Рабочая программа 8 класс география
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Сат Чаяна Орлановна

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии в 8-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

•        Закона Российской Федерации «Об образовании» № 271 от 29.12.2012 г.;

•        Приказа Минобразования России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089;

•        Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУ СОШ № 64;

•        Учебного плана МБОУ СОШ № 64 на 2013-2014 учебный год;

•        Программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы Составитель Овсянникова Е.В .- 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа. 2009

•        Требований к уровню подготовки учащихся 8 класса

•        Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•                      освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

•                      овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

•                      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

•                      воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

•                      формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

—                 познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

—                 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

—                 ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

—                 соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

1.     Общая характеристика предмета.

География России. Природа - общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

2.     Место географии в учебном плане.

На изучение курса «Природа России» в учебном плане отводится 68 часов, по 2 часа в неделю. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

3.     Содержание учебного предмета.

1.                  Введение -1 час

Что изучает физическая география России?

2.                  Пространство России- 6 часов

Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы.

3.                  Рельеф и недра России - 8 часа

Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

4.                  Климат и климатические ресурсы - 8 часов.

Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы.

5.                  Внутренние воды и водные ресурсы - 6 часа.

Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.

6.                  Почва и почвенные ресурсы - 2 часа.

Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.

7.                  Растительный и животный мир - 2 часа.

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.

8.                  Природное районирование - 4 часов.

Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

9.                  Крупные природные районы России - 22 часа

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока.

Природные комплексы России.

10.               Человек и природа - 6 часов.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

11.               Повторение - 3 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx63.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии в 8-х классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» № 271 от 29.12.2012 г.;
  • Приказа Минобразования России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089;
  • Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования МБОУ СОШ № 64;
  • Учебного плана МБОУ СОШ № 64 на 2013-2014 учебный год;
  • Программы И.И.Бариновой и В.П.Дронова из сборника Программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы Составитель Овсянникова Е.В .- 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа. 2009
  • Требований к уровню подготовки учащихся 8 класса
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  •  освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  •  овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  •  воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  •  формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  •  познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  •  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  •  ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  •  соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
  1. Общая характеристика предмета.

География России. Природа - общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

  1. Место географии в учебном плане.

На изучение курса «Природа России» в учебном плане отводится 68 часов, по 2 часа в неделю. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

  1. Содержание учебного предмета.
  1.  Введение -1 час

Что изучает физическая география России?

  1.  Пространство России- 6 часов

Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы.

  1.  Рельеф и недра России - 8 часа

Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

  1.  Климат и климатические ресурсы - 8 часов.

Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы.

  1.  Внутренние воды и водные ресурсы - 6 часа.

Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.

  1.  Почва и почвенные ресурсы - 2 часа.

Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России.

  1.  Растительный и животный мир - 2 часа.

Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.

  1.  Природное районирование - 4 часов.

Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

  1.  Крупные природные районы России - 22 часа

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока.

Природные комплексы России.

  1.  Человек и природа - 6 часов.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

  1.  Повторение - 3 часа.

Календарно - тематическое планирование

Тема урока/ Практические работы

дата

Содержание

Требования к уровню подготовки

Тип урока

Домашнее задание

план

Факт.

Тема 1. Введение (7 часов)

1.

Что изучает физическая география России? Источники географической информации

02.09.15

Познакомить учащихся с особенностями предмета. Сформировать представление об особенностях природы России.

Знать:

Оосновах географии России

Изучение

нового

материала

Повторить записи в тетрадях. Составить подборку географических источников информации.

2.

Географическое положение России. п/р№ 1 -(на карте)Характеристикагеографическогоположения России.

05.09.15

Изучить главные черты географического положения России. Их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.

Определять

ФГП

России

Изучение

нового

материала

§ 1

3

Моря, омывающие берега России.

09.09.15

Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России.

Знать:

водные

ресурсы

России

Изучение

нового

материала

§2, заполнить таблицу.

4

Моря, омывающие берега России.

