Урок географии в 5 классе
методическая разработка по географии по теме

Урок географии по теме "Морской путь в Индию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskoy_put_v_indiyu.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Морской путь в Индию.

5 класс. ФГОС. УМК »География. Введение в географию». Е.М.Домогацких, Э.П. Введенский, А.А. Плешаков.

Техника смыслового чтения

Образовательные результаты: 

- сформировать представление об Эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли

- выяснить  причины открытия морского пути в Индию

-познакомить  с  вкладом путешественников  в открытии новых земель.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые  УУД

Актуализация

 знаний

Мотивация

О каких главных  открытиях   вы уже знаете?

  1. Плавание арабов в Индию.
  2. Открытия викингами Исландии, Гренландии и С.Америки.
  3. Путешествие  Марко Полов Центральную Азию.
  4. Путешествие Афанасия Никитина в Индию.

 Мы отправляемся в страну, про которую Афанасий Никитин писал так «Земля многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе, до двадцати коней ведут, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов. Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много». 

Предположите, о какой стране идет речь.

Посмотрите на список понятий по новой теме. Сформулируйте сами тему. 

Индия, Индийский океан, Эпоха Великих географических открытий, Генрих Мореплаватель,  Васка да Гама, Средиземноморье, морской путь.

(Тема «Морской путь в Индию»)

Посмотрите на название темы.

Что вы себе можете представить по этой теме?

Уточняют знания предыдущих тем.

На основе новых понятий формулируют тему и высказывают свои представления по ней.

Познавательные

-умение анализировать и обобщать

Целеполагание

Есть люди, которые мечтают, а есть такие, которые ставят цель. Мы  что выбираем?

 

Каким образом мы достигнем поставленных целей?

(предполагаемые цели)

-Узнать, кто из путешественников открыл морской путь в Индию

-выяснить причину открытия

Планируют деятельность

Регулятивные

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Учебно-познавательная деятельность

Вам известно, что  с открытия морского пути  в Индию началась  эпоха  Великих географических открытий?

Как вы понимаете выражение  «Эпоха открытий»?

Дайте  свое определение «Эпоха Великих географических открытий».Прочитайте  текст  на стр. 59. «Эпоха открытий». Сравните  свое определение с научным.

 Проблемная ситуация.  Как вы думаете, Эпоха  Великих географических открытий – миф или реальность».

Можем мы сейчас  разрешить эту проблему?

В  эпоху открытий в Европе происходили изменения в торговле и производстве товаров. В связи с этими изменениями европейцы искали новые земли.

Как вы думаете, зачем европейцам нужны были новые открытия? Какие изменения происходили в эти времена в Европе. Найдите ответы в тексте  на стр.59 и выпишите их в таблицу.

Изменения в Европе

Причины географических открытий

Растет производство товаров

Препятствие со стороны Востока, правители облагали высоким налогом купцов или просто грабили караваны

Активно развивается торговля

Поиск новых земель

Объясняют свое понимание определения, формулируют  свое определение и сопоставляют  его с  научным.

Пытаются разрешить проблему.

Работают  с текстом. Оформляют таблицу, озвучивают результаты работы и своего понимания текста.

Познавательные

-подведение под понятие

Регулятивные

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Выдвижение  версии решения проблемы Преобразование  информации из одного вида в другой Предметные

выделять причины и следствия открытий

Итак, мы выяснили

 До чтения текста).Прочитайте суждения и выпишите  цифры тех, с которыми вы согласны в первую колонку

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

1.По мнению португальцев Африка тянется до южного полюса.

2.Причиной географических открытий стали жажда золота и поиск новых земель.

3. Бартоломеу Диаш первый из европейцев обогнул Африку с юга .

4.Васко да Гама первый европеец, добравшийся до Индии морским путем.

5.Принц Генрих организовал мореходную школу.

6.Португальцами был найден проход в Индийский океан.

Правильны ли ваши суждения? Бегло просмотрите текст. Выпишите номера суждений в третью колонку. С какими суждениями вы согласны? Оцените достоверность суждений.

     Как вы считаете, нашли мы в тексте доказательства, что морской путь в Индию открыл Васко да Гама? Какое значение имеет путешествие  Васко да Гама? Почему Бартоломеу Диаш не закончил свое путешествие к берегам Индии.   Можно ли считать Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию? Свой ответ объясните.

Определим маршрут плавания Васко да Гама (стр.62 рис.35). Покажем это путешествие  на карте (слайд в презентации).

 

Записывают  в первую колонку предполагаемые суждения,  не читая новый текст.

Беглое чтение текста, заполнение третьей колонки, сравнение  и оценка достоверности суждений.

Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ.

Познавательные

-умение анализировать текст, суждения

-умение осмысленно читать, извлекая необходимую информацию 

Познавательные-умение отвечать на вопросы

Предметные

-находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

объяснять результаты выдающихся географических открытий

определять и показывать на карте маршруты путешествий

Физминутка

« Елочка»

Составить «толстые» и "тонкие» вопросы по тексту. Задать вопросы друг другу. Лучшие вопросы задать классу.

Парная работа.

Составляют  вопросы, обсуждают

ответы. Выбирают лучшие вопросы.

Познавательные-постановка вопросов

Разрешение проблемной ситуации.

Эпоха  Великих географических открытий – миф или реальность»?

Приводят  доказательства своего мнения..

Личностные

понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Выполнить  ( кластер) по ключевым словам или составить по ним рассказ.

Эпоха  Великих географических открытий, Генрих Мореплаватель, Каликут,Индия, Васко да Гама, Бартоломеу  Диаш, мыс Доброй Надежды,  Индийский океан, Африка, Средиземноморье.

Групповая работа.

Выбор по желанию членов группы задания и его выполнение.

Отчеты групп: озвучивание  рассказа или объяснение выполненного кластера (схема на доске)

Познавательные

-создание устного высказывания,

действия со знаково-символическими средствами-схема

Предметные-составлять описание событий по теме урока

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Домашнее задание.

  • & 12  отвечаем на вопросы стр. 63
  • Работаем в рабочей тетради на печатной основе

Запись домашнего задания

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Возвращение к целям урока.  Результаты деятельности)

-Назовите португальцев, принимавших участие в открытии Индии.

-Почему европейцам важно было найти морской путь в Индию?

Продолжить предложение: устно

  1. Знаю………
  2.  Могу……
  3. Понимаю…

Оцените свою работу на уроке в листе обратной связи.

Рефлексия результатов своей деятельности.

Самооценка работы на уроке в листе  обратной связи.

Регулятивные

-умение оценивать достигнутые результаты

Личностные УУД

-понимать смысл своей действительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...