Рабочая программа по географии. 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Солдатова Лариса Владимировна

Р                  Рабочая программа составлена на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6 – 7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны, Нижегородской области. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Всё это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ № 39

                                                                                                                                                                                от ________________ № ____________

Рассмотрена                                                                                                                                                    Согласована                                                                    

на заседании кафедры гуманитарных наук                                                                         с заместителем директора по УВР

Протокол № ___                                                                                                                    _____________ / Веселовой С.А. /

от « _____ » ____________ 2012 года                                                                                 « _____ »____________ 2012 года

Рабочая программа

по географии

8 класс

Разработала

учитель географии

Л.В.Солдатова

2012 год

2 Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6 – 7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Всё это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

  • Сформировать целостный географический образ своей Родины;
  • Дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
  • Сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
  • Сформировать необходимые географические умения и навыки;
  • Воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
  • Воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе – её населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

3 Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

Количество практических работ

Раздел 1

«Общая физическая география России»

32 часа

Тема 1

«Географическое положение России»

3 часа

2

Тема 2

«Исследование территории России»

2 часа

Тема 3

«Геологическое строение и рельеф»

5часов

1

Тема 4

«Климат и погода»

7 часов

2

Тема 5

«Моря и внутренние воды»

8 часов

3

Тема 6

«Почвы»

2 часа

Тема 7

«Природные зоны»

5 часов

2

Раздел 2.

Крупные природные районы России

33 часа

Тема 1.

33.«Островная Арктика»

1

1

Тема 2.

«Восточно-Европейская (Русская) равнина»

5

1

Тема 3.

«Кавказ»

3 часа

1

Тема 4.

«Урал»

4 часа

1

Тема 5

«Западно-Сибирская равнина»

4 часа

1

Тема 6.

«Средняя Сибирь»

3 часа

1

Тема 7

«Северо-Восток Сибири»

3 часа

Тема 8.

«Горы Южной Сибири»

4 часа

1

Тема 9

«Дальний Восток»

5 часов

1

Раздел 3

Природа и человек

2 часа

1

В) Календарно-тематическое планирование.

Раздел

Тема

Разбивка по урокам

Кол-во

часов

Основные

понятия

Практические работы

Методическое обеспечение

Домашнее задание

Дата

Раздел 1

«Общая физическая география России»

32 часа

Тема 1

«Географическое положение России»

3 часа

1.1. Россия на карте мира

1

№1 «Определение координат крайних точек России»

Физическая карта Росси

Пар.1,стр 6-9.10-11

2.2. Сухопутные, водные, воздушные границы России.

География Нижегородской области.

1

Российский сектор Арктики, государственная граница.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси, атласы НН области.

Пар.1, стр.9-10, см записи в тетради

3.3. Часовые пояса.

1

Часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время.

№2 «Решение задач на определение поясного времени»

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.2

Тема 2

«Исследование территории России»

2 часа

4.1. Открытие и освоение европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока.

1

Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.3

5.2. Исследования Русского географического общества.

1

Северный морской путь

Политическая карта мира, физическая карта Росси

Пар.4,5

Тема 3

«Геологическое строение и рельеф»

5часов

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

6.1. Шкала геологического времени.

1

Учебное электронное издание, геологическая карта Росси

Пар.6

7.2. Крупные тектонические формы.

1

Учебное электронное издание, геологическая карта Росси, тектоника и минеральные ресурсы России.

Пар.7

8.3. Главные черты рельефа.  Закономерности размещения полезных ископаемых. России.

1

№ 3 «Установление связи между

тектоническими структурами формами рельефа и полезными

ископаемыми»

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.8

9.4.

Влияние рельефа на жизнь и

хозяйственную деятельность человека.

1

Учебное электронное издание, тектоника и минеральные ресурсы (карта Росси)

Пар.9

10.5. Особенности геологического строения и закономерности формирования рельефа Нижегородской области.

1

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

См.записи в тетради.

Тема 4

«Климат и погода»

7 часов

11.1. Климатообразующие факторы

1

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.10

12.2.Закономерности распределения тепла и влаги.

1

Солнечная радиация, коэффициент увлажнения.

№4 «Выявление особенностей изменения средних температур января и июля»

Учебное электронное издание, Климатическая карта Росси

Пар.11

13.3. Особенности климата России.

