Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Красикова Екатерина Олеговна

Рабочая программа к учебнику «География России» (VII-IX класс), авторской программы по географии: 6-10 кл./ /Под. Ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №2 г. Свирска»

        

                Протокол №_____от

Рабочая программа

по географии

 для 8-9 класса

(уровень: базовый)

Учитель Красикова Екатерина Олеговна

 Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы

основного общего образования по географии

«География России» (VII-IX класс),

авторской программы по географии: 6-10 кл./

 /Под. Ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VII-IX класс); авторской программы по географии. 6 – 10 кл. / Под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

  1. сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  2. сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  3.  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  4. вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  5. развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  6. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III-  «Население России»,  IV - «Хозяйство России», V –      « География крупных регионов России». Четыре раздела изучаются в 8 классе. В раздел V «География крупных регионов России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Иркутской области» (6 часов).

Количество часов: всего – 68, в неделю 2 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Географический атлас: география России 8-9 класс.
  2. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004.
  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Физическая карта мира.
  5. Карта Российской Федерации.
  6. Карты Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта.
  7. Карта экологические проблемы России.
  8. Почвенная карта России.
  9. Климатическая карта России.
  10. Интернет ресурсы:

http://www.gao.spb.ru.rassian

http://www.fmm.ru

http://www.mchs.gov/ru

http://www.national-geographic/ru

http://www.nature.com

http://www.ocean/ru

http://www.pogoda/ru

Список литературы (основной и дополнительной)

Программа

Программа по географии 6-10 кл../ Под  ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006

Базовый учебник

  1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Дронов В.П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Алексеев А.И, Николина В.В. География: население и хозяйство России::учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Календарно-тематическое планирование

по географии

(предмет)

 Класс 9

Учитель Красикова Екатерина Олеговна

Количество часов 68

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Практических работ  20, тестов 10 ч.;

Планирование составлено на основе Примерной государственной программы

Основного общего образования по географии. География России» (VII-IX класс),

  авторской программы по географии для 7- 10 кл./ под Ред. И.В.

  Душиной. -  М.: Дрофа, 2006 __________________________________________________          

(программы)

Учебник Дронов В.П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.

_______________________________________________

(название, автор, издательство, год издания)

Дополнительная литература _____________________________________________________________________________

 (название, автор, издательство, год издания)

урока

Дата

Корректи

ровка

Тема урока

Количество часов

практика

теория

Введение (1 час) (8 класс)

1

Что изучает география России.

-

1

Часть 1. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 ЧАСОВ)

Тема 1. Географическое положение России (4 часа)

2

Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения России.

0,5

0,5

3

Сравнение географического положения России и положения других государств

1

-

4

Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России.

0,5

0,5

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

0,5

0,5

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов)

6

Государственная территория России.

0,5

0,5

7

Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория.

0,5

0,5

8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

0,5

0,5

9

Сухопутные морские границы России.

0,5

0,5

10

Россия на карте часовых поясов

0,5

0,5

11

Этапы и методы географического изучения территории

1

-

12

Особенности административно-территориального устройства России.

0,5

0,5

13

Обобщение по разделу «Россия на карте мира»

-

1

Часть II. ПРИРОДА РОССИИ (35 часов)

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)

14

Геологическая история и геологическое строение территории России.

0,5

0,5

15

Рельеф России

0,5

0,5

16

Как и почему изменяется рельеф России

0,5

0,5

17

Стихийные природные явления в литосфере.

-

1

18

Человек и литосфера

0,5

0,5

19

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона.

0,5

0,5

20

Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

-

1

Тема 4. Климат и климатические ресурсы (7 часов)

21

Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны.

1

-

22

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

0,5

0,5

23

Сезонность климата

05

0,5

24

Типы климатов России

0,5

0,5

25

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

0,5

0,5

26

Климат и человек

0,5

0,5

27

Обобщение по теме6 «Климат и климатические ресурсы»

-

1

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

28

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

0,5

0,5

29

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

0,5

0,5

30

Водные ресурсы и человек.

1

-

31

Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона.

0,5

0,5

32

Обобщение по теме: «Внутренние воды»

-

1

Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы России (4 часа)

33

Образование почв и их разнообразие.

1

-

34

Закономерности распространения почв

1

-

35

Почвенные ресурсы России

0,5

0,5

36

Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

-

1

Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

37

Растительный и животный мир России.

1

-

38

Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира.

0,5

0,5

39

Обобщающий урок по разделу: «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

-

1

Тема. 8 Природное районирование (9 часов)

40

Разнообразие природных комплексов. Формирование природных и комплексов (ПТК) как результат длительного развития географической оболочки. Моря и крупные ПК

1

-

41

Природно-хозяйственные зоны России

0,5

0,5

42

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

0,5

0,5

43

Леса

0,5

0,5

44

Лесостепи, степи и полупустыни.

0,5

0,5

45

Высотная поясность

0,5

0,5

46

Особо охраняемые природные территории.

0,5

0,5

47

Природные области вашей области. Экологические проблемы зон.

0,5

0,5

48

Обобщение по теме: «Природное районирование»

-

1

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 часов)

49

Численность населения России. Особенности воспроизводства. Причины демографического кризиса.

0,5

0,5

50

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

0,5

0,5

51

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

1

-

52

Городское и сельское население.

0,5

0,5

53

Размещение населения России

0,5

0,5

54

Миграция населения России

0,5

0,5

55

Люди и труд

0,5

0,5

56

Обобщение по теме: «Население»

-

1

Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 часов)

57

Что такое хозяйство страны?

0,5

0,5

58

Как география изучает хозяйство.

