Земля наш Дом
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Земля  наш общий Дом!!!» слайд 1

Цель: Дидактические:

1.расширить и укрепить знания об окружающей нас природе;

2. изучить виды загрязнений в природе;

3. обобщить знания о природоохранных мероприятиях;

4. продолжить изучение «Красной книги России», «Красной книги Республики Мордовия;

5.изучить природоохранные знаки.

Развивающие:

 1. способствовать активизации приобретения знаний о природе нашей Земли;

 2. обучить обучающихся совместными усилиями решать учебные задачи.

Воспитательные:

1.продолжить формирование экологической культуры;

2.привить обучающимся любви к родной земле;

3.способствовать формированию правильной позиции по отношению к природе.

Оборудование: интерактивная доска, «Красная книга Республики Мордовия», «Красная книга России», плакаты природоохранных знаков, звукозапись.

Ход мероприятия:

1 ученик (Журавлева О):  У всех людей одна планета

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц

И нам беречь планету надо,

Для тех, кто будет после нас

А мы бездумно сыпем яды,

И дом свой травим, не скупясь.

2 ученик Жучков Саша): Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на земле

Уже растут как язвы зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды,

По руслам рек и под землей

Дожди спадают с небосвода,

Кислотною водой.

3 ученик (Ирешева В):  Леса теряют свою силу

Уходит нежный запах лип,

Озера ставшие могилой,

В себе хранят стаи рыб.

 Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете,

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

 О, как, природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая участь не постигла!

Давайте сохраним

В озерах – осетра,

Касатку – в небеса.

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы нВ земле и сами сохранимся.

Учитель. Сегодняшнее население земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 т. Сырья, правда, большая его часть 97% идет в отходы. На земле исчезают 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 млн.гектаров. Превращается в пыль млрд. тонн почвы. Если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет он покроет всю планету слоем в 5 метров.

4 ученик (Пакшина Н):  Моя планета – человеческий дом,

 Ну, как жить под дымным колпаком!

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу!»

Учитель: Ребята, загрязнение природы – это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или на природу. А скажите, какие виды загрязнений вам известны.

Ответы:  выхлопными газами (транспорт), заводы, мусор человек выбрасывает  (бутылки, пакеты, бумагу. стекло и т.д.)

Учитель: Мы с вами помним, что в природе все закономерно. Поэтому, мусорные остатки естественного происхождения (растительного или животного) мы не обнаружим, ведь они разлагаются быстрее всего.

А вот такой продукт мусора как:

5 ученик Меличенко М.): А вот опавшие листья, мелкие веточки, семена будут постепенно перегнивать, превращаясь в гумусную массу за месяц либо целый сезон.

Крупные ветки разлагаются дольше, однако максимум через 10 лет и от них не останется  следа.

6 ученик (Салякаев С.): Банановая кожура  — ни мало, ни много, а период разложения составляет до 6 месяцев, поэтому выбрасывать ее под ближайший куст, с мыслью: «Скоро перегниет!» не стоит.

Пищевые отходы вездесущие микроорганизмы в среднем перерабатывают за несколько недель.

А вот остатки костей могут пролежать и 5, и 6 лет, но, в целом, не больше 8.

7 ученик (Гришин М ): Одежда из натуральных тканей разлагается за 2-3 года, при этом, не нанося ущерба окружающей среде, чего не скажешь о синтетических материалах, период разложения которых составляет до 40 лет.

А вот шерстяные изделия куда более «вкусны» для микроорганизмов, так как для их «переваривания» требуется всего лишь год.

8 ученик (Беляков И.): Сроки разложения бумаги разнятся. Так, выброшенный троллейбусный билет полностью исчезнет с лица Земли буквально за месяц. Обычная макулатура разлагается за 2-3 года, а лощеная бумага – целых 5 лет. Кстати, категорически запрещается сжигать бумагу вместе с пищевыми продуктами, так как в результате могут образовываться ядовитые вещества.

Деревянные изделия разлагаются сроком до 10 лет. Однако, значительную роль в этом процессе играет степень обработки древесины. Так, если обычные доски разложатся за 4 года, то покрытые слоем краски – уже за 13.

9 ученик(Рябова Н.) : Банка – один из популярнейших способов упаковки товара. А знаете ли вы, сколько времени занимает период распада этих емкостей, зачастую одноразового использования? Железным банкам требуется до 10 лет, жестяным – порядка 90, а вот алюминиевым – около 500. Всего лишь 5 веков, ничто по сравнению с вечностью.