12.09.15

Природные ресурсы морей и их экономические проблемы.

Знать:

водные

ресурсы

России

Изучение

нового

материала

§2.

5.

Россия на карте часовых поясов. Время. п/р № 3 Определениепоясного времени дляразличных населенныйпунктов России.

16.09.15

Познакомить с видами времени на территории России. Дать понятие о линии перемены дат.

Знать: о часовых поясах на территории страны

§3, составить задачу на поясное время.

6.

Как осваивали и изучали территорию России

19.09.15

Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России. Русские путешественники и ученые.

Знать:

фамилии

главных

первопрохо

Изучение

нового

материала

§4

дцев

7

Исследование территории России в XVIII - XIX вв. и в советские годы

23.09.15

Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России в XVIII - XIX вв.

Знать: фамилии ученых и путешественников

Изучение

нового

материала

Тема 2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (8 часов)

8

Главные черты рельефа России

26.09.15

Познакомить с главными чертами рельефа России. Размещение гор и равнин. Изменение рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов.

Уметь работать с геохронологической таблицей

Изучение

нового

материала

in

§

9

Закономерности размещения крупных форм рельефа на территории России.

30.09.15

Анализ

карт

Комбиниро

ванный

урок

in

§

10

Особенности

геологического строения и тектонических структур

03.10.15

Сформировать представление о науках, изучающих земную кору.

Знать:

основные

черты

рельефа

России

Комбиниро

ванный

урок

о

§

11

Геохронологическая таблица. Геологическое летоисчисление.

о

§

12

Минеральные ресурсы России

Сформировать представление о составе полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых. Связь между полезными ископаемыми. Рельефом и тектоническими структурами.

Определять

взаимосвяз

и

полезными ископаемы ми, рельефом и тектоничес кими структурам и

Комбиниро

ванный

урок

7.

§

13

Развитие форм рельефа

Показать непрерывность развития

Различать

Комбиниро

рельефа. Стихийные явления.

причины

формирова

ния

рельефа

ванный

урок

14

Развитие форм рельефа (продолжение)

Показать непрерывность развития рельефа. Стихийные явления. Дать представление об оползнях, селях обвалах, вулканизме, землетрясении

Знать основные стихийные явления в литосфере

Изучение

нового

материала

§

15

Контроль знаний по теме

«Геологическое строение,рельеф и минеральныересурсы»

Закрепление знаний и умений

Учет иоценказнаний,умений инавыков

Повторить тему «Климат» -основные понятия и термины

Тема 3. Климат и климатические ресурсы (8 часов)

16

Факторы, влияющие на климат России. п/р№ 5

Определение по картамраспределения солнечнойрадиации среднихтемператур, годовогоколичества осадков.

Познакомить с основными факторами: географическое положение, солнечная радиация, циркуляция воздушных масс.

Анализиро

вать

факторы, влияющие на климат России

Изучение

нового

материала

9

§

17

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Главные черты климата России.

Знать

атмосферн

ые фронты,

циклоны,

антициклон

ы

Изучение

нового

материала

9

§

18

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России. Испаряемость и коэффициент увлажнения.

Определять :элементы и факторы климата

Изучение

нового

материала

9

§

19

Типы климатов России п/р№ 6 Оценка основных

Познакомить с основными типами климата России.

Определять

климатичес

Изучение

нового

§10

климатическихпоказателей одного изрегионов дляхарактеристики условийжизни.

кие пояса территории

материала

20

Типы климатов России ( продолжение)

§10

21

п/р№7 Определение посиноптической картеособенностей погоды .Прогноз погоды.

§10

22

Климат и человек. Климатические ресурсы.

Расширить знания о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Неблагоприятные климатические явления и причины их возникновения. Причины экологических проблем. Агроклиматические ресурсы.

Анализировать: влияние климата на жизнь и хозяйствен нуюдеятельность человека

Комбиниро

ванный

урок

§11

23

Контроль знаний по теме«Климат и

климатические ресурсы»

Закрепление знаний и умений

Учет иоценказнаний,умений инавыков

Повторить термины ипонятия по теме «Внутренниеводы»

Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов'

24

Реки России.

