Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Жиренко Надежда Владимировна

Календарно – тематическое планирование  для 6 класса по географии составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009 год, с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «География» в 2015-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

            В соответствии с учебным планом на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю; т.е. 34 часа в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_kl.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей-предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_________ / Шматова Т.И. /

Протокол № 7

от «26» июня 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Пристеньская ООШ»

______________ / Бабенко Е.В. /

« 26» июня 2015 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Пристеньская ООШ»

____________ /Решетняк И.И. /

Приказ №  92

от  «31» августа 2015 г.

Календарно-тематическое планирование

Жиренко Надежды Владимировны

высшая квалификационная категория

по учебному предмету «География»

6 класс

Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Календарно – тематическое планирование  для 6 класса по географии составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009 год, с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «География» в 2015-2016 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

        В соответствии с учебным планом на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю; т.е. 34 часа в год

Реализация программы предполагает проведение 10  итоговых практических работ в 6 классе.

Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

     Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратеги устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В программу под редакцией В.П.Дронова внесены изменения. В результате уменьшения общего количества часов, уменьшены часы на изучение следующих тем: «Введение» на 1час; «Земля во Вселенной» на 2 часа; «Географические модели Земли» на 5; «Земная кора» на 8; «Атмосфера и гидросфера» на 6; «Биосфера» на 3; Географическая оболочка» на 2 часа.

Для реализации программы используются следующие учебно-методический комплект

Класс

Учебник

Рабочая тетрадь

Атлас

6

В.П. Дронов, Л.А.Савельева «География. Землеведение, 6 класс» Дрофа, 2009 год

Рабочая тетрадь с набором контурных карт. В.И. Сиротин  «География. Землеведение».  6 класс – М.: Дрофа, 2009.

Атлас «География» 6 класс и  контурные карты Дрофа

        Формы организации учебного процесса: коллективная;  групповая; индивидуальная, фронтальная.   В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в выполнение практических работ с решением проблемных заданий, анализом таблиц, работу с атласами, контурными картами, с  самостоятельным анализом разнообразной информации, подготовку  сообщений

В программе в соответствии с Положением  о промежуточной и итоговой аттестацией учащихся в ОУ предусматриваются  следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные задания, самостоятельные работы, тестовые задания, практические работы.

Итоговая аттестации проводится в форме обобщающих уроков.

Учебно -тематический план – 6 класс

Содержание программы

Раздел, тема

Всего часов

Количество  итоговых,  практических работ

Количество контрольных  (тестирований)

Введение

1

-

-

Раздел 1. Земля во Вселенной 

4

1

1

Раздел 2. Географические модели Земли

5

3

-

Раздел 3.Земная кора

7

3

1

Раздел 4. Атмосфера

6

1

1

Раздел 5. Гидросфера

6

1

1

Раздел 6. Биосфера

3

-

-

Раздел 7. Географическая оболочка.

2

1

2

Итого

34

10

6

Календарно-тематическое планирование- 6 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во час.

Дата   план

Дата

факт

Подготовка к ЕГЭ (ГИА)

ЭОР

Примечание

I

Введение

1

1

Что изучает география?. Осенняя экскурсия «Признаки осени» Обучающая п/р,  « Наблюдение за погодой»

1

01.09

http://geo.1september.ru/

II

Земля во Вселенной

4

2

Земля и космос. Итоговая п/р №1   «Ориентирование на местности» 

1

08.09

Решение заданий на определение положения Земли по отношению к Солнцу.

http://www.geoman.ru/

3

Земля – часть Солнечной системы. Земля – уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.  

1

15.09

4

Движения Земли. Форма и размеры Земли

1

22.09

5

Обобщающий урок по теме «Земля во Вселенной»

1

29.09

III

Географические модели Земли

5

6

Глобус. Градусная сеть. Обучающая п/р  «Определение   направлений по градусной сетке».  

1

06.10

Решение заданий на определение расстояний  

http://www.geosite.com.ru/

7

Географические координаты. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. План  местности.

1

13.10

8

 Географические планы и карты. Итоговая п/р №2 «Ориентирование по плану»    

1

20.10

9

Географические карты. Итоговая п/р № 3 «Определение географических координат, направлений и расстояний  на карте»

1

27.10

10

Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут.  Итоговая п/р №4  «Глазомерная съёмка небольшого участка местности».

1

10.11

IV

Земная кора

7

11

Строение Земли. Земные  оболочки. Итоговая п/р № 5 «Описание свойств горных пород своей местности».

