Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Чистякова Нина Михайловна

По учебнику Дронова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.-9kl-2017g.docx71.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 182»

Санкт-Петербург

Рассмотрено на заседании МО                                          

Естественнонаучного цикла                                        

Руководитель МО /__СемёноваН.Г_____________/             Протокол №___ от «__»_______20__г  

       

Согласовано  

Зам. Директора по УВР

/_РукавишниковаН.Н____________________/

«____»________ 20____ г  

 Утверждаю

 Директор ГБОУ СОШ №182

                    /__АдамовичВ.В__________________

                     

Приказ №____________от

«___»__________20____ г

Рабочая программа

по географии для 9 Б класса

на 2016 -2017  учебный год

Чистяковой Нины Михайловны

Учителя географии первой квалификационной категории

Санкт-Петербург

2016год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании ФГС - 2004г, примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень  Сборник нормативных документов География М., «Дрофа»,  

          Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2013 г .

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в  учебном плане

В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 182 на изучение географии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  • использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Творческие работы

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
  6. Описание народных помыслов Центральной России.
  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.
  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
  11. Народные промыслы Урала.
  12. Современные проблемы коренных народов Севера.
  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Учебно-тематический план

раздела

Наименование разделов

Всего часов

В том числе ПР

1.

Место России в Мире

4

2.

Население России

5

2

3.

Географические особенности экономики

3

4.

Межотраслевые комплексы России и их география

22

8

5.

Районирование России. Общественная география крупных регионов

29

9

6.

Россия в современном Мире

2

ИТОГО

65+3 (резерв)

19

Содержание тем курса

9 класс (68 часов)

Место России в мире (4 часа)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Учебные понятия:

Социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику поэтапного формирования территории России;
  • особенности проведения государственной границы;
  • достоинства и недостатки географического положения России;
  • структуру административно-территориального устройства;
  • принципы экономико-географического районирования;
  • особенности отраслевого состава народного хозяйства.

Умение определять:

  • особенности географического положения России;
  • особенности границ России;
  • специфические черты видов субъектов Федерации;
  • виды субъектов Федерации;
  • отличительные черты видов отраслей хозяйства;
  • положение экономических регионов, районов, зон России.

Тема 2. Население России (5 часов)

Содержание темы:

Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.

Учебные понятия:

Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.

Основные образовательные идеи:

  • Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.
  • Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.  
  • Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.
  • Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.  
  • Неравномерность размещения населения по территории России — следствие разнообразия природных условий.
  • Урбанизация — процесс развития городов.

Метапредметные умения:

  • выделение существенных признаков новых понятий;
  • работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами;
  • поиск дополнительные источники информации.
  • формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности динамики численности и воспроизводства населения;
  • направления и типы миграции;
  • особенности состава населения;
  • специфику распространения религий;
  • размещение населения;
  • особенности городского и сельского населения;
  • специфические черты рынка труда.

Умение определять:

  • параметры воспроизводства населения;
  • параметры миграционных процессов;
  • регионы с различными показателями миграции;
  • параметры, характеризующие состав населения;
  • регионы с преобладанием отдельных языков, религий;
  • параметры, характеризующие размещение населения;
  • районы концентрации сельского и городского населения;
  • размещение крупных городов;
  • перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов.

Тема 3-4. Географические особенности экономики.  Отрасли хозяйства России

 (25 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение.  Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт  и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Учебные понятия:

Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Основные образовательные идеи:

  • Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.

Метапредметные умения:

  • установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального);
  • анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства;
  • выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства;

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности структуры хозяйства;
  • особенности отраслей хозяйства;
  • видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;
  • взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;
  • географию отраслей хозяйства;
  • роль отраслей хозяйства в жизни государства.

Умение определять:

  • параметры структуры хозяйства;
  • факторы размещения хозяйства;
  • районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;
  • показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;
  • основные направления движения сырья и готовой продукции.

Тема 5. Районирование России (29 час)

Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.