10 ученик (: О чем еще вспомнить? Ах да. Вездесущий полиэтилен. Так вот, время разложения изделий из этого материала зависит от исходной плотности и структуры. К примеру, обычные тонкие полиэтиленовые пакеты, в которые так любят все заворачивать продавцы, разлагаются 100-200 лет,  Компанию им составляют «напарники» – пластиковые бутылки и емкости - от 500 до 1000 лет

11 ученик (Панюшкина М.): Маленький фильтр небрежно выброшенного сигаретного окурка будет медленно сдавать свои позиции,  разлагаясь более 3 лет.

А одноразовые подгузники вообще удивили своей долговечностью. Их период разложения составляет 300-500 лет.

Кстати, о жевательных резинках, которые многие привыкли выплевывать на ходу. В жарком климате эта субстанция в экстренном порядке разложится всего лишь за 30 лет, а вот в холодном – может пролежать столетиями.

12 ученик (Пулова М.): Стеклянная бутылка – один миллион лет.  Именно столько пролежит обычная стеклянная бутылка. Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам.

13 ученик ( Гавришин М.): Газета – 2-4 недели, некоторые издания дольше . Отмечаются случаи, когда на свалках под кучей земли находили образцы газет 15 летней давности. Под толстым слоем земли, при отсутствии кислорода они оказываются, фактически, законсервированными. Большой плюс газет заключается в том, что их можно переработать.

 Огрызок яблока – 1-2 месяца, в некоторых случаях дольше

Огрызок, лежащий в вашем мусорном ведре, может ещё просуществовать два месяца. Пищевые отходы, оказавшись на свалке под толстым слоем земли и отходов, разлагаются также достаточно медленно. По самому медленному «сценарию» они разлагаются только на 50% каждые 20 лет.

Учитель: О чем говорит нам эта информация?  Мусор захватывает матушку Землю. И о том, что необходимо осознанно относится к тому, что каждый из нас отправляет в собственное мусорное ведро. Совершенно очевидно, что без налаженной системы вторичной переработки использованных материалов, буквально через столетие человечество захлебнется в глобальных «мусорных» проблемах. Давайте же не дожидаться экологического коллапса и уже сейчас начнем прививать себе навыки гармоничной жизни в стиле эко!

Длительный  период разложения отходов, в большинстве случаев сопровождающемся выделением токсических веществ, которые негативно оказывают влияние на природу Земли. А мы с вами знаем из курса географии, что изменяясь один компонент  природы ведет за собой изменение других компонентов природы.

А что же предпринимается для охраны природы? Или же ничего не делается?

Ответы: - сажают деревья,

- строят очистные сооружения

- организуют особо – охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

Учитель: Что называется заповедником?

Ответ или слайд, который зачитает ученик 3 (Ирешева В.)

Учитель: Что называется национальным парком?

Ответ или слайд,  который зачитает ученик 3. (Ирешева В.)

Учитель: Что называется  заказником?

Ответ или слайд, который зачитает ученик 3. (Ирешева В.)

Учитель: Но охрана видов не возможна без их постоянного учета: не зная, что нужно охранять, нельзя организовать систему мероприятий, которая поможет спасти виды растений, птиц или зверей. Исчезающие виды растений и животных заносят в какую книгу?

слайд: Красная книга России.

1 ученик (Журавлева О): «Красная книга России» содержит  список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Включает 94 вида и подвида млекопитающих, 80 видов птиц, 37 видов пресмыкающихся, 9 видов земноводных, 9 видов рыб, 202 видов насекомых, 2 вида ракообразных, 32 вида мха, 29 видов грибов.

слайд: Красная книга РМ.

2 ученик: (Жучков С.) Красная книга Республики Мордовия содержит сведения о состоянии популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Республики Мордовия.

Викторина «Знаешь ли ты природу?»

1.Что такое заповедник? (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).

2.Что такое заказник? (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод). 

 3.Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море…” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).

 4.Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без родителей? (Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом выходите, снова выпустите в лес, помните, что эти звери могут погибнуть. Дикое животное, привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило, гибнет, оказавшись в условиях дикой природы).

5.Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами? (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы). 

6.Кто, по вашему, говорит эти слова: “Летом я съедала в день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов и чернотелок, 3 куколки бабочек, 4 паука”? (Кукушка).

7.Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве (Ископаемые). 

8.Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).

9.Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (Вода).

10.Верхний слой земли, необходимый растениям. (Почва). 

11.Организмы, которые встречаются во всех природных зонах и не могут жить без света, воды, воздуха. (Растения).

12.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).

Подведение итогов:

Учитель: Загрязнение природы стала проблемой нашего общества. Деятельность людей меняет облик Земли и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше? Ведь Земля – наш общий дом. Нам жить здесь, пить эту воду, дышать этим воздухом.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете, прекрасной и единственной Земле – матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущий сегодня от воин, взывающий о помощи, и увы, остающейся по- детски беззащитной перед нами, перед варваром – человеком. Наша природа очень хрупка и ранима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".

План- конспект урока по географии 7 класс,  на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"...

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.

Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...