1

17.11

http://geo2000.nm.ru/

12

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие рельефа Земли Тренировочная практическая работа «Определение высот по физической и топографической карте»  

1

24.11

13

Движения земной коры  Итоговая п/р № 6 «Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши». Землетрясения.

1

01.12

http://geo2000.nm.ru/

14

Вулканизм.. Выветривание.

1

08.12

15

Главные формы рельефа суши. Горы. Равнины. Тренировочная п/р «Определение географического положения гор и равнин и нанесение их на контурную карту»

1

15.12

http://geo.1september.ru/

16

 Рельеф дна океана. Человек и земная кора Итоговая п/р №7 «Характеристика рельефа своей местности»

1

22.12

17

Обобщающий урок по теме «Земная кора»

1

29.12

V

Атмосфера

6

18

Из чего состоит атмосфера и как она устроена? .Нагревание воздуха и его температура. Обучающая п/р    «Работа с календарем погоды. Построение графика хода температуры воздуха».

1

12.01

http://geo.1september.ru/

19

Показатели изменений температуры воздуха. Зависимость температуры воздуха от географической широты.

1

19.01

20

Влага в атмосфере.  Атмосферные осадки. Тренировочная п/р «Построение диаграммы годового количества осадков».

1

26.01

Решение заданий по определению   облачности

21

Давление атмосферы. Ветры. Тренировочная п/р «Построение розы ветров».  

1

02.02

22

Погода.  Климат.  Итоговая п/р № 8 «Характеристика климата своей местности по данным дневника наблюдений». Человек и атмосфера.

1

09.02

23

Обобщающий урок по теме «Атмосфера».

1

16.02

VI

Гидросфера

6

24

  Вода на Земле. Круговорот воды. Мировой океан и его части.    Обучающая п/р  «Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта».

1

01.03

http://geo.1september.ru/

25

Свойства океанических вод. Движения воды в океане. Волны. Течения.

1

15.03

26

 Реки. Жизнь рек. Итоговая п/р №9 «Характеристика реки Айдар».

1

22.03

http://geo.1september.ru/

27

Озера и болота. Подземные воды Тренировочная  п/р «Нанесение на контурную карту  крупнейших озер мира и России».    

1

05.04

28

Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

1

12.04

29

 Обобщающий урок  теме «Гидросфера»

1

19.04

VII

Биосфера

3

30

  Биосфера. Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Особенности и распространение  жизни в океане.

1

26.04

http://geo.1september.ru/

31

Жизнь на поверхности суши. Леса. Жизнь в безлесных пространствах.      Тренировочная п/р «Сравнительная характеристика лесов тропического и умеренного поясов»

1

03.05

Решение заданий  по определению основных типов растительности и видов животных

32

Почва. Человек и биосфера.

Тренировочная практическая работа «Характеристика типов почв».

1

10.05

http://www.rgo.ru/

VIII

Географическая оболочка

2

33

Из чего состоит географическая оболочка и ее особенности. Территориальные комплексы. Итоговая практическая работа № 10: «Характеристика ПТК своей местности».

1

17.05

34

Разнообразие природных комплексов. Географическая  среда. Весенняя экскурсия «Природные комплексы своей местности». Обобщающий урок по темам «Биосфера и географическая оболочка»

1

24.05

http://www.rgo.ru/

Формы и средства контроля

Методы организации учебного процесса и их сочетание: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная и парная.

Преобладающим видом контроля знаний, умений и навыков является текущий контроль. Текущий контроль реализуется в следующих формах и методах: устный, письменный, практический.

Перечень учебно-методических средств

Электронные пособия

2

1.

Интерактивные карты 5-6 класс

1

2.

Начальный курс географии 6 класс

1

Приборы

16

1.

Рулетка «Мастер»

3

2.

Компасы

10

3.  

Визирная линейка

3

Коллекция «Минералы и горные породы»

1

Шкала твердости Мооса

1

 

Таблицы

 Вулканизм и землетрясения

1

Распределение солнечного тепла и света на Земле.

1

Центры происхождения важнейших культурных растений.

1

Строение земной коры

1

Методические рекомендации по работе с комплектом таблиц

1

 Атласы

 10

Географический атлас школьника

10

        Глобусы

6

1.

Демонстрационные

4

2.

Раздаточные

6

Учебные карты        

 Физическая карта полушарий.