Калининградская область — самая западная территория России.

Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.

Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия:

Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Основные образовательные идеи:

  • Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона — результат сочетания длительного исторического развития и  природных условий и ресурсов.
  • Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • оценивать работу одноклассников,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,
  • создавать объяснительные тексты
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности природы, населения и хозяйства регионов России;
  • особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;
  • особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Умение определять:

  • регион России по краткому описанию;
  • специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России;
  • особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.

Россия в мире (2 часа)

Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Основные образовательные идеи:

  • В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в системе мирового хозяйства, причем, эта роль менялась.
  • После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой продукции.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя,
  • планировать свою деятельность под руководством учителя,
  • выявлять причинно-следственные связи,
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений,
  • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
  • выслушивать и объективно оценивать другого,
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
  • особенности России на современном этапе социально-экономического развития.

Умение определять:

  • место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
  • перспективы социально-экономического развития России.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное  понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный  материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

•        выполнил работу без ошибок и недочетов;

•        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

•        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

•        не более двух грубых ошибок;

•        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух-трех негрубых ошибок;

•        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

•        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  2. Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно .Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Список литературы

Для учащихся

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2013 г .

2.Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  1. Дрофа, 2013 г .

Для учителя

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2013 г
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа . 2013г
  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
  4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ   9   КЛАСС

Дата

Тема урока

Основные элементы содержания.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Средства обучения

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.  Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации  и пограничные государства.  Давать характеристику экономическому, транспортно–географическому, геополитическому и эколого–географическому положению России.

Политическая карта, учебник

Фронтальный устный опрос

Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве

§ 1

2

Географическое положение и границы России.

Физическая карта  учебник

Фронтальный контроль

§ 2

В-4 письменно

3

Экономика и транспортно-географическое геополитическое и эколого –географическое положение России.

Физическая карта, учебник

 Письм. опрос  

§ 3

Ответы на вопросы

4

Государственная территория России.

Физическая карта, учебник

Фронтальный устный опрос

§ 4

вопросы

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России

Численность населения России. Особенности  воспроизводства российского населения  в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах  развития страны.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские  агломерации, их роль в жизни страны

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие  соотношение мужчин и женщин. Определять поло вой  и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны;  основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России.

учебник

Фронтальный опрос

§ 5

Ответы на вопросы

6

Численность и естественный прирост населения

Карта населения России, учебник

Фронтальный устный опрос

Пр.№ 1

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

§ 6

В-3 письменно

Сообщения о традициях религий.

7

Национальный состав населения

Карта народы России, ИКТ, учебник

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§ 7

Ответы на вопросы

Сообщения о  насил. миграц.

8

Миграции населения

Учебник, атлас

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

§ 8

9

Городское и сельское население.

Расселение населения.

Карта население России, учебник

Индивидуальный устный опрос

Тест

 Пр. № 2

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

§ 9

Города миллионеры

10

География основных типов экономики на территории России.

 Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

Таблица хозяйство России, учебник

Фронтальный устный опрос

§ 10

Вопросы и задания

11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

учебник

Фронтальный устный опрос

§ 11

Вопросы и задания

12

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики

Таблица хозяйство России, учебник, ИКТ

индивидуальный, фронтальный опрос

§ 12

Вопросы и задания

13.

Научный комплекс

Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; Что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь:  показывать на карте научные центры.

Учебник, ИКТ

Фронтальный устный опрос

§ 13

Вопросы и задания

14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития  страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения  в промышленности.

Карта машиностроение, учебник

§ 14

Вопросы и задания

15.

Факторы размещения отраслей машиностроения

Карта машиностроение, учебник

Фронтальный устный опрос. Работа с   учебником,таблицами.

Пр. № 3

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

§ 15

Вопросы и задания.

Сообщение

16.

География машиностроения

Карта машиностроение, ИКТ, учебник

Работа с табл. индивидуальный, фронтальный опрос. Тест

§ 16

Вопросы и задания

17.

