебнику География России для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. / Под редакцией А И. .Алексеева в 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. - М.:Дрофа, 2009. По учебному плану 2 часа в неделю, всего 68 часов                                                                                                                                                                                                         

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon timaticheskoe_planirovanie_8_kl.doc147 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание учебного материала

      §, пункт

    Коли

    чество часов

    Основные цели

    Введение (1 ч.) Зачем мы изучаем географию России?

    Помочь учащимся понять целесообразность курса.

    Раздел I. Пространства России (6 ч).

    Обобщить, повторить, систематизировать, расширить знания о формировании территории России; научить решать задачи по теме.

    2/1

    Россия на карте мира. Практическая работа  «Сравнение географического положения России и Канады».

    §1

    1

    Сформировать знания об особенностях географического положения России после распада СССР, учить умению сопоставлять, анализировать и делать выводы.

    3/2

    Границы России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав России».

    §2

    1

    Закрепить знания по теме урока,  учить трудолюбию, аккуратности при оформлении контурной карты.

    4/3

    Россия на карте часовых поясов.

    §3

    1

    Научить решать задачи на определение поясного времени; помочь в приобретении умения определения поясного времени.

    5/4

    Формирование территории России.

    §4

    1

    Закрепить и обобщить знания по теме урока.

    6/5

    Географическое изучение территории России.

    §5

    1

    Помочь учащимся понять основные задачи современной географии России.

    7/6

    Обобщение знаний по теме «Пространства России».

    _

    1

    Учить умению читать и сопоставлять карты, находить нужную информацию по источникам географических знаний, анализировать и делать выводы.

    Раздел  II. Природа и человек (42 ч).

    Тема 1. Рельеф и недра (5 ч).

    Систематизировать, закрепить знания о главных тектонических структурах России и полезных ископаемых.

    8/1

    Строение земной коры на территории

    §6

    1

    Закрепить знания о главных тектонических структурах России, рассмотреть геохронологическую историю нашей страны.

    9/2

    Важнейшие особенности рельефа России. Практическая работа  «Обозначение на контурной карте главных тектонических структур».

    §7

    1

    Формировать умения и навыки устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость тектонических структур и крупных форм рельефа, совершенствовать навыки чтения и сопоставления физической и тектонической карт, отрабатывать навыки работы с контурными картами.

    10/3

    Современное развитие рельефа.

    §8

    1

    Формировать умения устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость рельефа территории и  её геологической истории, тектонических структур; выявить возможное влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей; развивать логическое мышление.

    11/4

    Использование недр

    §9

    1

    Формировать умения устанавливать взаимосвязь тектонических структур и полезных ископаемых; совершенствовать навыки чтения тематических карт.

    12/5

     Практическая работа «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками на примере своего края».

    Формировать умения и навыки устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость рельефа территории и  её геологической истории, тектонических структур, особенностей полезных ископаемых; выявить возможное влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей; развивать логическое мышление; воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, трудолюбие, аккуратность.

    Тема 2. Климат (6 ч).

    Закрепить знания по теме «Климат»; формировать умения  устанавливать влияние климата на хозяйственную деятельность людей и условия жизни людей.

    13/1

    Общая характеристика климата России.

    §10

    1

    Повторить  и расширить знания  о климатических поясах и  климатообразующих факторах на территории России, вести понятие солнечной радиации.

    14/2

    Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

    §11

    1

    Познакомить учащихся с закономерностями циркуляции воздушных масс на территории России, их влиянием на формирование климата.

    15/3

    Распределение температур и осадков.

    §12

    1

    Познакомить учащихся с распределением температур и осадков на территории России.

    16/4

    Типы климата нашей страны.

    §13

    1

    Систематизировать и обобщить знания по теме урока.

    17/5

    Климат и человек.

    §14

    1

    Формировать умения устанавливать влияние климатических условий на характер жизни и деятельности людей.

    18/6

    Практическая работа «Характеристика климатических областей умеренного пояса с точки зрения благоприятности их условий для жизни и хозяйственной деятельности людей».

    _

    1

    Закрепить знания по теме «Климат»; охарактеризовать климатические области умеренного пояса с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей, анализируя данные карт учебника, атласа; развивать умения находить нужную информацию, читать и анализировать тематические карты, делать выводы; развивать трудолюбие.