  1. Топографическая карта.
  2. План местности.
  3. Набор топографических карт

Обеспеченность курса 6 класса учебно-методическими средствами обучения составляет – 90%

Литература

Основная

  1. Сборник авторских программы для основной и средней школы. Программа «География. Землеведение»,  В.В. Дронов, Л.А.Савельева  Дрофа, 2008.
  2. Учебник   «География.  Землеведение», В.В. Дронов, Л.А.Савельева  Дрофа, 2009. 
  3. Атлас « География.  Начальный курс» 6класс с комплектом контурных карт, М. 2008.
  4. Рабочая тетрадь с набором контурных карт. В.В. Дронов, Л.А.Савельева  «География. Землеведение».  6 класс – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная.

  1. «Поурочные разработки по географии» 6 класс, Москва «Вако», 2004 г.
  2. Мультимедийная обучающая программа: География 6 кл. География. Начальный курс.
  3. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии» 6-10 классы, М:Дрофа
  4. География. Тренировочные задания ГИА и ЕГЭ. Москва, ФИПИ.
  5. Журнал «География в школе».

6. Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География») http://www.drofa.ru –сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www .center.fio.ru/som – методические рекомендации учителю – предметнику

Приложение.

  1. ИТОГОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Итоговая практическая работа № 1 Ориентирование на местности

Цель работы:    формирование умений  ориентироваться  на  местности  с  помощью компаса, плана, обучение составлению простейшего плана местности.

Оборудование: линейка, транспортир, карандаш.

Ход работы

       Задание 1.   Заполните таблицы 4, указав направления и расстояния на схемах).

Задание 2.   Составьте схему вашего движения по маршруту, с помощью условных знаков нанесите окружающие объекты.

Таблица 4

Основные пункты маршрута

Направление движения

Азимут (А)

Расстояние

на плане

на местности (Р)

1 - начало маршрута

Северо-Восток (С-В)

А=45°

8 см

800 м

2-  

3-

4-  

Итоговая практическая работа № 2 Ориентирование по плану

Цель работы:    формирование умений  ориентироваться  по плану, определять азимут, расстояние до объекта.

Оборудование: линейка, транспортир, карандаш.

Ход работы

Задание. Рассмотрите план местности, заполните таблицу 5.

 Таблица 5

Наблюдаемый объект

Расположение объекта

по отношению

к месту наблюдения

Азимут движения к объекту

Расстояние до объекта

на плане

на местности

Холм

на Севере (С)

0° (360°)

4,5 см

450 м

Опушка леса

Мост через реку Сура

Итоговая практическая работа № 3 Ориентирование по карте, измерение расстояний и определение координат»

Цель: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населённого пункта.

Оборудование: атлас, линейка, контурная карта..

Ход работы

1) Пользуясь  картами  атласа,  определить  географические  координаты объектов, занести данные в таблицу.

Название географического объекта

Географическая широта

Географическая долгота

гора Джомолунгма

 

 

вулкан Везувий

 

 

город Сантьяго

 

 

гора Мак-Кинли

 

 

Город Москва

 

 

Свой населённый пункт

2) Определить примерное расстояние и направление от Москвы до городов Якутска и Санкт-Петербурга (с помощью масштаба).

3) Определить координаты своего населённого пункта, административного центра области.

4)Определить в каком направлении от Москвы находится Воронеж, Мурманск, Париж, Уральские горы.

5)Все географические объекты нанести на контурную карту.

Практическая работа № 4 «Глазомерная маршрутная съемка небольшого участка местности»

Цель работы: Формировать умения  ориентироваться на местности с помощью компаса, измерять расстояния, учиться составлять простейший план местности.  

Оборудование:   Компасы, планшеты, карандаш, визирная линейка, резинка.

Ход занятия

Задания.

1.Используя компас, пройти в указанном направлении определенное расстояние

2. Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе

(1: 10 000).

  Школьники  решили  пойти на экскурсию по следующему маршруту.     Поможем   составить план маршрут экскурсии, используя данные таблицы

Направление и расстояние по маршруту

Основные пункты движения

направление

Азимут (А)

Расстояние (Р), м

Пункт 1 (Старт) школьный двор

На северо-восток

(луг)

450

500

Пункт  2 (промежуточный)

На юг (колодец)

1800

1000

Пункт 3 (промежуточный)

На запад (фруктовый сад)

2700

400

Пункт 4 (конечный)

На юго-восток (лиственный лес)

1350

600

 

Итоговая практическая работа № 5 «Описание свойств горных пород своей местности»

Цель: сформировать простейшие навыки определения свойств горных пород.