Расширить представление о различных видах вод суши и их размещении на территории России Особенности рек России. Уклон, падение реки.

Различать свойства рек России

Комбиниро

ванный

урок

§12, п/р № 8«Составление

характеристики одной из рекс использованием карт иклиматограмм

25

Реки (продолжение)

26

Озера, болота, подземные воды

Расширить знания о происхождении озерных котловин. Типы болот и причины их происхождения.

Определять

особенност

и

Комбиниро

ванный

урок

3

§

размещени

я,

происхожд

ения

27

Расширить знания о ледниках и многолетней мерзлоте Особенности размещения, происхождения.

Определять

особенност

и

размещени

я,

происхожд

ения

Комбиниро

ванный

урок

§13, П/Р№ 9 - воОценкаобеспеченности днымиресурсами крупных регионовРоссии

28

Водные ресурсы. Опасные явления связанные с водами.

Систематизировать знания о роли воды. Оценка водных ресурсов России

Знать о обеспеченн ости водными ресурсами

Изучение

нового

материала

§14, п/р№ 10- Объяснениезакономерностей размещенияразных видов вод суши, исвязанных с ними опасныхприродных явлений натерритории страны взависимости от рельефа иклимата.

29

Контроль знаний по теме«Внутренние воды иводные ресурсы»

Закрепление знаний и умений

Учет иоценказнаний,умений инавыков

Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (2часа)

30

Образование почв и их разнообразие

Сформировать понятие «почва». Почвы России. Создание почвоведения.

Виды почв

Изучение

нового

материала

5

§

31

Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России

Выяснить главные закономерности распределения почв на территории России Установить закономерности использования почв. Пути повышения плодородия.

Знать об основных почвообразованиях Выявлять закономерн ости

Изучение

нового

материала

§16, 17, п/р№ 11 - Выявлениеусловий почвообразованияосновных земельных типов

использования почв, пути повышения плодородия

Тема 6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)

32

Растительный и животный мир России

Расширить знания о: Типы растительности и взаимосвязь растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами. Распространение типичных представителей животного мира и приспособление их к среде обитания.

Понимать: о типах растительн ости и взаимосвяз и

растительн

ого мира с

климатом,

рельефом,

почвами,

водами.

Изучение

нового

материала

8

§

33

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Углубить представление о роли растений и животных в жизни человека. Дать определение основным понятиям темы. Сформировать понятия: «природные ресурсы», «природные условия»

Понимать: роль растений и животных в жизни человека Оценивать природноресурсный потенциал России

Изучение

нового

материала

§19-20

Тема 7. Природные комплексы России. (4 часов)

34

Природное районирование. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

Сформировать понятия: Природный комплекс. Ландшафт. ПТК. Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Взаимосвязь между компонентами моря. Дать знания

Знать о разнообразие ПК России Знать о

Изучение

нового

материала

§21, 22, П/Р№ 12 Анализфизической карты и карткомпонентов природы дляустановления взаимосвязеймежду ними в разных

о природные зонах России. Природные комплексы севера России. Хозяйственное использование ресурсов природных зон

природных

зонах

России

природных зонах.

35

Лесные зоны России

Изучить леса России. Взаимосвязь компонентов природы в лесной зоне России.

Различать

свойства

лесных

массивов

Изучение

нового

материала

§23, 24

36

Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

Изучить особенности компонентов безлесных зон на юге России. Степи и полупустыни. Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Высотная поясность. Обзор гор.

Различать свойства безлесных зон на юге России Определять факторы влияющие на

высотную

зональност

ь

Изучение

нового

материала

§ 25, 26, П/Р№13Составление прогнозаизменений растительного иживотного мира призаданных условияхизменения другихкомпонентов природногокомплекса.

37

Контроль знаний по теме« Почвы. Растения иживотные России.Природные комплексыРоссии»

Закрепление знаний и умений

Учет иоценказнаний,умений инавыков

Тема 8. Крупные природные районы России (22 часа'

38

Русская (ВосточноЕвропейская) равнина.

