Экологическое воспитание
статья по географии (7 класс) на тему

Цыбрина Лариса Анатольевна

Данное выступление повествует об экологической направленности работы классного руководителя в работе сельской школы. 

В работе представлен опыт работы экологической студии "Ноосфериум".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугаровская СОШ»

Выступление Цыбриной Ларисы Анатольевны

на районном семинаре  (март 2016 г.)

Тема: «Экологическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности.

Слайд 1:Экологическое воспитание в системе работы классного руководителя.

 Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и тут же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери.

     Наш мир – это наш дом. Чтобы жизнь наших потомков в нашем доме была светлой в будущем, необходимо позаботиться об этом уже сейчас.

Слайд 2: В обществе становятся все больше популярными идеи об эко жизни. Что это такое эко жизнь?

     В первую очередь это гармония человека с природой. То есть, если человек берет что-то на свои нужды, то он должен в последствие отдать это нашей планете.

     Основные принципы эко жизни: должны помочь нашей планете и защитить ее и нас от дальнейшего вымирания.    

Слайд 3: В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.

     Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным и в работе классного руководителя.  

Слайд 4: Задача классного руководителя состоит не столько в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, а способствовать осознанию обучающимися значимости своей практической помощи природе.

Слайд 5: В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Однако стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно.

     Необходимы другие формы и методы работы.

Слайд 6: Прежде всего, это воспитательная работа классного руководителя.

Существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

- развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;

- эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;

- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

     Экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Слайд 7: В нашей школе в течение многих лет, с 2001 года,  работает экологическая студия “Ноосфериум”. Это творческий коллектив  школьников, сочетающий в своей работе учебную, опытно-экспериментальную, природохранную и практическую деятельность.

Слайд 8: Основная цель работы студии - это получение знаний, для улучшения качества жизни, и развитие умений разумного поведения в окружающей среде. В настоящее время студия работает по программе “От экологии души к экологии пространства”.

Слайд 9: Руководителем студии являюсь я, Цыбрина Лариса Анатольевна. Я – учитель географии и классный руководитель 7 класса.

Слайд 10: На занятиях студийцы занимаются изучением воды, воздуха, почвы в посёлке, на пришкольной территории и экологической тропе, проложенной в близлежащем лесном массиве. Участвуют в однодневных полевых экспедициях.  Информация, собранная студийцами для проектов, имеет социальную значимость.  Акции, проводимые студией,  имеют практическую направленность.

Слайд 11: Работа по экологическому воспитанию и образованию не должна ограничиваться рамками кружка или студии. Важно информировать как можно больше людей: учащихся школы, педагогов, родителей, общественные организации.  Студийцы проводят социологические опросы жителей посёлка, выпускают агитационные листки.      

Слайд 12: Ежегодно участвуем в районных экологических слетах. Проводим экологические уроки и мастер-классы для ребят из других школ. Делимся при этом своими знаниями по экологии.

Слайд 13: Учебно-практические  экспедиции  в полевых условиях в рамках летнего трехдневного эколагеря проходят ежегодно  в июне. С удовольствием ребята после завершения учебного года участвуют них.

Слайд 14: Подготовка к проведению Акции «Птичья столовая» и «Покорми птиц зимой» начинается как правило в ноябре каждого года и длится в течении всего зимнего периода.

Слайд 15: В рамках Акции «Сохраним окружающую среду» студийцы убирают территории как прудов поселка, так и поймы других рек нашего Ступинского района.

Слайд 16: Совместно с лесничествами района: Малинского и Ульяновского  и под их руководством помогаем высаживать ели и елки.

Слайд 17: Студийцы делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся регионального и муниципального уровня.

Слайд 18: Ежегодно, в апреле, мы делимся своими небольшими достижениями и опытом работы по экологии на Фестивалях экологических студий.  

Слайд 19: В рамках учебно-практических экспедиций мы учимся тушить пожары в природных условиях. Опытные работники лесничеств проводят для нас практические занятия по теме: «Лесохозяйственная деятельность».

Слайд 20: А еще мы выступаем  агитбригадой перед младшими школьниками. Проводим к Дню Земли круглые столы и диспуты.

Слайд 21: Возвращаясь к экологическим акциям, мы озеленяем нашу пришкольную территорию, сажая деревья и кустарники.

Слайд 22: Убираем лесные массивы, как у школы так и на территории поселка.

Слайд 23: В сентябре 2015 года в нашем районе проходила Акция « Наш лес, Посади свое дерево». На месте вырубленного лесного массива вблизи села Ивановское мы с ребятами внесли свой вклад, сажали сосны.

Слайд 24: Экологическая студия выпускает газеты и коллажи, где отражает свою природоохранную деятельность.

Слайд 25: Наша программа “Научно-практическая и природоохранная деятельность учащихся в рамках работы школьной экологической студии “Ноосфериум”,  открывает широкие возможности для деятельности учителей-предметников, классных руководителей, организаторов внеклассной работы. Актуальность проекта: XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учётом идеи гуманизации и экологизации .  Экологические знания, в виде теории, полученные на уроках, в студии и внеклассных занятиях, не всегда становятся социально значимыми в практической жизни. Поэтому в  школе,  наряду с теоретическими занятиями проводится практическая работа. И эта  экологическая деятельность учащихся даёт положительные результаты сразу в двух направлениях: в воспитании и образовании и в оздоровлении природной среды и самих учащихся.

Слайд 26: Проект “Научно-практическая и природоохранная деятельность учащихся в рамках работы школьной экологической студии “Ноосфериум” имеет социальный, краеведческий и педагогический аспекты.

 Цель проекта: Развитие способностей юного гражданина жить и творить в окружающей среде своей местности в условиях перехода к устойчивому развитию, на основе усвоения общечеловеческой культуры в процессе учебной и социальной деятельности.

Слайд 27: Задачи проекта:

1. Воспитать активных и ответственных граждан посредством включения учащихся в практическую деятельность.

2. Помочь школьникам использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения .

3. Расширить участие детей в научно-практической деятельности способствующей профессиональному определению, овладению ключевыми компетентностями для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

4. Заложить основы общественного поведения в интересах устойчивого развития как стиля жизни через повседневные поступки каждого человека с учётом национальных традиций.

Слайд 28: Ожидаемые результаты от реализации проекта: повышение уровня экологического воспитания, образования и информирования населения в рамках программы “Экология Ступинского муниципального района». То, что делает коллектив учащихся, коллектив студии - это всего лишь малая частица в деле экологического воспитания и образования. Экология – та уникальная область, где каждый человек, будь он водителем, продавцом, просто отдыхающим туристом в лесу, сам принимает решения, как ему вести себя в окружающем мире. Таким образом, внеклассная работа дает большие возможности для формирования экологического сознания школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...