Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Масштаб".
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Кобзева Марина Алексеевна

Послушайте сказку. Чтение сказки про карту в масштабе 1:1 и определите проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masshtab.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Введение понятия масштаб. Целеполагание

Учитель:  Послушайте сказку. Чтение сказки про карту в масштабе 1:1 и определите проблему.

Жил-был Капризный Король. Однажды, объехав своё королевство, он увидел, как велика и прекрасна его земля. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены высокие горы, крупные города и большие озёра и реки.

Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только высокие горы, и крупные города, но и более мелкие. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.
Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но тогда Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки. Картографы рисовали все новые и новые карты. Короли менялись, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной.

Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.

Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.

Учитель:  Ребята, кто может сформулировать проблему поставленную королем для картографов?

Учащиеся: Высказывают предположения. Как изобразить большую территорию на листе бумаги.

Учитель:  Почему картографы не могли выполнить задание короля?

Учащиеся: Территория большая, а формат карты маленький.

Учитель:  Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всё королевство на карту?

Учащиеся: Уменьшить карту или увеличить лист бумаги.

Учитель:  При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает нам в этом .....

Учащиеся: Масштаб

Учитель:  Итак, открываем тетради и записываем число и тему урока (Слайд 1)

Масштаб и его виды 21.01.2015

Учитель:  А что бы вы хотели узнать о масштабе? Сформулируем цели урока, и в этом вам поможет рубрика «Вы узнаете» в учебнике на стр. 52

Учащиеся: Говорят цели и задачи

1. Что такое масштаб.

2. Что показывает масштаб и каковы виды его записи.

3. Как измерять расстояния с помощью масштаба.

Учитель:  Может кто-то уже знает, что такое масштаб?

Учащиеся: Высказывают предположение. На интерактивной доске составляют из слов определение масштаб и записывают в тетрадь. (Слайд 2)

Масштаб - это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности. (Записывают его в тетрадь)

Учитель:  Глобусы, планы, карты, аэрофотоснимки и космические снимки объединяет то, что они представляют собой уменьшенные изображения земной поверхности. Уменьшение выражают с помощью масштаба, т.е отношения двух чисел.

Учитель:  А что показывает масштаб? Найдите ответ в учебнике на стр.52 § 14

Учащиеся: Масштаб на плане, карте, глобусе показывает, во сколько раз длина каждой линии уменьшена по сравнению с ее действительной длиной на местности.

3. Актуализация знаний (математика)

Любое новое знание опирается на имеющееся

Какие единицы длины вы знаете?

С помощью чего измеряют расстояние?

Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку: (Слайд 3)

а) 1мм;1см;... (1дм;1м;1км)

б) 1км=1000м=... (10000дм=100000см=1000000мм)

Учитель: Молодцы, эти знания нам пригодятся для дальнейшей сегодняшней работы.

4. Открытие нового знания.

Учитель:  Масштаб указывают на любых видах изображения Земли. Его изображают разными способами: цифрами, словами и в виде линии, разделенной на сантиметры.

Учитель:  Прочитайте текст на стр. 53 п.14, и узнайте, какие виды масштаба существуют и как они записываются

Учащиеся: Учащиеся определяют виды записи масштаба, заполняют схему в тетрадях, а один учащийся у доски. (слайд 4,5)

Карта - главный помощник в нашей науке. Чтобы составить ее, необходимо провести точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы затем перенести их на бумагу, эти расстояния надо уменьшить в определенное количество раз. Это число называют масштабом и его обязательно записывают сверху или внизу у каждой карты. Это - ее главный секрет и загадка.

Учитель:  А чтобы убедится в этом, откройте атласы и посмотрите, каков масштаб карты полушарий, России? Прочитаем его вслух.

Учащиеся: Зачитывают масштаб карты (1: 100 000 000) или в 1 см- 1000км

Учитель:  Молодцы, вы справились с заданием, и теперь знаете, чем отличаются виды масштаба.

Учитель:  На земной поверхности расстояния чаще всего измеряются в метрах или километрах. Поэтому нужно уметь переводить численный масштаб в метровое или километровое измерение. Предлагаю посмотреть правило перевода численного масштаба в именованный (электронный учебник).

Учитель: Записывает схематично у доски

Учитель: Давайте потренируемся?

Учитель: Скольким метрам или километрам на земной поверхности соответствует 1 см на карте при масштабе 1:80 000; 1:20 000 000? (слайд 6)

Учитель: А кто знает, для чего используется, линейный масштаб?

Учащиеся: Выдвигают версии. (Измерять расстояние)

Учитель: Правильно, применение масштаба позволяет проводить измерения расстояний между географическими объектами.

Учитель: Ребята, а кто-то знает, как можно это сделать? И в этом вам поможет учебник на стр. 53-54

Учащиеся: Удобнее всего определять его с помощью циркуля. Для этого необходимо циркулем зафиксировать длину интересующего нас отрезка на карте. Затем циркуль следует приложить к линейному масштабу. Так без вычислений определяется длина отрезка на местности.

Учитель: Определим расстояние от населенного пункта Елагино до сарая. (слайд 7)

Учащиеся: 500 метров

Учитель: Работа с картой Тюменской области на слайде. Определение расстояния от г. Тюмени до г. Тобольска (слайд8, 9). Вместе с учителем

5. Закрепление материала

Учитель:  А теперь вы работаете в парах, выполняя практическую работу.

Учащиеся: Выполняют работу в парах и результаты проговаривают вслух и записывают у доски (слайд 10,11,12)

Учитель:  Оценивает учащихся за работу на уроке (за фронтальную работу и некоторых учащихся за практическую), остальные учащиеся сдают тетради учителю

6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель:  С каким понятием вы сегодня работали?

Какую цель мы ставили на уроке?

Вы достигли поставленной цели?

На каком уроке вам пригодится это понятие? (слайд 13)

Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”.

Будем этому учиться! Спасибо за урок

Домашнее задание: (слайд 14)

1. Теоретическая часть § 14, выучить определение масштаб 2. Практическая часть: Измерьте длину и ширину своей комнаты, начертите в тетради её план в масштабе 1: 100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...

Конспект урока по географии в 6 классе по теме "Ветер" с учетом требований современного урока

Данный урок разработан в соответствии с требованиями современного урока и ФГОС второго поколения....

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...