Военно-промышленный комплекс

Учебник

Работа с табл. индивидуальный, фронтальный опрос

§ 17

Вопросы и задания

18.

Роль, значение и проблемы ТЭК

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребите лей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.

Карты топливная промышленность, электроэнергетика, ИКТ

Фронтальный опрос Тест: «ВПК. Машиностроение»

§ 18

Вопросы и задания

19.

Топливная промышленность.

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география  основных и перспективных районов добычи нефти, систем  газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

 Знать основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.

Составлять характеристику

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Карты топливная промышленность, учебник, ИКТ

  индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. № 4

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

§ 19

Вопросы и задания

20.

Электроэнергетика России

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Карта электроэнергетика, учебник

Работа с атласом, заполнение таблицы. Тест: «Угольная промышленность»

§ 20

Вопросы и задания.

к/к крупнейшие электростанции

21.

Состав и значение комплексов

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.

Учебник

Фронтальный опрос Тест: «ТЭК»

§ 21

Вопросы и задания

22.

Металлургический комплекс

Состав, место и значение в хозяйства

Карта металлургия, учебник

 Инд. и фронтальный опрос. Тест

§ 22

Вопросы и задания

23.

Факторы размещения предприятий  металлургического комплекса. Черная металлургия

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружаю щей среды.

Сопоставлять по картам географию месторождений  железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к  главные металлургические районы.

Карта металлургия, учебник, ИКТ

  индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. № 5

Составление характеристики одной из металлургических баз  по картам и статистическим материалам.

§ 23

Вопросы и задания

24.

Цветная металлургия

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Находить информацию об использовании в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

Карта металлургия, ИКТ, учебник

 Тестирование

Пр. № 6

Определение по картам  главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

§ 24

Вопросы и задания

25.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий  химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

Карта  хим. пром, ИКТ, учебник

  индивидуальный, фронтальный опрос

§ 25

Вопросы и задания

26

Факторы размещения химических предприятий.

Учебник, таблица

Фронтальный опрос

Пр. № 7

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

§ 26

Вопросы и задания

27.

Лесная промышленность

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок  и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факто ров размещения. Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.

Карта лесная пром., учебник, ИКТ

§ 27

Вопросы и задания

28.

Состав и значение АПК

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружаю щей среды.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

Атлас, учебник

  индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. № 8

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§ 28

Вопросы и задания

29.

Земледелие и животноводство

География основных отраслей земледелия и животноводства.

Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Атлас, учебник, ИКТ

Фронтальный опрос. Тест.

§ 29

Вопросы и задания

30.

Пищевая и легкая промышленность

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить при меры  предприятий своего края с указанием факторов их размещения.

Атлас, учебник, ИКТ

  индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. раб №9 Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности

§ 30

Вопросы и задания

31.

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот) Выявлять  преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Карта транспорт России, учебник

Фронтальный опрос

§ 31

Вопросы и задания

32.

Железнодорожный автомобильный транспорт

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.

Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и  автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю  ж/д и автомобильного транспорта в транспортной работе.

Карта транспорт России, учебник

   индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. раб 10 Заполнение таблицы «Виды транспорта» Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

§ 32

Вопросы и задания

33.

Водный и другие виды транспорта.

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.

Анализировать преимущества и недостатки морс кого и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных  бассейнов в работе транспорта.  Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.

Карта транспорт России, учебник

Фронтальный опрос

§ 33

Вопросы и задания

Сообщение «Услуги которыми я пользуюсь»

34.

Связь. Сфера обслуживания.

Роль, значение связи  в жизни страны. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

Знать значение терминов по теме. Уметь составлять  классификацию услуг.

Учебник

Тест: «Транспорт»

§ 34

Вопросы и задания

35.

Межотраслевые комплексы

Атлас, учебник

 .

Составить словарь терминов

36

Районирование

территории

России

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте районы России.

