РАбочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

рабочая программа расчитана на 2 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_georafii_10_klass.docx55.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иогачская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

Заместитель директора

по УВР _____ Е.П. Сорокина

Директор _________А.Д.Чибиеков

Протокол от __ ______ 20__ г.

№ __

Протокол от __ _____ 20__ г.

№ __

Приказ от __ ________20__г.

№ __

Рабочая программа

(базовый уровень)

по географии

для 10 класса

Составитель:

Чибиеков Андрей Данилович,

(соответствие занимаемой должности)

Иогач

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средней (полной) общей школы, определённым государственным стандартом среднего (полного) общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. «Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии  10-11 классы. Базовый уровень» /В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. – М.: Просвещение, 2008.

Используемый УМК:

  • Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2009.
  • Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2007.
  • Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

Изучение географии в 10 классе направлено на достижение следующих основных целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

В учебном – плане МОУ «Иогачская СОШ» на изучении географии отводится два часа в неделю, 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета

В результате обучения учащиеся должны

Знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание учебного предмета

раздела

Раздел

Количество часов

Введение

1

Раздел I.

Общая характеристика мира

34

Раздел II.

Региональная характеристика мира

31

Раздел III.

Глобальные проблемы человечества

2

Заключение  

1

ИТОГО

Введение

1.Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

Раздел 1. Общая характеристика мира

Тема 1.Современная политическая карта мира

Что такое политическая карта мира?   События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии.

Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.

Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.

Практические работы: 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

2.Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)

Тема 3. География населения мира

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы: 1.Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление.

Эволюционный и революционный пути развития.

Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы:

1.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Раздел 2. Региональная характеристика мира

Тема 1. Зарубежная Европа

Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия

Тема 3. Африка

Тема 4. Северная Америка

Тема 5. Латинская Америка

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы: 1. Составление картосхемы производительных связей стран Восточной Европы

2.Доказать наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере развитых стран

3.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран

4.Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии,  Африки, Латинской Америки (по выбору)

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

Тема 1.Глобальные проблемы человечества

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. (Республика Алтай)

Заключение  

Мир на пороге 21 века.


Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

10

Введение

1

Социально-экономическая география в системе географических наук.

1

1

01.09-03.09

Раздел 1. Общая характеристика мира

34

Тема 1 . Современная политическая карта мира

5

Политическая карта мира

1

1

01.09-03.09

Многообразие стран мира.

1

2

05.09-10.09

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

1

Государственный строй стран мира.

1

3

12.09-17.09

Обобщение по теме «Политическая карта мира»

1

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды

5

Взаимодействие общества и природы.

1

4

19.09-24.09

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

1

Земельные и водные ресурсы стран мира.

1

5

26.09-01.10

Биологические, климатические и рекреационные ресурсы.

1

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Обобщение по теме «География природных ресурсов»

1

6

03.10-08.10

Тема 3.География населения мира

6

Численность и воспроизводство населения.

1

6

03.10-08.10

Состав (структура) населения

1

7

10.10-15.10

Размещение и миграции населения

1

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений

1

8

17.10-22.10

Городское и сельское население.

Население и окружающая среда.

1

Обобщение по теме «Население мира»

1

9

24.10-29.10

Тема 4 .Научно-техническая революция и мировое хозяйство

5

Характеристика научно-технической революции.

1

9

24.10-29.10

Мировое хозяйство.

1

10

07.11-12.11

Воздействие НТР на мировое хозяйство.

1

Территориальная структура хозяйства и региональная политика.

1

11

14.11-19.11

Факторы размещения производительных сил

1

Тема 5.География отраслей мирового хозяйства

13

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность.

1

12

21.11-26.11

Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии.

1

Горнодобывающая промышленность, её значение и структура. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.

1

13

28.11-03.12

Особенности географии машиностроительной, химической, лесной и текстильной промышленности. Промышленность и окружающая среда.

1

Агропромышленный комплекс. Растениеводство.

1

14

05.12-10.12

Животноводство и рыболовство.

1

География транспорта мира. Сухопутный транспорт.

1

15

12.12-17.12

Водный и воздушный транспорт.

1

География международных экономических отношений. Открытая экономика и свободные экономические зоны.

1

16

19.12-24.12

Международная торговля.

1

Международный туризм. Непроизводственная сфера.

1

17

11.01-14.01

Обобщение «География отраслей мирового хозяйства»

1

Повторение пройденного материала

18

23.01-28.01

Раздел 2. Региональная характеристика мира.

( 31 час)

31

Тема 1. Зарубежная Европа

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Европы.

1

18

23.01-28.01

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства.

1

19

30.01-04.02

Хозяйство. Главные отрасли промышленности и их география. Сельское хозяйство.

1

Транспорт. Отрасли непроизводственной сферы

1

20

06.02-11.02

Географический рисунок расселения и хозяйства.

1

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

1

21

13.02-18.02

Тема 2. Зарубежная Азия

9ч.

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Азии.

1

21

13.02-18.02

Население: особенности воспроизводства, проявление демографического взрыва.

1

22

20.02-25.02

Хозяйство: уровень развития и международная специализация.

Основные типы сельского хозяйства. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

1

Субрегионы Зарубежной Азии

1

23

27.02-04.03

Хозяйство Китая: достижения и проблемы.

1

Япония: территория, границы, положение. Население. Значение Токио.

1

24

06.03-11.03

Хозяйство Японии – вторая держава мира по экономической мощи; причины экономического роста.

1

Индия: территория, границы, положение. Население. Общая характеристика хозяйства.

1

25

13.03-18.03

Обобщение по теме «Зарубежная Азия»

1

Тема 3. Австралия и Океания

1

Географическая картина Австралии и Океании. (сам-но)

1

26

27.03-01.05

Тема 4.Африка

4

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.

1

26

27.03-01.05

Хозяйство: место Африки в мире.

1

27

03.04-08.04

Деление Африки на субрегионы. Два укрупнённых субрегиона – Северная и тропическая Африка.

1

ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.

1

28

10.04-15.04

Тема 5. Северная Америка

7

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.

1

28

10.04-15.04

США: территория, границы, положение. Государственный строй. Население.

1

29

17.04-22.04

Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике.

1

География промышленности, с/хозяйство. Охрана окружающей среды.

1

30

24.04-29.04

Итоговая контрольная работа

1

Канада. Место в хозяйстве. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

1

31

01.05-06.05

Зачёт  по теме «Северная Америка»

1

Тема 6. Латинская Америка

4

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки.

1

32

08.05-13.05

Население: типы воспроизводства и проблемы с ним связанные.

1

Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития.

1

33

15.05-20.05

Макрорегионы Латинской Америки

1

Раздел 3. Глобальные проблемы человечества

1

Понятие о глобальных проблемах человечества.

1

34

22.05 – 31.05

РК

Заключение

1

Мир на пороге 21 века

1

34

22.05 – 31.05

РК – региональный компонент


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по географии для 10  класса

УМК: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10-11 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2009.

Составитель: Чибиеков А.Д.

Корректировка содержания

 записи

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР  

(дата, подпись)

Утверждено директор школы, (приказ от… №…, подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...