Интегрированный урок "Волга"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Прокопьева Юлия Георгиевна

В этом материале можно найти разработку урока для 8 класса "Река Волга" Интегрированный урок с участием географа, историка, художника,эколога,литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  « Урмарская средняя общеобразовательная школа  им. Г.Е. Егорова»

Разработки уроков

учителя географии МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.Е.Егорова»

Прокопьевой Юлии Георгиевны.

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции и др.) уже довольно прочно вошли в жизнь нашей школы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать и творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседания пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умоляется необходимый уровень разносторонних научных знаний, более того – широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

Приведем вариант изучения нового материала на одном из таких уроков.

Интегрированный урок с участием географа, историка, эколога, учителя рисования и «поэтов»

Тема: Волга.

Цель: Выявить и рассмотреть физико-географические особенности, значение реки Волги для Восточно-Европейской равнины, сформировать представление об особой роли р. Волги для хозяйства нашей страны, о необходимости эффективных водоохранных мероприятий.

Оборудование: Физическая карта России, Атласы, выставка фото картин, слайды на компьютере.

Географ.

План изучения реки:

  1. Географическое положение.
  2. Режим реки.
  3. Питание реки.
  4. Хозяйственное использование реки.
  5. Экологические проблемы реки.

Таблица «Волго-Донский судоходный канал», «Беломоро-Балтийский канал».

На доске написать слова: исток, устье, дельта, бассейн, падение реки, годовой сток.

Начало урока.

Звучит песня о Волге. На экране одна за другой картины с изображением пейзажа Волги

Учитель: «О, Волга! Колыбель моя!

                   Любил ли кто тебя, как я?» написал Некрасов.

Волга – явление высшего порядка, факт истории и культуры, символ  и любовь России, мать русских рек, красавица народная, как море полноводная, воспетая в сотнях песен.

Дорогие ребята, сегодня мы изучим Волгу, значение Волги для Восточно - Европейской равнины и хозяйства всей нашей Родины.»

      На экране план:

  1. Что такое исток?

Исток Волги начинается  на Валдайской возвышенности около поселка Волговерховье, ширина Волги здесь 1-2 метра.

  1. Что такое устье?
  2. Падение реки? 256:3530=0,07м / 1 км.
  3. Годовой сток?

        Географическое положение.

Бассейн Волги занимает более трети Русской равнины. Как могучее дерево выглядит Волга на карте. Общая длина только судоходных путей занимает 17 тыс. км. Общее количество рек, речушек впадающих в Волгу составляет 7 тыс. рек

По природным особенностям Волга делиться на 3 части:

  1. От истока до впадения Оки - Верхняя Волга.
  2. От впадения Оки до Камы - Средняя Волга.
  3. От впадения Камы до устья – Нижняя Волга.

При впадении в Каспий Волга образует огромную дельту с бесчисленными рукавами, старицами, островами.

          Питание реки.

Дождевое, снеговое, подземное. Вывод: имеет смешаннее питание.

Весной. Раньше до строительства плотин, Волга разливалась в сторону низкого левого берега на 25-30 км. А уровень воды поднималась на 5-10 м. Почти каждую весну Волга затопляла огромные площади полей, лугов, лесов. Под водой было 2 тыс. Га земли. После строительства плотин и водохранилищ воды реки регулируются, они распластываются на просторах водохранилищ.

          Режим реки.

 Река равнинная. Течет спокойно. Ледостав на реке бывает в разных частях по-разному.

В верхней Волге – с ноября по 30 апреля – более 5 месяцев

В нижней Волге – с декабря по 31 марта – более 3 месяцев.

Вывод: Волга протянулась  с севера на юг и поэтому ледостав и ледоход наступают в разное время.

Разливается весной. Межень наступает летом.

        Хозяйственное использование реки.

На экране слайды.

  1. Рыбное хозяйство.
  2. Судоходная река
  3. Каналы на Волге.
  4. Гидроэлектростанции.

На берегу Волги 67 городов (на экране слайды – города на Волге),

1450 портов и пристаней.

Гордость Волги – это Астраханский заповедник(2 ученика рассказывают о заповеднике, а в это время на экране появляются животные Астраханского заповедника).

Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли историки художники, экологи и поэты.

Слово предоставляется учителю истории.

Слово предоставляется учителю рисования.

Слово предоставляется экологу.

Слово предоставляется юным поэтам. (Они читают свои стихи или стихи знаменитых поэтов)

             Приложение.

Историк.

Волгу разные народы называют по – разному. Чуваши - Атал, татары – Идель, марийцы – Аттал, но любят Волгу все одинаково.

Волга артерия жизни: по ней шли лес, хлеб, нефть, она кормила страну воблой, сельдью, красной рыбой, была знаменита на весь мир поставщицей черной икры.

