рабочая программа по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иогачская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

Заместитель директора

по УВР _____ Е.П. Сорокина

Директор _________А.Д.Чибиеков

Протокол от __ ______ 2016 г.

№ __

Протокол от __ _____ 2016 г.

№ __

Приказ от __ ________2016 г.

№ __

Рабочая программа

(базовый уровень)

по географии

для 8 а, б классов

Составитель:

Чибиеков Андрей Данилович,

(соответствие занимаемой должности)

Иогач

2016


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по географии, утвержденого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Используемый УМК

  1. Учебник: 1. Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа, 2001.
  2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008.

Целью изучения географии в 8 классе является освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

Задачи:

  1. формировать способность и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни,
  2. учить самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

В учебном плане МОУ «Иогачская СОШ» на изучение географии отводится два часа в неделю, 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения географии в 8 классе

Предметные:

Выпускник 8 класса научится понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Выпускник 8 класса получит возможность научиться:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Разделы

Количество часов

Введение.

5

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

24

Раздел 2. Природные комплексы России

32

Раздел 3. Человек и природа

7

Итого.

68

Введение

Источники географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Россия на карте часовых поясов. Морские и сухопутные границы, недра, континентальный шельф и экономическая зона. РК: История освоения и изучения территории России, границы республики Алтай.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

Геологическое строение, рельеф, и полезные ископаемые.

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Климат и климатические ресурсы

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход,  годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

 Почва и почвенные ресурсы 

Почвы и почвенные ресурсы России. Факторы образования почв. Размещение основных видов почв. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

 Растительность и животный мир 

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.

 Природно-хозяйственное районирование 

Природные и антропогенные ПТК. Моря как крупные ПК Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

 Особенности природы Республики Алтай

Географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, географическое районирование РТ.

Раздел 2. Природные комплексы России

Природные регионы России. Специфика природы: геологическое строение и рельеф ,климат, природные зоны  и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.

Раздел 3.  Человек и природа.

Природные условия и ресурсы. Республика Алтай. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России.


Календарно-тематическое планирование 8 а, б класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

(Неделя)

Факт

8 а

8 б

Введение (5 ч)

Что изучает география России.

1

1

01.09-03.09

Россия  на карте мира.

1

Границы России.

1

2

05.09-10.09

РК

Россия на карте часовых поясов.

1

РК

Самостоятельная работа по теме. Россия на карте мира.

1

3

12.09-17.09

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (24 ч)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 ч)

Особенности  рельефа России.

1

3

12.09-17.09

Геологическое строение  территории России

1

4

19.09-24.09

Минеральные ресурсы России. 

1

Развитие форм  рельефа.

1

5

26.09-01.10

Антропогенное воздействие на рельеф.

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 ч)

Климат России. Солнечная радиация.

6

03.10-08.10

Типы климатов России

Агроклиматические ресурсы, жизнь человека.

7

10.10-15.10

Зависимость человека от климата.

Самостоятельная работа по теме. Климат и климатические ресурсы.

8

17.10-22.10

Обобщающий урок по теме

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 ч)

Разнообразие внутренних вод России.

9

24.10-29.10

Болота, озера, реки, водохранилища, подземные воды, многолетняя мерзлота

Водные ресурсы.

10

07.11-12.11

Стихийные явления, связанные с водами.

Обобщающий урок по теме. Внутренние воды и водные ресурсы.

11

14.11-19.11

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (4 ч)

Почва - особый компонент природы.

Образование почв, их разнообразие.

11

14.11-19.11

Типы почв России. Закономерности распространения почв.

12

21.11-26.11

Почвенные ресурсы  России.

Особенности почв своего региона и своей местности.

13

28.11-03.12

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч)

Растительный и животный мир России

13

28.11-03.12

Животный мир России

14

05.12-10.12

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Природно-ресурсный потенциал России

15

12.12-17.12

Раздел 2. Природные комплексы России (32 ч)

Тема 1. Природное районирование (6 ч)

Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России.

15

12.12-17.12

Моря как крупные природные комплексы. Практическая работа № 1 «Характеристика моря России (по выбору)»

16

19.12-24.12

Природные зоны России

Природные зоны России

17

11.01-14.01

 Высотная поясность. Практическая работа № 2

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

 Природная зона своей местности, её экологические проблемы. Обобщение знаний по теме

18

23.01-28.01

Тема 2. Природа регионов России (19 ч)

Русская равнина – общая характеристика.

18

23.01-28.01

Климат и внутренние воды Русской равнины.

19

30.01-04.02

Природные ресурсы и комплексы Памятники природы

Проблемы рационального использования

20

06.02-11.02

Северный Кавказ. Своеобразие природы.

Природные комплексы Северного Кавказа.

21

13.02-18.02

Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу.

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы.

22

20.02-25.02

Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская низменность: особенности природы.

23

27.02-04.03

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

24

06.03-11.03

Природные районы Восточной Сибири.

Жемчужина Сибири – Байкал.

25

13.03-18.03

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы.

26

27.03-01.05

Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин,

Курильские острова.

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

27

03.04-08.04

Итоговая контрольная работа

Тема 3. Природа Республики Алтай (7 часов)

ГП Республики Алтай.

Практическая работа № 3 «Составление характеристики ГП республики»

28

10.04-15.04

РК

Особенности рельефа и полезные ископаемые

РК

Климат Республики Алтай

29

17.04-22.04

РК

Внутренние воды и использование их человеком

РК

Почвы области. Растительные зоны

30

24.04-29.04

РК

Орография

РК

Животный мир. Экологические проблемы.

31

01.05-06.05

РК

Раздел 3. Человек и природа (7 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Практическая работа № 4

«Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»

31

01.05-06.05

РК

Антропогенные воздействия на природу.

Практическая работа № 5

«Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

32

08.05-13.05

РК

Рациональное природопользование.

Практическая работа № 6

«Природные уникумы России» (составление карты)

Население и природные условия республики

33

15.05-20.05

РК

Экологическая ситуация в России, в своей республике (мониторинг).

РК

Обобщающий урок

34

22.05 – 31.05

РК

Обобщающий урок

РК – региональный компонент


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по географии для 8 а  класса

УМК:

1. Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа, 2001.

2. А.М. Маринин География Республики Алтай.:,2009

Составитель: Чибиеков А.Д.

Корректировка содержания

№ записи

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР  

(дата, подпись)

Утверждено: директор школы, (приказ от… №…, подпись)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год

рабочей программы по географии для 8  б  класса

УМК:

1. Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа, 2001.

2. А.М. Маринин География Республики Алтай.:,2009

Составитель: Чибиеков А.Д.

Корректировка содержания

№ записи

Номер урока, требующего корректировку

Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки

Согласование с зам. директора по УВР  

(дата, подпись)

Утверждено: директор школы, (приказ от… №…, подпись)