Проблемное обучение на основе картографического и статистического методов исследования
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Лукичева Нина Яковлевна

В статье рассматривается  возможность применения методики проблемного обучения , используя картографический и статистический методы исследования явлений и прцессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемное обучение  на основе картографического и статистического методов исследования.

Картографический и статистический методы являются в географии одними из важнейших. При работе с картами, статистическими материалами следует выполнять такие задания, которые помогли бы учащимся осознать действия, с помощью которых они находят решения. По этому особое значение имеют задания, правленые на обучение учащихся чтению  карт, статистических таблиц и т. д.

Одними  из самых сложных заданий являются такие, которые предлагают учащимся самостоятельно составить карту по тексту учебника, статистическим таблицам, объяснению учителя и по другим картам.

Примером заданий, которые реализуют указанные направления в обучении географии, задания по карте «Плотность населения ( карта России)».

1.На основе каких данных составлена карта7

2.Какой метод применяется?

3.Какая шкала плотности применена7

4.Выделить территории по степени плотности населения.

5.Какой по внешнему виду образуется рисунок размещения населения?

6.Выделить основные особенности размещения населения в отдельных регионах страны.

7.Сравнивая карту плотности населения  и карту народов России, определите какие этнические территории имеют наибольшую плотность, какие наименьшую?

8.Какую дополнительную информации, к уже имеющейся, можно получить?

Такого же плана задания можно давать при изучении карты «Народы России».

Очень важен  анализ картосхем из учебника, отражающих депортацию народов  в СССР и все виды внутренних миграций в современной России и СНГ, а так же географию ГУЛАГа.

Так, например,  при изучении картосхемы «Миграции населения России» выполняются следующие задания:

1.Определить территории основной полосы расселения. Перечислить их.

2. Перечислить территории, не входящие  в неё.

3.Найти на картосхеме виды миграций.

4.Накладывая картосхему на политико-административную карту, назовите территории, республики, поставляющие эмигрантов, беженцев.

5.На основе сопоставления попробуйте выявить причины миграции  населения с этих территорий.

6.Опредилите,  какие части России испытывают наибольшей приток иммигрантов.

7.Как вы думаете какие проблемы там возникают?

8.Найти на карте территории России, с которых происходили или происходят внешние миграции7.

9.Определите территории, заселённые нелегальными иммигрантами,

10. Слушая рассказ о причинах внешних миграций, попробуйте используя  картосхему определить конкретные территории. Какие из причин соответствуют эмиграции с каждой  рассмотренной территории?

Завершением работы является вывод учащимися о причинах возникновения миграций в нашей стране.

 



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение  на основе картографического и статистического методов исследования.

Картографический и статистический методы являются в географии одними из важнейших. При работе с картами, статистическими материалами следует выполнять такие задания, которые помогли бы учащимся осознать действия, с помощью которых они находят решения. По этому особое значение имеют задания, правленые на обучение учащихся чтению  карт, статистических таблиц и т. д.

Одними  из самых сложных заданий являются такие, которые предлагают учащимся самостоятельно составить карту по тексту учебника, статистическим таблицам, объяснению учителя и по другим картам.

Примером заданий, которые реализуют указанные направления в обучении географии, задания по карте «Плотность населения ( карта России)».

1.На основе каких данных составлена карта7

2.Какой метод применяется?

3.Какая шкала плотности применена7

4.Выделить территории по степени плотности населения.

5.Какой по внешнему виду образуется рисунок размещения населения?

6.Выделить основные особенности размещения населения в отдельных регионах страны.

7.Сравнивая карту плотности населения  и карту народов России, определите какие этнические территории имеют наибольшую плотность, какие наименьшую?

8.Какую дополнительную информации, к уже имеющейся, можно получить?

Такого же плана задания можно давать при изучении карты «Народы России».

Очень важен  анализ картосхем из учебника, отражающих депортацию народов  в СССР и все виды внутренних миграций в современной России и СНГ, а так же географию ГУЛАГа.

Так, например,  при изучении картосхемы «Миграции населения России» выполняются следующие задания:

1.Определить территории основной полосы расселения. Перечислить их.

2. Перечислить территории, не входящие  в неё.

3.Найти на картосхеме виды миграций.

4.Накладывая картосхему на политико-административную карту, назовите территории, республики, поставляющие эмигрантов, беженцев.

5.На основе сопоставления попробуйте выявить причины миграции  населения с этих территорий.

6.Опредилите,  какие части России испытывают наибольшей приток иммигрантов.

7.Как вы думаете какие проблемы там возникают?

8.Найти на карте территории России, с которых происходили или происходят внешние миграции7.

9.Определите территории, заселённые нелегальными иммигрантами,

10. Слушая рассказ о причинах внешних миграций, попробуйте используя  картосхему определить конкретные территории. Какие из причин соответствуют эмиграции с каждой  рассмотренной территории?

Завершением работы является вывод учащимися о причинах возникновения миграций в нашей стране.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Экспериментальная работа. Проблемное обучение как основа проектной деятельности

Отчет о проделанной работе .Проблемное обучение как основа проектной деятельности. Презентация...

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Статистические методы исследования достижений учащихся с ОВЗ по математике

Методы статистики для исследования учебных достижений учащихся с ОВЗ...

Доклад на тему "Картографический метод исследования на уроках географии"

Рассматриваются  приёмы использования картографической информации в ходе которых формируются навыки исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии: составление описания территории...