    Тема 3. Богатство внутренних вод России

    (3 ч).

    Формировать умения оценивать водные ресурсы страны и степени их рационального использования.

    19/1

    Реки. Практическая работа

     «Характеристика реки с точки зрения возможностей её хозяйственного использования».

    §15

    1

    Закрепить знания о значении рек; учить отбирать необходимые данные из различных источников географической информации; воспитывать чувство бережного отношения к природе, закладывать качества рачительного, грамотного хозяина.

    20/2

    Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники.  Практическая работа №8 «Обозначение на контурной  карте крупных рек и озёр».

    §16

    1

    Познакомить учащихся с богатством и разнообразием внутренних вод России, возможностью их рационального использования; отрабатывать навыки работы с контурными картами.

    21/3

    Человек и вода. Практическая работа   «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России».

    §17

    1

    Закрепить знания по теме «Богатство внутренних вод России»; совершенствовать навыки работы с общегеографическими и тематическими картами; учить анализировать статистические данные; воспитывать грамотного, бережливого гражданина.

    Тема 4. Почвы – национальное достояние страны (5 ч).

    Расширить знания учащихся о географии почв России.

    22/1

    Почвы – «особое природное тело».

    §18

    1

    Рассмотреть роль почв в жизни природы и человека, строение почв; расширить знания учащихся об основателе почвоведения  В. В. Докучаеве.

    23/2

    География почв России.

    §19

    1

    Познакомить учащихся с основными типами почв России и  их признаками.

    24/3

    Почвы и урожай.

    §20

    1

    Познакомить учащихся с понятием «плодородие почвы» и способах его поддержания и увеличения.

    25/4

    Рациональное использование и охрана почв.

    §21

    1

    Познакомить учащихся с различными системами земледелия и типами почвообработки; воспитывать грамотного, бережливого гражданина.

    26/5

    Практическая работа  «Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования».

    _

    1

    Учить читать, анализировать и описывать почвенный профиль и условия его формирования, опираясь на краеведческие знания, полученные на уроках географии.

    Тема 5. Живая природа (5 ч).

    Углубить представления учащихся о ресурсах растительного и животного мира, его значении в природе,

    27/1

    География лесов России.

    §22

    1

    Расширить знания учащихся о географии лесов России, формировать умения объяснять смену типов лесов с севера на юг и с запада на восток.

    28/2

    Лес и окружающая среда.

    §23

    1

    Закрепить знания о значении  лесов в жизни человека, воспитывать грамотного, бережливого гражданина.

    29/3

    Безлесные просторы России. Луга, тундра, степи.

    §24, §25

    1

    Углубить  и расширить представления учащихся о безлесных пространствах России, их сходных и отличительных признаках, значении в жизни людей.

    30/4

    Болота.

    §26

    1

    Познакомить учащихся с механизмом образования болот, их ролью в природе, хозяйстве.

    31/5

    Животный мир.

    §27

    1

    Углубить  и расширить представления учащихся о значении животных в природе, жизни людей, многообразии и изменчивости животного мира.

    Тема 6. В природе всё взаимосвязано (5 ч).

    Продолжить формирование представлений о природно-территориальных комплексах – их формировании, свойствах, особенностях.

    32/1

    Понятие о природном территориальном комплексе.

    §28

    1

    Продолжить формирование представлений о природно-территориальных комплексах, их многообразии, особенностях формирования.

    33/2

    Свойства природных территориальных комплексов. Практическая работа «Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа схемы ПТК».

    §29

    1

    Закрепить знания о компонентах, составляющих ПТК, их соотношениях и закономерных взаимодействиях; развивать умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.

    34/3

    Человек в ландшафте.

    §30

    1

    Сформировать понятие «ландшафт», учить объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от природных условий и антропогенного влияния.

    35/4

    Контроль знаний по изученным темам раздела «Природа и человек».

     -

    1

    Проверить знания учащихся по изученным темам раздела «Природа и человек».

    36/5

    Обобщение знаний по изученным темам раздела «Природа и человек».

     -

    1

    Обобщить и закрепить знания по изученным темам раздела «Природа и человек».

    Тема 7. Природно-хозяйственные зоны

    (9 ч).

    Начать формирование знаний и представлений о природно-хозяйственных зонах России, начать формировать представление о возможностях использования природных зон и связанных с ними экологических проблемах.