Формировать представление об особенностях природного района - Русской равнины. Природа и ресурсы Русской равнины. ПТК равнины.

Знать: особенност и Русской равнины

Изучение

нового

материала

7

2

§

39

Природные комплексы Русской равнины.

Углубить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины.

Определять

природные

комплексы

Русской

равнины

Комбиниро

ванный

урок

§28

40

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования

Углубить и расширить знания о природных зонах Русской равнины. Особенности природных компонентов равнины. Проблемы.

Знать о проблемах рациональн огоиспользования природных ресурсов

Изучение

нового

материала

о\

2

§

41

Кавказ

Создать образ Кавказских гор: рельеф, климат, высотная поясность

Знать главные особенност и гор Кавказа

Изучение

нового

материала

§30

42

Природные комплексы Северного Кавказа.

Закрепить и углубить знания о природных условиях Кавказа.

Комбиниро

ванный

урок

§31

43

Урал

Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала.

Знать главные особенност и гор

Изучение

нового

материала

§32

44

Своеобразие природы Урала.

Продолжить знакомство с особенностями природы Урала.

Определять природные зоны Урала

Изучение

нового

материала

§33

45

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

Познакомить с наиболее интересными объектами Урала.

Знать о

экологичес

ких

проблемах

Урала

Изучение

нового

материала

4

3

§

46

Урок контроля знаний«Природные комплексыЕвропейской России»

Закрепление знаний и умений

Учет иоценказнаний,умений инавыков

47

Западная Сибирь

Сформировать представление об особенностях рельефа, геологическом строении, о водах, климате.

Знать об особенностяхЗападноСибирскойнизменност и

Изучение

нового

материала

§35

48

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения.

Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири и их освоении.

Знать о проблемах рациональн огоиспользования природных ресурсов

Комбиниро

ванный

урок

§36

49

Условия работы и быта человека в Западной Сибири

Закрепить знания о природных условиях и ресурсах Западной Сибири

Знать о проблемах использования природных богатств

Комбиниро

ванный

урок

§36

50

Восточная Сибирь

Изучить особенности: ГП, геологического строения рельефа. Суровость природы.

Знать главные особенност и региона

Изучение

нового

материала

§37

51

Природные комплексы Восточной Сибири.

Закрепить знания о природе ВС, вечной мерзлоте.

Определять природные зоны ВС

Изучение

нового

материала

§38

52

Жемчужина Сибири - Байкал.

Раскрыть уникальность природы озера. Причины уникальности. История открытия.

Знать главное о великом озере

Изучение

нового

материала

§39

53

Байкал

Закрепить знания об озере Байкал

Проверить знания по теме

Оценка знаний, умений и навыков

повторить

54

Пояс гор Южной Сибири

Сформировать представление о составе, происхождении гор ЮС.

Знать главные особенност и региона

Изучение

нового

материала

Повторить записи в тетрадях

55

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Познакомить с природными ресурсами ВС, проблемы их освоения. Наиболее интересные объекты.

Знать о проблемах рациональн огоиспользования природных ресурсов

Комбиниро

ванный

урок

о

4

§

56

Дальний Восток: край контрастов.

Сформировать представление об особенностях природы ДВ. История открытия, исследования и заселения.

Знать главные особенност и региона

Изучение

нового

материала

41

§

57

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

Расширить и углубить знания об уникальной природе ДВ. ПТК ДВ.

Определять

природные

комплексы

ДВ

Комбиниро

ванный

урок

§42

58

Природные ресурсы Дальнего Востока.

Рассмотреть природные ресурсы ДВ - виды, размещение, возможность использования.