Политико-административная карта, учебник

  индивидуальный, фронтальный опрос

§ 35

Вопросы и задания

37

Общая характеристика

Европейской России.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных

этапов ее освоения

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных

Физическая карта, учебник

Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет

§ 36

Вопросы и задания

38

Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

Карта Центральная Россия,  учебник

  индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 11 Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

§ 37

Вопросы и задания

39

Население и главные черты хозяйства

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы

Карта Центральная Россия,  учебник

  индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 38

Вопросы и задания

Индив. задания

40

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва -крупнейший транспортный узел.

Карта Центральная Россия,  учебник

§ 39

Вопросы и задания

41

Географические особенности областей Центрального района.

Карта Центральная Россия,  учебник

  индивидуальный и фронтальный опрос.

§ 40

Вопросы и задания

42

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

Оценивать влияние природы  на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять  описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.

Карта Центральная Россия. ИКТ

Работа   картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 41

Вопросы и задания

43

Северо-Западный район

Карта Центральная Россия,  учебник. ИКТ

Работа с   картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 12 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района

§ 42

Вопросы и задания

44

Центральная Россия

Карта Центральная Россия

Работа по группам

45

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутри государственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разно образных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Карта Европейский Север. ИКТ

Работа с  й картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 43

Вопросы и задания

46

Население Европейского Севера

Карта Европейский Север. ИКТ

Работа с  картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пр. р. № 13 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

§ 44

Вопросы и задания

47

 Хозяйство  Европейского Севера

Карта Европейский Север,  учебник. ИКТ

Работа с  картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 45

Вопросы и задания

48

Географическое  положение, природные условия и ресурсы.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. На селение: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Карта Северный Кавказ. ИКТ

Работа с  картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 46

Вопросы и задания

49

Население Северного Кавказа.

Карта Северный Кавказ. ИКТ

§ 47

Вопросы и задания

50

Хозяйство Северного Кавказа

Карта Северный Кавказ, ИКТ

Тест

§ 48

Вопросы и задания

51

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный при рост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и эко логические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Карта Поволжье. ИКТ

Работа с   картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 14 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

§ 49

Вопросы и задания

52

Население  Поволжья

Карта Поволжье

Работа с   картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 50

Вопросы и задания

53

Хозяйство Поволжья.

Карта Поволжье, ИКТ

§ 51

Вопросы и задания

54

Урал. географическое положение, природные условия и ресурсы

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Определять  наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Карта Урала.  ИКТ

Работа с   картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пр. р. № 15 Составить характеристику района

§ 52

Вопросы и задания

55

Население  Урала

Карта Урала

Учебное исследование по картам, решение географических

задач

§ 53

Вопросы и задания

56

Хозяйство Урала

Карта Урала, ИКТ

Пр. р. № 16 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации Урала.

§ 54

Вопросы и задания

57

Западный макрорегион

Работа со словарем

58

Общая характеристика

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России.

Атлас, учебник

Работа с   картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 55

Вопросы и задания

59

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные  связи и закономерности размещения географических объектов

Атлас,  учебник

Работа    картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 56

Вопросы и задания

60

Западная Сибирь

Карта Западная Сибирь, ИКТ,  учебник

 индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пр. р. № 17 Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

§ 57

Вопросы и задания

61

Восточная Сибирь

Карта Восточная Сибирь, ИКТ

Работа с   картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 18 Характеристика одного из ТПК Восточной Сибири

§ 58

Вопросы и задания

62

Дальний Восток

Карта Дальний Восток, ИКТ

Работа с  картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест «Дальний Восток»

Пр. р. № 19 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых центров Дальнего Востока

§ 59

Вопросы и задания

Сообщение

63

Экономические районы России

§ 60

Вопросы и задания

64

Россия в современном мире

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Оценивать по статистическим  данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.

Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия  России

Конспект. Презентации.

Конспект

Презентация

65

Объекты мирового и культурного наследия  России

66-68

Резервные уроки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...