    37/1

    Учение о природных зонах. Практическая работа «Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах».

    §31

    1

    Продолжить изучение закона географической зональности; совершенствовать умение работать с текстом учебника, его иллюстрациями и картами; обучать методам исследований; учить делать «малые географические открытия» на уроках.

    38/2

    «Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика.

    §32, §33

    1

    Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах  северной части России; особенности хозяйственной деятельности и связанные с ней экологические проблемы.

    39/3

    Таёжная зона.

    §34

    1

    Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы лесной зоны России; рассмотреть причины различия лесных зон, особенности хозяйственной деятельности и связанные с ней экологические проблемы.

    40/4

    Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.

    §35

    1

    Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы лесной зоны России; рассмотреть причины различия лесных зон, особенности хозяйственной деятельности и связанные с ней экологические проблемы.

    41/5

    Лесостепи и степи.

    §36

    1

    Разобрать с учащимися особенности природных компонентов и их взаимодействия в безлесных и лесостепных зонах России, особенности хозяйственной деятельности и связанные с ней экологические проблемы.

    42/6

    Полупустыни, пустыни, субтропики.

    §37

    1

    Разобрать с учащимися особенности природных компонентов и их взаимодействия в безлесных зонах России, особенности хозяйственной деятельности и связанные с ней экологические проблемы.

    43/7

    «Многоэтажность» природы гор.

    §38

    1

    Сформировать представление об основных закономерностях изменения природных условий в горах; разобрать с учащимися причины, от которых зависит набор высотных поясов в горных системах России.

    44/8

    Человек и горы.

    §39

    1

    Объяснить хрупкость природного равновесия в горах; проанализировать сложность и специфику условий жизни в горах.

    45/9

    Практическая работа «Выявление влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах России».

    _

    1

    Учить делать «малые географические открытия» на уроках, сопоставляя данные карт, выбирать нужный материал из текста учебника; воспитывать трудолюбие, настойчивость в приобретении знаний, закрепить полученные знания.

    Тема 8. Природопользование и охрана природы (4 ч).

    Продолжить формирование представлений и знаний о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России.

    46/1

    Основные принципы рационального использования природных ресурсов.

    §40, §41

    1

    Сформировать представление о рациональном природопользовании – его принципах, особенностях, значении.

    47/2

    Охрана природы и охраняемые территории.

    §42

    1

    Углубить  и расширить  знания учащихся об особо охраняемых территориях – их видах и географии, учить читать карту охраняемых территорий.

    48/3

    Тематический контроль по темам «Природно-хозяйственные зоны», «Природопользование и охрана природы».

    _

    1

    Проверить знания учащихся по изученным темам  «Природно-хозяйственные зоны», «Природопользование и охрана природы».

    49/4

    Обобщение и коррекция знаний по темам «Природно-хозяйственные зоны», «Природопользование и охрана природы».

    _

    1

    Обобщить, скорректировать и закрепить знания по изученным темам «Природно-хозяйственные зоны», «Природопользование и охрана природы».

    Раздел III. Население России (17 ч).

    Тема 9. Сколько нас – россиян? (2 ч).

    Продолжить формирование  знаний о населении России.

    50/1

    Численность населения. Практическая работа « Чтение и анализ  графиков изменения численности и естественного движения населения России».

    §43

    1

    Рассмотреть причины демографических кризисов в России; учить читать и анализировать графики,  устанавливать по ним изменение численности и естественного движения населения России, развивать логическое мышление.

    51/2

    Воспроизводство населения.

    §44

    1

    Сформировать понятие «воспроизводство населения», его показателей и видов.

    Тема 10. Кто мы? (2 ч).

    Углубить  и расширить  знания учащихся о половом и возрастном составе населения.

    52/1

    Соотношение мужчин и женщин.

    §45

    1

    Проанализировать соотношение численности мужчин и женщин в России,  формировать представление о здоровом образе жизни, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    53/2

    Возрастной состав населения. Практическая работа «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации».

    §46

    1

    Проанализировать возрастной состав населения, причины его различия  по различным  регионам России; учить работать с графиками, диаграммами, развивать аналитические способности, логическое мышление.  

    Тема 11. Куда и зачем едут люди? (2 ч).

