Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа по географии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_6_klass.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЩЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Пеневичская основная общеобразовательная школа»

Хвастовичского района Калужской области

 «Принято»                                                                                                                              «Утверждаю»

  На педагогическом совете                                                                                                       директор МОУ «Пеневичская        

   Протокол №______от_________201_г.              основная школа»

                                                                                                                                                                                Л.А. Журавлева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

 для 6 класса

на 2015-2016 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ:  Панова М.П.

с. Пеневичи 2015

Пояснительная записка

к рабочей программе по географии в 6 классе

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамику в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Цель курса:  заложить основы географического образования обучающихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.

   

Данная рабочая программа составлена на основании:

- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

- авторская программа по географии. 6 – 10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

Опора на данные документы в программе определяет наиболее полное содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся.

Отличие данной рабочей программы от исходных программ заключается в том, что изменения, которые были внесены в программу, обоснованы внедрением в курс регионального компонента.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе базисного учебного плана МОУ «Хобот-Богоявленская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Гришанова», в соответствии с которым  на изучение курса географии в 6 классе выделено – 51 час (1,5 час в неделю).

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г),  конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала шестиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Количество часов:

Всего - 51 час; в неделю – 1,5 час.

             Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. 

Формы контроля: географические диктанты, тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.

В процессе обучения по программе используется учебник Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

            уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

           использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

          повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание

рабочей программы по географии для 6 класса

№ п\п

Наименование

раздела/темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

Перечень практических, контрольных работ

Введение

1

География как наука.

Развитие географических знаний о Земле.

Представления о мире в древности. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Современные исследования.

                                                                           

Знать: предмет изучения географии.

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хоз. деят-ти

Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями в природе

2

Путешествия и географические открытия.

Знать: основные этапы познания планеты

3

Земля – планета Солнечной системы.

Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна и ее воздействие на Землю.

Виды изображений поверхности Земли

4

Понятие о плане местности.

 

Изображение поверхности Земли на плане местности. План местности. Масштаб. Градусная сеть на плане и карте.

Ориентирование на местности. Способы картографического изображения. Составление плана местности.

Знать: содержание понятий : план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь:

Определять по плану объекты местности;

стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.

Чтение плана местности

5

Масштаб.

6

Стороны горизонта. Ориентирование.

7

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

8

Составление простейших планов местности.

Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности

9

Глобус.

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть на карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт.

Знать: форму и размеры Земли, определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Описывать по плану карту полушарий и России, определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу, владеть приемом определения по шкале высот и глубин, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

Показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

10

Географическая карта. Изображение на физических картах высот и глубин.

11

Градусная сеть.

Обучение определению направлений по картам. Определение по картам географических координат точек.

12

Географические

координаты

13

Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт.

Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование.

Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.

Строение Земли. Земные оболочки.

Литосфера

14

Строение Земли.

 

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Называть и показывать: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать: горы, равнины земного шара по типовому плану.

Уметь работать с контурной картой.

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам)

15

Горные породы и минералы.

16

Движения земной коры.

17

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

18

Рельеф суши. Горы.

Определение по карте географического положения и высоты гор.

19

Равнины суши.

Определение по карте географического положения равнин. Изучение рельефа своей местности.

20

Рельеф дна Мирового океана.

Обозначение на контурной карте объектов рельефа

Гидросфера

21

Вода на Земле.

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли

Знать: состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

22

Части Мирового океана.

Определение географического положения моря.

Обозначение морей на контурной карте. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря.

23

Свойства океанической воды.

24

Волны в океане.

25

Океанические течения.

26

Изучение

Мирового океана.

27

Подземные воды.

28-29

Реки.

Определение географического положения реки

30

Озера.

 

Определение географического положения озера

31

Ледники.

32

Искусственные водоемы

33

Загрязнение гидросферы.

Атмосфера

34

Строение атмосферы

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра, и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Называть и показывать: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

Уметь объяснять: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

35

Температура воздуха

Годовой ход температуры воздуха

Построение графиков суточного и годового хода температуры

36

Атмосферное давление.

Построение розы ветров

37

Ветер.

38

Водяной пар в атмосфере.

 

Построение диаграммы среднегодового количества осадков

39

Атмосферные осадки.

40

Погода.

41

Климат.

42

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

43

Причины, влияющие на климат.

Биосфера.

44

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

.

45

Природные зоны Земли.

Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязи между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

46

Организмы в Мировом океане

47

Воздействие организмов на земные оболочки. Природный комплекс

Взаимосвязь организмов. Природный комплекс, биосфера

Объяснять понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах

Население Земли.

48

Население Земли.

Человечество – единый биологический вид.

Численность населения Земли

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

Знать: численность населения Земли, основные расы.

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

49

Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы

Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

50

Стихийные природные явления. Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Называть меры по охране природы.

51

Контрольная работа

Тест


Учебно-тематический план

рабочей программы по географии в 6 классе:

№ п\п

Наименование

раздела/темы

Кол-во часов                

Всего

часов

Из них:

лекции

оценочные

пр/р

конт-

роль

ные

раб.

Введение

3

2

1

1

География как наука.

2

Путешествия и географические открытия.

3

Земля – планета Солнечной системы.