1

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.12

14.4. Погода.

1

Атмосферный фронт.

№ 5 «Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам»

Учебное электронное издание, климатическая карта Росси

Пар.13

15.5. Циркуляция атмосферы.

1

Циклон, антициклон.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.14

16.6. Климат и человек.

1

Учебное электронное издание, физическая карта Росси, климатическая карта России.

Пар.15

17.7. Климат   Нижегородской области.

1

См. записи в тетради

Тема 5

«Моря и внутренние воды»

8 часов

18. 1. Моря, омывающие территорию России.

1

№6 «Характеристика морей, омывающих территорию России»

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.16

19. 2. Воды суши, их виды.

1

Речная система, бассейн реки, питание, режим реки, падение и уклон реки.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.17

20. 3. Реки России.

1

№7 «Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки»

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.18

21. 4. Важнейшие озёра. Болота.

1

Верховые и низинные болота.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.19

22.5. Многолетняя мерзлота. Ледники.

1

Многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.20

23. 6. Великое оледенение.

1

Презентации

Пар.21

24. 7.Гидросфера и человек..

1

Водные ресурсы.

№8 «Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.22

25. 8. Внутренние воды Нижегородской области.

1

Тесты

См.записи в тетради

Тема 6

«Почвы»

2 часа

26.1. Почва, её состав, строение, свойства.

1

Почвенные горизонты.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси, почвенная карта России.

Пар.23

27.2. Закономерности распространения почв. Почвы Нижегородской области.

Зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.24, см записи в тетради

Тема 7

«Природные зоны»

5 часов

28.1. Природные и природно-территориальные комплексы.

1

Природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность.

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.25

29. 2. Арктические пустыни, тундры, лесотундры.

1

№9 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

Учебное электронное издание, физическая карта России, Зоогеографическая  карта России, презентации

Пар.26

30. 3. Тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

Учебное электронное издание, физическая карта Росси. Зоогеографическая  карта России , презентации

Пар.27

31. 4. Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

1

№10 «Прогнозирование изменения одного из компонентов птк при заданном изменении другого»

Учебное электронное издание, физическая карта России, Зоогеографическая  карта России, презентации

Пар.28

32. 5. Ресурсы растительного и животного мира. Растительный и животный мир Нижегородской области.

1

Ландшафт, биосферный заповедник.

Учебное электронное издание, физическая карта  России Зоогеографическая  карта России, презентации

Пар.29,см.записи в тетради

Раздел 2.

Крупные природные районы России

33 часа

Тема 1.

33.«Островная Арктика»

1

Учебное электронное издание, физическая карта Росси

Пар.30

Тема 2.

«Восточно-Европейская (Русская) равнина»

5

34.1. Физико-географическое положение. Характерные черты рельефа.

1

Увалы, моренные холмы, «бараньи лбы».

Учебное электронное издание, физическая карта Центральной России

Пар.31

35. 2. Климатические условия, крупнейшие реки, почвенно-растительный покров.

1

Западный перенос, оттепель.

Учебное электронное издание, физическая карта России

Пар.32

36,37 3,4. Природная зональность.

2

Малоземельская тундра, полесье, ополье.

№11 «Определение по основным климатическим характеристикам изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины».

Учебное электронное издание, физическая карта России, ученические атласы.

Пар.33.

Пар.34

38. 5. Природные комплексы Нижегородской области.

1

Атласы Нижегородской области

См.записи в тетради

Тема 3.

«Кавказ»

3 часа

39. 1. Особенности географического положения. Равнинная и горная части.

1

Предкавказье. Лакколит, Большой Кавказ.

Учебное электронное издание, физическая карта России,, Европейский Юг России

Пар.35

40.2. Особенности климата региона.

1

Бора, фён.

Учебное электронное издание, физическая карта России,, Европейский Юг России

Стр.200-201

41. 3. Структура высотной поясности гор.

1

№12 «Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа»

Учебное электронное издание, физическая карта России,, Европейский Юг России

Стр.201-204

Тема 4.

«Урал»

4 часа

42. 1. Урал – каменный пояс России.

1

Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Урала

Пар.37

43. 2. Особенности климата Урала.

1

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Урала

Пар.38

44. 3. Зональная и высотная поясность Урала.

1

№13 «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт»

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Урала

Пар.39

45 4. Антропогенные изменения Урала. Заповедники.