В историю вошли битвы  Гражданской войны – оборона Царицина, путь Волжской флотилии от Казани до Астрахани. Непроходящая слава неприступного рубежа закрепилась за Волгой с трагических дней Сталинградской битвы 1942 года. Наряду с людьми, державшими этот рубеж, героиней событий была и сама Волга – вдохновительница и помощница своих защитников.

Уже 30 – ые  годы Волга стала стержнем проблемы Ближнего Востока и объектом  перестройки в интересах энергетики, транспорта, водоснабжения, промышленности, орошения и обводнения земель. Волга – давний мир покоя и отдыха. Плывешь по Волге – перед тобой проходят леса и степи Поволжья и Заволжья, оазисы Прикаспия, памятники многовековой истории – кремли Н. Новгорода, Казани, Астрахани.

Эколог

 «Главная улица России, так называют Волгу в народе, в нескольких местах перегорожено плотинами. Сейчас Волга дает много электрической энергии, она стала многоводной, удобной для плавания тепловозов и барж, на ее берегах много городов, которые используют волжскую воду в промышленности и быту. Для Чувашской Республики экологическое состояние реки Волги и Чебоксарское водохранилище имеют особое значение, так как волжская вода – это для города Чебоксар и Новочебоксарска питьевая вода.

Качество воды в водохранилище не соответствует нормам. Сильно увеличилось биохимическое потребление кислорода, по отдельным районам биохимическое пятисуточное потребление кислорода составляет 12 мг на литр, а это выше нормы (из выступления эколога района)

.Наряду с органическим загрязнением отмечено увеличение в водохранилище специфических загрязнений, увеличилось содержание нефтепродуктов, фенолов, ртути, кроме этого имеются посторонние запахи.

Сточные воды городов содержат пищевые отходы. С этим видом загрязнения связан ряд проблем в области гигиены окружающей среды. Так именно такой вид загрязнения  служит причиной  возникновения ряда инфекционных заболеваний: дифтерии, брюшного тифа, холеры,

Промышленные сточные воды. Молочные, сахарные заводы, сыроварные, животноводческие фермы. Следует отметить, что в  воде загрязненной органическими веществами, различные патогенные микробы размножаются  быстрее, чем в чистой. Особенно ухудшение на Волге наблюдается в летний период, когда содержание органических веществ резко увеличивается.

Иногда существенные материальные затраты не дают должной отдачи.

В заключении хочу сказать, что охрана Волги – это не ведомственная задача. Она должна стать частью практической деятельности каждого государственного и общественного органа и каждого человека.

Все граждане нашей страны должны обладать информацией об экологическом состоянии Волги, о степени опасности загрязнения водоёмов для экосистем и для самого человека.

 

 Художник.

«Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я с детства знал,

Таким и ныне увидал;

Все ту же песню ты поешь

 Все ту же лямку ты несешь

 В чертах усталого лица»

Далее учитель рисования рассказывает о картине Репина «Бурлаки на Волге» На экране эта картина.

    Поэты

Волгу воспевали многие поэты и писатели .Они писали о ее красоте, широте, о людях трудолюбивых, которые родились и выросли на берегах нашей Волги – матушки. Любовь к Волге безгранична, как красива Волга весной, во время ледохода, плывут льдины одна за другой, как белые облака, они торопятся, как будто их впереди ждет что-то хорошое, но они живут не долго, под весенним ярким солнцем вскоре исчезают.

Некрасов воспевал Волгу самыми теплыми словами:

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была

Кругом вся та же вдаль и ширь

Все тот же виден  монастырь

На острову, среди песков

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя как я

Один по утренним зарям

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам

Я убегал к родной реке

  П. Хузангай.

Волга! Волга! Счастье наше!

Паруса. Дымки. Гудки.

В целом свете  нету краше

Полноводнее реки

Волга! Волга! В песнях старых,

К нам  дошедших  из  веков,

Ты прославлена недаром

На десятки языков.

О Волге поет Кума в «Чародейке» Чайковского

Глянул  с Нижнего с крутой горы

На кормилицу Волгу – матушку,

Как в желтых песках, в зеленых лугах

Обнялась она с Окой – сестрой.

   А. Парпара.

     На Волге.

В этих волнах – медлительность прозы,

Много грусти, но ты не грусти!..

Сколько раз видел волжские плесы.

Сколько раз замирало в груди.

Милый мой эту радость простора

Не закроет дождливая сеть.

Слышишь в звоннице медного бора

Колоколится нежная медь!

Пусть в природе уже отпорхало,

Отзвенело и  отцвело

Важно, чтобы душа не устала,

Зная радость, провидеть зло.

На этом наш урок окончен!

Всем участникам большое спасибо!

Интегрированный урок с участием географа, историка, эколога, учителя рисования и «поэтов»

Тема: Волга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...