Виды изображений поверхности Земли

6

2

4

4

Понятие о плане местности. Масштаб.

5

Ориентирование.  Изображение на плане неровностей земной поверхности.

6

Составление простейших планов местности.

7

Глобус. Географическая карта. Изображение на физических картах высот и глубин.

8

Градусная сеть.

Географические

координаты

9

Тамбовская область на географической карте (РК).

Строение Земли. Земные оболочки.

24

21

2

1

Литосфера

10

Строение Земли. Горные породы и минералы. Строение поверхности и минеральные богатства Тамбовской области (РК).

11

Движения земной коры. Вулканы, горячие источники.

12

Рельеф суши. Горы.

13

Равнины суши. Основные черты рельефа Тамбовской области.

14

Рельеф дна Мирового океана.

Гидросфера

15

Вода на Земле.

16

Части Мирового океана.

17

Свойства океанической воды. Волны в океане.

18

Океанические течения. Изучение Мирового океана.

19

Подземные воды.

20-21

Реки.

22

Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.

23

Воды суши Тамбовской области. (РК)

Атмосфера

24

Строение атмосферы

25

Температура воздуха

26

Атмосферное давление. Ветер.

27

Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки.

28

Погода. Климат.

Погода и климат Тамбовской области. (РК)

29

Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат.

Биосфера.

30

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Взаимосвязи компонентов природы

31

Природные зоны Земли.

Растительный и животный мир родного края. Почвы (РК).

32

Природный комплекс. Природные комплексы родного края (РК).

33

Урок обобщения и контроля знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.»

Население Земли.

1

1

34

Население Земли.

Население Тамбовской области (РК).

Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

1

1

35

Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

Всего часов

35

27

7

1


 

Литература и средства обучения

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
  2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
  3. Мультимедийная программа: География 6 класс.

      Дополнительная литература:

  1. В.П. Дронов. География.Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.
  2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Интернет – ресурсы.


Приложение

к рабочей программе

по географии в 6 классе

Рассмотрен на заседании научно-методического совета и рекомендован к утверждению  

Протокол № __ от  «__» ________2010 г.

Утвержден  приказом образовательного учреждения

№ ___ от  «__»_____________2010 г.

Директор школы_____________

И.С. Илларионова

Календарно-тематический план

по географии, 6 класс

на 2010 - 2011 уч. г.

 ( по учебнику Т.П. Герасимовой)

Учитель: Ратчина И.А.

(35 ч.- 1 ч./нед.)

№ п\п

Тема  урока

Кол-во часов

Дата проведения

Виды, формы контроля

 Примечание             

По плану

фактически

Введение

3

1

География как наука.

1

Фронтальный опрос

2

Путешествия и географические открытия.

1

Выборочный опрос

3

Земля – планета Солнечной системы.

1

Выборочный опрос

Виды изображений поверхности Земли

6

4

Понятие о плане местности. Масштаб.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос  

5

Ориентирование.  Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос  

6

Составление простейших планов местности.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос  

7

Глобус. Географическая карта. Изображение на физических картах высот и глубин.

1

Индивидуальный, фронтальный опрос  

8

Градусная сеть. Географические координаты

1

Индивидуальный, фронтальный опрос  

9

Тамбовская область на географической карте (РК).

1

Фронтальный опрос

Строение Земли. Земные оболочки.

24

Литосфера

5

10

Строение Земли. Горные породы и минералы. Строение поверхности и минеральные богатства Тамбовской области (РК).

1

Выборочный

11

Движения земной коры. Вулканы, горячие источники.

1

Индивидуальный опрос  

12

Рельеф суши. Горы.

1

Групповой

13

Равнины суши. Основные черты рельефа Тамбовской области.

1

Групповой

14

Рельеф дна Мирового океана.

1

Групповой

Гидросфера

9

15

Вода на Земле.

1

Выборочный опрос

16

Части Мирового океана.

1

Выборочный опрос

17

Свойства океанической воды. Волны в океане.

1

Выборочный опрос

18

Океанические течения. Изучение Мирового океана.

1

Фронтальный опрос

19

Подземные воды.

1

Выборочный

20-21

Реки.

2

Выборочный, групповой

22

Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.

1

Индивидуальный опрос  

23

Воды суши Тамбовской области. (РК)

1

Фронтальный опрос

Атмосфера

6

24

Строение атмосферы

1

Фронтальный опрос

25

Температура воздуха

1

Индивидуальный опрос  

26

Атмосферное давление. Ветер.

1

Фронтальный опрос

27

Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки.

1

Фронтальный опрос

28

Погода. Климат.

Погода и климат Тамбовской области. (РК)

1

Фронтальный опрос

29

Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат.

1

Групповой

Биосфера.

1

30

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1

Фронтальный опрос

Взаимосвязи компонентов природы

2

31

Природные зоны Земли.

Растительный и животный мир родного края. Почвы (РК).

1

Фронтальный опрос

32

Природный комплекс. Природные комплексы родного края (РК).

1

Выборочный

33

Урок обобщения и контроля знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.»

1

Контрольная работа

Население Земли.

1

34

Население Земли. Население Тамбовской области (РК).

1

Фронтальный опрос

Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

1

35

Влияние природы на жизнь и здоровье людей.

1

Фронтальный опрос

Всего часов

35



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...