Знать о природных ресурсах

да

Изучение

нового

материала

3

  1.  §

59

Контроль знаний по теме«Крупные природныерайоны России»

Закрепление знаний и умений

Учет иоценказнаний,умений инавыков

Тема 9. Человек и природа (6 часов)

60

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Обобщить и систематизировать знания о взаимодействии природы и человека. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Знать о природных условиях, влияющих на жизнь

Комбиниро

ванный

урок

4

4

§

человека

61

Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов.

Формировать представление о видах природных ресурсов. Влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Знать о влиянии человека на природу

Обобщение

и

систематиз

ация

§45,46

62

Объекты всемирного природного и культурного наследия в России

Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.

Знать:

заповедник

и,

заказники, национальн а парки, памятники природы.

Изучение

нового

материала

63

Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека

Сформировать представление о рациональном природопользовании.

Знать: рациональное и нерациональноеприродопользование

Комбиниро

ванный

урок

64

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Систематизировать знания об антропогенных воздействиях на природную среду.

Знать о экологичес ких проблемах России

Изучение

нового

материала

7

4

§

65

Контроль знаний по теме«Человек и природа»

Закрепление знаний и умений

Учет иоценказнаний,умений инавыков

ПОВТОРЕНИЕ 3 часа

66

Обобщение знаний по пройденному курсу

Обобщение знаний по пройденному материалу

Совершенс

твование

знаний,

умений и навыков

67

Итоговый урок по курсу «Физическая география России»

Закрепление знаний и умений

Учет и оценка знаний, умений и навыков

68

Повторение

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Литература:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2009.
  2.  Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М. : «ВАКО», 2004
  3.  О.В. Антушева. География России. Природа. Поурочные разработки. 8 класс. - Волгоград: «Учитель», 2007.
  4. Асонова Г. С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР (Из опыта работы). - М.: Просвещение 1974.
  5.  Баринова И И, РОМ В. Я. География России. 8 - 9 кл.: метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.
  6. Батий Ю. Ю., Донец Л. М. Элементы программирования на уроках географии. - Минск, 1972.
  7. Бенькович Т. М., БеньковичД. Л. Опорные конспекты в обучении географии России. 8 кл.: кн. для учителя: (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1997.
  8.  Богданова А. А. Уроки географии. 7 кл.: пособие для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, J985.
  9. Ермошкина А. С. Уроки географии. 8 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
  10.  Карпов Г. В., Соловьев А. И Хрестоматия по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1974.
  11.  Козлов И В. По родной стране: книга для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1974.
  12. Лисенкова Г. Я. и др. Тематическое планирование по географии. - М.: Просвещение, 1989.
  13.  Номенклатурный материал по курсам географии общеобразовательной средней школы // География в школе. - 2000. - N2 7. - С. 48 - 50.
  14. Пармузин Ю. П, Карпов Г. В. Словарь по физической географии. - М.: Просвещение, 1994.
  15.  Планируемые результаты обучения по географии для общеобразовательной школы // География в школе. - 1997. - N2 4. - С.12-14.
  16.  По родной стране: кн. для чтения по физ. географии СССР для учащихся 7 кл. сред.шк. / сост. А. А. Шибанова. - М.: Просвещение, 1986.
  17.  Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы. - М.: Дрофа,

Оборудование:

  1.  Физическая карта России
  2.  Плотность населения России
  3.  Физические карты: Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
  4.  Природа России.
  5.  Почвенная карта России
  6.  Пищевая промышленность
  7.  Зоогеографическая карта России.
  8.  Карты мира и России (политическая и физическая).
  9.  Политико-административная карта России
  10.  Тектоническая, геологическая карты России
  11.  Климатическая карта России.
  12.  Карта растительности
  13.  Таблица «Природные зоны России».
  14.  Интерактивные уроки. КиМ. География 8 класс.

Раздаточный материал, карточки, гербарий, презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых,

  1. Планируемые результаты изучения курса «Природа России»

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Перечень географических объектов, изучаемых в 8 классе.

Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря:Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, восточно-Сибирское, чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги:Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы:Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконскоеплосконорье, Чукотское нагорье, СихотэО-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско- Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

Тема «Климат» :Оймякон.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера:Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники:

Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....