1

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Урала, карты атласа

См.записи в тетради

Тема 5

«Западно-Сибирская равнина»

4 часа

46. 1. Западная Сибирь – край уникальных богатств.

1

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Западной Сибири

Пар.40

47. 2. Континентальный климат, внутренние воды.

1

Многолетняя мерзлота, низменные болота. Суховеи.

№14 «Объяснение закономерностей распространения болт на территории Западной Сибири»

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Западной Сибири

Пар.41

48. 3. Краткая характеристика природных зон.

1

Берёзовые колки.

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Западной Сибири

Пар.42

49. 4. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Западной Сибири

Пар.42

Тема 6.

«Средняя Сибирь»

3 часа

50.1. Географическое положение. Древняя платформа.

1

Траппы, кимберлитовая трубка.

Учебное электронное издание, физическая карта России.

Пар.43

51. 2. Резко-континентальный климат.

1

Сибирский антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Учебное электронное издание, физическая карта России

Пар.44

52. 3. Две природные зоны – тундра и тайга.

1

№15 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых условиях на примере Норильска»

Учебное электронное издание, физическая карта России. Карты атласа.

Пар.44

Тема 7

«Северо-Восток Сибири»

3 часа

53. 1. Географическое положение, рельеф.

1

Омоложенные горы, складчато-глыбовые горы.

Учебное электронное издание, физическая карта России

Пар.45

54. 2. Резко-континентальный климат.

1

Полюс холода

Учебное электронное издание, физическая карта России

Пар.46

55. 3. Внутренние воды и природно-территориальные комплексы

1

Ископаемый (жильный) лёд, наледь.

Учебное электронное издание, физическая карта России

Пар.46

Тема 8.

«Горы Южной Сибири»

4 часа

56. 1. Южная Сибирь – рудная кладовая страны.

1

Возрождённые горы, геологические разломы, тектонические озёра.

№ 16 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая»

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока

Пар.47

57 2. Контрастность климатических условий.

1

Учебное электронное издание, физическая карта России

Пар.48

58. 3. Байкал.

1

презентации

Пар.48

59. 4. Высотная поясность. Степи Забайкалья.

1

Учебное электронное издание, физическая карта России

Тема 9

«Дальний Восток»

5 часов

60.1. Геология и тектоника территории.

1

Сопка, цунами, гейзеры.

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока

Пар.50

61. 2.Муссонный климат Тихоокеанского побережья.

1

Муссонный климат, тайфун.

№17 «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья»

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока

Пар.51

62.3. Характеристика тундры и лесной зоны.

1

Учебное электронное издание, физическая карта России, физическая карта Восточной Сибири и Дальнего Востока

Пар.51

63. 4.Уссурийская тайга.

1

презентации

Пар.52

64.5 Заповедники Дальнего Востока.

1

презентации

Пар.53

Раздел 3

Природа и человек

2 часа

65. 1. Влияние природы на человека.

1

Рациональное природопользование.

Учебное электронное издание, физическая карта России.

Пар.54

66. 2. Роль географии в современном мире.

1

Географический прогноз

№18 «Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через неё автомагистрали»

Учебное электронное издание, физическая карта России.

Пар.55

Резерв времени 2 часа

4     Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

 - причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

 - факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

 - основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

 - крупнейшие городские агломерации нашей страны;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

 - географию народов населяющих нашу страну;

2. Уметь:

 - давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

 - приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

 - объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

5 Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

За теоретический вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл     его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.

Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

За проблемный вопрос:

Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.

Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

6 Учебно-методическое обеспечение.

Учебник:

1) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

 

Методическая литература

1) Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005.

2) Летягин А.А. Тесты по географии. 8-9 кл. – К.: ГИППВ, 1998.

3) Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

4) Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. / Редактор-составитель И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2003.

5) Отечество моё Нижегородское; Г.С. Камерилова. -Н .Новгород :Нижегородский гуманитарный центр, 1997.

6)География Нижегородской области. Учебное пособие.- Нижний Новгород  : Волго-Вятское кн. Издательство,1991.

Для учащихся: 

1) Атлас. География России: Природа. 8 класс. «Дрофа», 2010 г.

2) Атлас Нижегородской области.

ИКТ:

1) Учебное электронное издание. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...