Оборудование: образцы местных горных пород.

Ход работы

Задание:  Изучить образцы   горных   пород,       их   свойства и результаты работы занести в таблицу.

Название горной породы

Цвет

Блеск

Прозра-чность

Твёрдость

Происхо-ждение

Использова-ние человеком

Свойства горных пород:

1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к более точному описанию. Если цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

2. Прозрачность, характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные - не пропускающие солнечных лучей; прозрачные - пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающиеся - пропускающие свет подобно матовому стеклу.

3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска - матовые.

 4. Твёрдость - способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твёрдости, куда входят 10 минералов: шкала твёрдости (шкала Мооса)

Минерал

Твёрдость

Тальк

1

Гипс

2

Кальцит

3

Флюорит

4

Апатит

5

Ортоклаз

6

Кварц

7

Топаз

8

Корунд

9

Алмаз

10

Для определения твёрдости минералов можно пользоваться распространёнными предметами: твёрдостью 1 обладает графит, 2-3 - ноготь, 4 - железный гвоздь, 5 - стекло, 6 - стальной нож, игла, более твёрдые предметы встречаются редко.

Итоговая п/р № 6 «Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши».

Цель работы: формирование умений комплексного использования физической и контурной карты.

Оборудование:  контурная карта, атлас.

Ход работы

Задание: Нанести на контурную карту крупнейшие горы и равнины суши.

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Итоговая практическая  работа № 7: «Характеристика рельефа своей местности»

Цель работы: формировать умение составлять характеристику своей местности по плану

Оборудование:  Карта Белгородской области.

Ход работы

Задание: Используя план, описать рельеф своей местности.

План

          1.На какой равнине вы живете? На каком материке расположена эта равнина.

          2. К какому виду по высоте относится равнина, на которой вы проживаете?

          3. Какие горные породы  слагают вашу местность, как они залегают

          4.Какова хозяйственная деятельность человека в вашей местности, как человек изменяет её рельеф?

Итоговая практическая работа  № 8 «Характеристика климата своей местности» по данным дневника наблюдений»

Цель работы 1. Совершенствовать умения  выполнять несложные вычисления, характеризующие особенности климата своей местности.

Оборудование: тетради, таблицы и дневники наблюдений.

Ход работы

  Задание №1:  Построить    график годового хода температуры воздуха    и    вычислить    годовую амплитуду и среднюю температуру воздуха

мес.

Я

Ф

м

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Cpеднегод-овая  t°C

Амплитуда колебания

t°C

-19

-17

-11

0

+10

+16

+19

+16

+10

+2

0

-9

Задание № 2. Построить диаграмму среднегодового количества осадков по следующим данным

                                   Месяцы

Я 

Ф 

М

А 

М 

И 

И 

А 

С 

О 

Н 

Д 

Кол-во осадков в мм

15 

10 

20 

15 

25 

30 

40 

55 

60 

30 

15 

10 

Задание № 3: Построить розу ветров за август по следующим данным

Направление ветра

Количество дней

северный

3

южный

6

Западный

8

Восточный

2

Юго-западный

4

Юго-восточный

2

Северо-восточный

3

Северо-западный

2

Итоговая практическая работа № 9 «Характеристика реки Айдар»

Цель: формирование умений составлять характеристику реки, используя различные источники информации и собственные наблюдения.

Оборудование: тетради, краеведческий материал.

Ход работы.

Задание. 1.Назовите   главную   реку   вашей   местности   и   найдите   её   на   карте.

2.Описать реку по предложенному плану.

План характеристики:

1. Где начинается.

2. Куда впадает.

З. К бассейну какой реки (озера, моря) относится.

4. По какой местности течёт (по равнине, горам).

5. Какие имеет притоки.

6. Какие имеет источники питания и особенности режима.

7. Как используется в хозяйстве.

8. Какие опасные явления наблюдаются.

9. Как можно охранять реку от загрязнения.

Итоговая практическая работа № 10 «Характеристика ПТК - парк»  

Цель: формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

План характеристики природного комплекса

1.Географическое положение комплекса и его название.

2.Почвы и их качество.

3.Растительность и животный мир. Основные представители.

4.Изменение компонентов комплекса под воздействием человека.

5.Охрана природных компонентов конкретного комплекса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...