Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | Приветствие. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Здравствуйте ребята. | Приветствуют учителя |
2.Повторение изученного материала | Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете? 1.На ноге стоит одной, Кружит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны (Глобус) Дайте определение понятиям: 1.Что такое глобус? 2.Что такое аэрофотоснимок? 3.Что называется планом местности? 4.Что такое географическая карта Оцените свои знания | Отвечают на вопросы Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности. Глобус – объемная модель Земли. Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов. План местности – чертеж, небольшого участка поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков Ставят оценки в карту оценки знаний |
3.Актуализация знаний | 1.Посмотрите на физический глобус, о чем он нам может рассказать? 2. Откройте атлас на стр.6-7 3.О чем нам может рассказать карта полушарий? 4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы. - У кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы) - Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы? Вы можете доказать, что выполнили задание правильно? - Что вы не можете сделать? ( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы) Учитель: Какая же тема нашего урока. Тема урока: Параллели и меридианы. Слайд1. На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы? Слайд.2 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? | О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и тд. Открывают карту полушарий О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и т .д. ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы) мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы) Записывают тему урока в тетрадь- Параллели и меридианы 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах ? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? |
4.Изучение нового материала | 1.Что такое параллели? Слайд.3,5 Работа с текстом и с глобусом Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы в виде таблицы(См. в приложении) Слайд.4 1 группа – Что такое меридианы? Слайд 6. – Как они выглядят? - В какие стороны горизонта направлены –Длина меридианов. -Как называется главный меридиан, на какие полушария он делит земной шар? 2 группа – Что такое параллели? – Как они выглядят на глобусе -Длина параллелей. -Самая длинная параллель, ее длина -На какие полушария делит Землю экватор? -В какие стороны горизонта направлены Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл. Учитель дополняет, задает вопросы .Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор. Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам Учитель: Что вы узнали о меридианах Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному. Меридианы – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину. | Работа в группах Заполнение таблицы (Прил.) Работают с информацией представленной учителем Работа с текстом и с глобусом Учебник стр.48-49 Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли Все меридианы представляют собойполуокружности Север-юг Одинаковая и равна 20005 км Начальный, Гринвичский, западное и восточное полушарие Линии, проведенные параллельно экватору Это окружности… Разная Экватор,40076км Северное и южное Запад-восток Зачитывают данные таблицы Зачитывают данные таблицы |
5.Физминутка | На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! | Музыкальная «Две руки» |
6.Изучение нового нового материала (продолжение) | Мои географические исследования Стр.49 учебника 1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе? 2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России? 3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира 4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе. 5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов. Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты Работа с к - картами и картами атласа. Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы? Учитель:Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы. Определение направлений по меридианам и параллелям. Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии. По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта. Задание 5.тр.стр.25. Оцените свою работу Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат) А что такое координата? Сколько паралеллей и меридианов можно провести через одну точку? | Работа с картами атласа стр.6-7,10-11 На глобусе – дуги равной длины На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на карте России форму лучей Экватор на глобусе –окружность. А на карте полушарий и мира -прямая линия На глобусе параллели окружности , а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги Электронное приложение к учебнику Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7,10-11 Подписать на к-к значение параллелей и меридианов Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат) Учащиеся: Параллели – запад, восток. Меридианы – север, юг. Выполняют задания в тетради тренажере .Задание 5.тр.стр.25. Заполнение карты оценки знаний Стр.49 учебника читают Положение точки на плоскости Рис.2.30 Один меридиан и одна параллель |
7.Обобщение и систематизация знаний | Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны Пролегли(меридианы) Старший среди них - экватор, И от севера до юга Эти линии, ребята, Параллельны все друг другу. Догадаться вы сумели, Что же это?..(параллели) Слабым ученикам географический диктант, сильным тест из электронного приложения к учебнику Географический диктант (краткие ответы на вопросы) - Полуокружности, соединяющие географические полюса называют ...
- Линии, проведенные параллельно экватору называют …
- Отсчет параллелей ведется от …
- Отсчет меридианов ведется от …
- Параллели и меридианы образуют …
| Отвечают на вопросы Выполняют задания диктанта и теста Взаимопроверка |
8.Домашнее задание | Учитель комментирует домашнее задание. Учащиеся осознано записывают дом задание - Параграф 18
- ТР. Стр.20 (12-13),стр.24 (3)
- К-к стр.4-5
- Тест электронное приложение
| Осознанно записывают домашнее задание |
9.Подведение итогов урока | 1.Какие цели мы ставили 2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы? | Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке. |