-

1

Тема 9. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (9 часов)

59

Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей.

-

1

60

Природно-ресурсный потенциал России

0,5

0,5

61

Сельское хозяйство

0,5

0,5

62

Земледелие

0,5

0,5

63

Животноводство

0,5

0,5

64

Лесное хозяйство. Охота.

0,5

0,5

65

Рыбное хозяйство

0,5

0,5

66

Географический фактор в развитии общества

0,5

0,5

67

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (уроки обобщающего повторения)

1

1

68

урока

Дата

Корректи

ровка

Тема урока

Количество часов

практика

теория

Введение (1 час) (9 класс)

1

Введение

-

1

Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (продолжение)

Тема: «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающее сырье» (3 часа)

2

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы

0,5

0,5

3

Топливная промышленность

0,5

0,5

4

Электроэнергетика

0,5

0,5

Тема: «Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества» (8часов)

5

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

0,5

0,5

6

Металлургия. География черной металлургии.

0,5

0,5

7

География цветной металлургии

0,5

0,5

8

Химическая промышленность

0,5

0,5

9

География химической промышленности

0,5

0,5

10

Лесная промышленность.

0,5

0,5

11

Машиностроение. География машиностроения.

0,5

0,5

12

Пищевая и легкая промышленность.

0,5

0,5

Тема «Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги» (6 часов)

13

Состав и значение третичного сектора экономики.

0,5

0,5

14

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

0,5

0,5

15

Другие виды транспорта. Связь.

0,5

0,5

16

Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство.

0,5

0,5

17

География науки.

0,5

0,5

18

Обобщение по разделу: «Хозяйство России»

-

1

Раздел V. ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (47 часов)

Тема: «Районирование территории» (1 час)

19

Зачем районировать территорию страны.

0,5

0,5

Тема: «Европейская Россия (Западный макрорегион)» (30 часов)

20

Общая характеристика Европейской России

0,5

0,5

Европейский Север

21

Европейский Север. Факторы формирования района.

0,5

0,5

22

Природа Европейского Севера.

0,5

0,5

23

Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.

0,5

0,5

24

Хозяйство Европейского Севера

0,5

0,5

Северо-Западный район

25

Северо-Западный район. Факторы формирования района.

0,5

0,5

26

Природа Северо-Запада. Население и хозяйственное освоение района.

0,5

0,5

27

Хозяйство Северо-Запада.

0,5

0,5

28

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада.

0,5

0,5

Центральная Россия

29

Центральная Россия. Факторы формирования района

0,5

0,5

30

Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России.

0,5

0,5

31

Московская столичная агломерация.

0,5

0,5

32

Хозяйство Центральной России.

0,5

0,5

Европейский Юг

33

Европейский Юг.  Факторы формирования района.

34

Природа Европейского Юга.

0,5

0,5

35

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

0,5

0,5

36

Хозяйство Европейского Юга

0,5

0,5

Поволжье

37

Поволжье. Факторы формирования. Особенности природы района.

0,5

0,5

38

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

0,5

0,5

39

Хозяйство Поволжья.

0,5

0,5

География своего региона. Иркутская область.

40

Особенности ЭГП, формирования природы, территории

0,5

0,5

41

Население и хозяйственное освоение территории.

0,5

0,5

42

Особенности хозяйства региона. Промышленность.

0,5

0,5

43

АПК

0,5

0,5

44

Особенности административного центра региона

0,5

0,5

45

Социально-экономические проблемы региона.

0,5

0,5

Урал

46

Урал. Факторы формирования района

0,5

0,5

47

Природа Урала.

0,5

0,5

48

Население и хозяйственное освоение Урала.

0,5

0,5

49

Хозяйство Урала.

0,5

0,5

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ Восточный макрорегион (16 часов)

50

Азиатская Россия. Общая характеристика.

0,5

0,5

Западная Сибирь

51

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

0,5

0,5

52

Природа Западной Сибири.

0,5

0,5

53

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

0,5

0,5

54

Хозяйство Западной Сибири.

0,5

0,5

Восточная Сибирь

55

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

0,5

0,5

56

Природа Севера Восточной Сибири.

0,5

0,5

57

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

0,5

0,5

58

Хозяйство Севера Восточной Сибири.

0,5

0,5

59

Южная Сибирь: факторы формирования района.

0,5

0,5

60

Кузнецко-Алтайский подрайон.

0,5

0,5

61

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

0,5

0,5

Дальний Восток

62

Дальний Восток: факторы формирования района.

0,5

0,5

63

Природа Дальнего Востока.

0,5

0,5

64

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

0,5

0,5

65

Хозяйство Дальнего Востока

0,5

0,5

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (3 часа)

66

Россия и страны СНГ (изучение одного государства или группы стран)

0,5

0,5

67

Взаимосвязи России с другими странами

0,5

0,5

68

Объекты мирового природного и культурного наследия. Обобщающее повторение.

0,5

0,5

Календарно-тематическое планирование

по географии

(предмет)

 Класс 8

Учитель Красикова Екатерина Олеговна

Количество часов 68

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Практических работ  20, тестов 10 ч.;

Планирование составлено на основе Примерной государственной программы

Основного общего образования по географии. География России» (VII-IX класс),

  авторской программы по географии для 7- 10 кл./ под Ред. И.В.

  Душиной. -  М.: Дрофа, 2006 __________________________________________________          

(программы)

Учебник Дронов В.П. География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл. / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2011.

_______________________________________________

(название, автор, издательство, год издания)

Дополнительная литература _____________________________________________________________________________

 (название, автор, издательство, год издания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...