Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Параллели и меридианы".
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Кобзева Марина Алексеевна

Определение координат. Параллели и меридианы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paralleli_i_meridiany.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Приветствие. А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Здравствуйте ребята.

Приветствуют учителя

2.Повторение изученного материала

Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете?

1.На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (Глобус)

Дайте определение понятиям:

1.Что такое глобус?

2.Что такое аэрофотоснимок?

3.Что называется планом местности?

4.Что такое географическая карта

Оцените  свои знания

Отвечают на вопросы

Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.

План местности – чертеж,  небольшого участка  поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков

Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков

Ставят оценки в карту оценки знаний

3.Актуализация знаний

1.Посмотрите на  физический  глобус, о чем он нам может рассказать?

2. Откройте атлас на стр.6-7 

3.О чем нам может рассказать карта полушарий?

4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы) 

Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?

 Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?

- Что вы не можете сделать?

( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Учитель: Какая же тема нашего урока.

Тема урока: Параллели и меридианы.

Слайд1.

На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы?

Слайд.2

1.Что  такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на  глобусе и картах?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

 

О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и тд.

Открывают карту полушарий

О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и т .д.

( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Записывают тему урока в тетрадь- Параллели и меридианы

1.Что  такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на глобусе и картах ?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

4.Изучение нового материала

1.Что такое параллели? Слайд.3,5

Работа с текстом и  с глобусом

Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы  в виде таблицы(См. в приложении) Слайд.4

1 группа

– Что такое меридианы? Слайд 6.

– Как они выглядят?

- В какие стороны горизонта направлены

–Длина  меридианов.

-Как называется главный меридиан, на какие полушария он делит земной шар?

2 группа

– Что такое параллели?

–  Как они выглядят на глобусе

-Длина  параллелей.

-Самая длинная параллель, ее длина

-На какие полушария делит Землю экватор?

-В какие стороны горизонта направлены

Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл.

Учитель дополняет, задает вопросы

.Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам

Учитель: Что вы узнали о меридианах

Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.

Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину.

Работа в группах

Заполнение таблицы (Прил.)

Работают с информацией представленной учителем

 Работа с текстом и  с глобусом

 

 Учебник стр.48-49

Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли

Все меридианы представляют собойполуокружности

Север-юг

 Одинаковая и равна 20005 км

 Начальный, Гринвичский, западное и восточное полушарие

Линии,  проведенные параллельно экватору  

Это окружности…

Разная

Экватор,40076км

Северное и южное

Запад-восток

 Зачитывают данные таблицы

 

 Зачитывают данные таблицы

5.Физминутка

На ноге стоит одной,
  Крутит-вертит головой.
  Нам показывает страны,
  Реки, горы, океаны.
  Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

Музыкальная  «Две руки»

6.Изучение нового нового материала

(продолжение)

 Мои географические исследования

Стр.49 учебника

1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе?

2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России?

3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира

4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе.

5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России

Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях

Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов.

Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты

Работа с к - картами и  картами атласа.

Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы?

Учитель:Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы.

Определение направлений по меридианам и параллелям.

Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии.

По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта.

Задание 5.тр.стр.25.

Оцените свою работу

Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

А что такое координата?

Сколько паралеллей и меридианов можно провести через одну точку?

Работа с  картами атласа стр.6-7,10-11

На глобусе – дуги равной длины

На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на карте России форму лучей

Экватор на глобусе –окружность. А на карте полушарий  и мира -прямая линия

На глобусе параллели окружности , а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги

Электронное приложение к учебнику

Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь

К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7,10-11

Подписать на к-к  значение  параллелей и меридианов

 Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

Учащиеся: Параллели – запад, восток.

Меридианы – север, юг.

Выполняют задания в тетради тренажере .Задание 5.тр.стр.25.

Заполнение карты оценки знаний

Стр.49 учебника читают

Положение точки на плоскости

Рис.2.30

Один меридиан и одна параллель

7.Обобщение и систематизация знаний

Глобус весь пересекают, 
Сходятся на полюсах. 
Постепенно подвигают 
Стрелки на любых часах. 
Через сушу, океаны 
Пролегли(меридианы)

Старший среди них - экватор, 
И от севера до юга 
Эти линии, ребята, 
Параллельны все друг другу. 
Догадаться вы сумели, 
Что же это?..(параллели) 

Слабым ученикам географический диктант, сильным  тест из электронного приложения к учебнику

 Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют ...
  2. Линии,  проведенные параллельно экватору называют …
  3. Отсчет параллелей ведется от  …
  4. Отсчет меридианов ведется от …
  5. Параллели и меридианы образуют  …

Отвечают на вопросы

Выполняют задания диктанта и теста

Взаимопроверка

8.Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание.

Учащиеся осознано записывают дом задание

  1. Параграф 18
  2. ТР. Стр.20 (12-13),стр.24 (3)
  3. К-к стр.4-5
  4. Тест электронное  приложение

Осознанно записывают домашнее задание

9.Подведение итогов урока

1.Какие цели мы ставили

2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?

 Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.

                  

Вопросы

Меридианы

Вопросы

Параллели

– Что такое меридианы?

– Что такое параллели?

– Как они выглядят на глобусе?

–  Как они выглядят на глобусе

- В какие стороны горизонта направлены

-В какие стороны горизонта направлены

–Длина  меридианов.

-Длина  параллелей.

-Как называется главный меридиан,

Самая длинная параллель, ее длина?

На какие полушария он делит земной шар

-На какие полушария делит Землю экватор?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Урок ФГОС 5 класс "Параллели и меридианы",презентация у уроку

Урок  ФГОС погеогафии в 5 классе по теме "Параллели и меридианы"5 класс...

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...

Конспект урока по географии в 6 классе «Атмосфера» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Предмет: география Класс: 6Тема урока: Атмосфера и ее состав. Значение атмосферы.урока по теме: урок № 1 в теме «Атмосфера» Цель: сформировать представление об атмосфере, её гран...