    Углубить  и расширить  знания учащихся о видах и причинах миграционных потоков в России.

    54/1

    Миграции населения в России. Практическая работа «Изучение по картам изменения  направления миграционных потоков во времени и пространстве».

    §47, §48

    1

    Проанализировать причины миграционных потоков в России в разные периоды её истории; виды миграций; учить читать картограммы, картосхемы, отбирать на основе их анализа необходимую информацию.

    55/2

    Территориальная подвижность населения.

    §49

    1

    Проанализировать причины территориальной подвижности населения в течение суток, недели, года.

    Тема 12. Человек и труд. (2 ч).

    Сформировать представление о трудовых ресурсах, о качествах работника, необходимых на рынке труда.

    56/1

    География рынка труда.

    §50

    1

    Сформировать представление о трудовых ресурсах, о качествах работника, необходимых на рынке труда.

    57/2

    Практическая работа  «Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения».

    _

    1

    Учить читать географическую информацию, анализировать статистические данные таблиц.

    Тема 13. Народы и религии России (3 ч).

    Сформировать представление о национальном составе и религиях населения  России.

    58/1

    Этнический состав населения. Практическая работа  «Национальный состав населения».

    §51

    1

    Сформировать представление о национальном составе  населения  России; учить приёмам работы с таблицей, анализировать статистические данные; развивать аналитическое мышление, внимание.  

    59/2

    Этническая мозаика России. Практическая работа  «Дерево языков мира».

    §52

    1

    Сформировать представление об языковых семьях, языковых группах, народах, в них входящих, и их численности; учить читать схему «Дерево языков мира».

    60/3

    Религии народов России. Практическая работа  «Религии народов России».

    §53

    1

    Закрепить знания о географии религий России; учить читать и анализировать карту, сопоставлять её с текстом учебника; развивать умение составлять рассказ по различным источникам географической информации.

    Тема 14. Где и как живут люди? (6 ч).

    Закрепить знания о плотности населения России, о расселении, урбанизации.

    61/1

    Плотность населения. Практическая работа  «Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны».

    §54

    1

    Закрепить знания о плотности населения России, о причинах, влияющих на неравномерность расселения; учить  анализировать, сопоставлять различные карты, отбирать на основе их анализа необходимую информацию, развивать аналитическое мышление, внимание, трудолюбие.  

    62/2

    Расселение и урбанизация. Практическая работа  «Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории».

    §55

    1

    Закрепить знания  о расселении, урбанизации; учить работать с фрагментами карт и текстовой информацией к ним для определения своеобразия рисунка заселения территории страны; развивать исследовательские навыки.

    63/3

    Города России. Практическая работа  «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их  размещения на территории страны».

    §56

    1

    Закрепить знания  о городах-миллионерах России; научить анализировать таблицы приложений к учебнику, читать статистические показатели; совершенствовать умение сопоставлять статистические и картографические данные.

    64/4

    Сельская Россия.

    §57

    1

    Закрепить знания  о роли, видах, размещении сельских поселений в России.

    65/5

    Тематический контроль по разделу «Население России».

    _

    1

    Проверить знания учащихся по изученным темам раздела «Население России».

    66/6

    Обобщение и  коррекция знаний по разделу «Население России».

    Обобщение и  систематизация  знаний по разделу «Население России».

    67

    Обобщение и  систематизация  знаний по разделу «Пространства России»

    1

    Обобщение и  систематизация  знаний по разделу «Пространства России».

    68

    Обобщение и  систематизация  знаний по разделу «Природа и человек».

    1

    Обобщение и  систематизация  знаний по разделу «Природа и человек».

                Итого: 14 тем, 68 ч.

     

    Тематическое планирование по географии  к учебнику География России  для 8-9 кл. общеобразовательных  учреждений. / Под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009. По учебному плану 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

    Автор-составитель: Голощапова Ирина Вениаминовна, учитель географии I квалификационной категории  ГБОУ СОШ с.Самовольно – Ивановка м.р. Алексеевский Самарской области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тематическое планирование 7-8 класс,1 класс, 5-6 класс (вариативная часть плание , аэробика

    планирование для 5-6 класса написано с учетом того , что проведение 3 часа физической культуры может быть в форме уроков плавания и аэробики....

    Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

    Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

    Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

    Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

    Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

    Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

    Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

    Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

    Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

    Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....