География. 5 класс. УМК "Сферы"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Захарова Лариса Александровна

Разработки уроков по географии в 5 классе. УМК "Сферы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: География в древности

Тип: урок «открытия» нового знания

Задачи:

  • сформировать представление о развитии древних цивилизаций;
  • сформировать представление о развитии географической науки в Древнем мире

Планируемые результаты

Предметные

  • знать и показывать на карте древние цивилизации;
  • знать, что изучали древние географы;
  • называть имена известных учёных и картографов древности;
  • уметь находить информацию о путешественниках в Интернете и других источниках

Метапредметные

Регулятивные:

  • выполнять учебные действия в соответствии с заданием;
  • сверять учебные действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учащимися класса.

Познавательные:

  • самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, работая с учебником и другими источниками информации;
  • анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причинно-следственные связи;
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • уметь находить информацию, анализировать и оценивать её достоверность

Личностные

  • ответственно относиться к учёбе;
  • учиться управлять процессом своей познавательной деятельности

Межпредметные связи: история, тема «Древний Китай. Древняя Индия. Древний Египет». Географическая номенклатура: Китай, Индия, Египет

Ресурсы урока: учебник, с. 14, 15; электронное приложение, с. 14, 15; атлас, с. 12, 13; интерактивное картографическое пособие, карты полушарий, ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Проверка выполнения домашнего задания

- проверяет правильность выполнения домашнего задания.

Тест «География в современном мире»

- проверяют правильность выполнения домашнего задания.

- взаимопроверка

Создание проблемной ситуации, целеполагание

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.

География – наука древняя. Например, дошедшая до нас вавилонская карта датируется VII–VIII вв. до н.э. В изучении Земли человечество прошло путь от описания  до комплексных исследований.

– Проанализируйте представленную информацию. Какой вопрос у вас возникает?

-Организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения;

Тема урока: География в древности

- участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения.

 - Как развивалась наука география в древности?

- уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения;

Первичное усвоение новых знаний

- организовывает деятельность учащихся по открытию нового знания,

Используя карту «Центры древних цивилизаций», показывает древние цивилизации; используя фронтальную форму работы, проводит беседу об известных древних цивилизациях, подчёркивает, что именно здесь появились первые описания Земли и они положили начало науке географии.

- Организует самостоятельную работу с учебником

Читаем текст учебника с.14-15 и заполняем таблицу

Цивилизации Древнего Востока

Какие географические знания формировались?

Куда

плавали?

Причины путешествий?

Древний Египет

Древняя Индия

  1. Прочитайте текст «Географические знания в цивилизациях Востока» на с. 14 учебника и ответить на вопрос: Какие географические знания оставили нам древние цивилизации Востока?
  2. Прочитайте текст «Древний Египет» на с. 15 учебника и ответить на вопрос: Какие путешествия были совершены египтянами и в чём причина этих путешествий?
  3. Прочитайте текст «Древняя Индия» на с. 15 учебника и ответить на вопрос: Какие путешествия были совершены египтянами и в чём причина этих путешествий?

Слушают учителя, работают с картой «Центры древних цивилизаций», отвечают на вопросы, используя знания, полученные на уроках истории Древнего мира.

- читают учебник, анализируют информацию, заполняют таблицу.

Совместно с учителем делают выводы о причинах развития географических знаний в Древнем Египте.

Слушают учителя, анализируют и сравнивают факты, выявляют причины развития географических знаний в Древней Индии.

Совместно с учителем делают выводы о причинах путешествий в Древнем Египте и в Древней Индии.

Первичное закрепление

На основе информации, занесённой в таблицу, составьте рассказ, как развивалась география в древности.

Алгоритм самооценки

1.Какова цель задания (что нужно было получить в результате)?

2.Выполнено ли задание (получен ли результат)?

3.Выполнено верно или с ошибкой?

4. Выполнено самостоятельно или с чей-то помощью?

5.Вспомни по каким основаниям вы ставите отметки? Определи свою отметку

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание: повторить теоретический материал по § 3 учебника

-Записывают задание, при необходимости задают уточняющие вопросы

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке;

- подводит итог урока;

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

-Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимо п роверка 1 вариант 2 вариант 1 1 - Б, В 2 – А, Г 1 1 - Б, В 2 – А, Г 2 Б 2 Б 3 Г, Д 3 А, Б 4 Б 4 Б 5 В 5 А Нормы оценок 8-9 баллов - отметка « 5 » 7 -6 баллов - отметка « 4 » 5-4 баллов - отметка « 3 »

Слайд 2

 География – наука древняя. Например, дошедшая до нас Вавилонская карта датируется VII – VIII вв. до н.э. В изучении Земли человечество прошло путь от описания до комплексных исследований. Проанализируйте представленную информацию. Какой вопрос у вас возникает? Как развивалась наука география в древности ?

Слайд 3

География в древности

Слайд 4

«Древний человек поднял парус раньше, чем стал ездить на колесницах» Мир древних цивилизаций

Слайд 5

Цивилизации Древнего Востока Географические знания Путешествия Причины путешествий Древний Египет Древняя Индия

Слайд 6

Древний Египет

Слайд 7

Египетский фараон Нехо II поручил финикийцам узнать, велика ли страна Ливия (Африка). Плавание длилось почти 3 года.

Слайд 8

Цивилизации Древнего Востока Какие географические знания формировались? Куда плавали? Причины путешествий? Древний Египет Продолжительность года, солнечный календарь, повторяемость солнечных затмений, даты разлива рек 1493 год до н.э. – путешествие по Красному морю до Пунта . По Средиземному морю до острова Крит. завое­вательные походы и экспедиции

Слайд 11

Цивилизации Древнего Востока Какие географические знания формировались? Куда плавали? Причины путешествий? Древняя Индия Письменность, самобытная религия, математика, астрономия, медицина. Персидский залив, Красное море, Индийскому и Тихому океанам расширение территории



Предварительный просмотр:

Тест «География в современном мире»

1 вариант.

  1. Установите соответствие между названием географического объекта и его видом
  1. Природный                                              А. Завод
  2. Созданный человеком                            Б. Море

                                                                  В. Равнина        

                                                                  Г. Электростанция

2.  Что объединяет перечисленные географические объекты: озеро Байкал, реку Лена, Средиземное море, Тибетское нагорье?

А. Географические объекты расположены на территории России

Б. Географические объекты являются природными

В. Географические объекты расположены на одном материке

Г. Географические объекты созданы руками человека

3.  Из предложенного списка выберите приборы, которые являются современными

А. термометр

Б. рулетка

В. барометр

Г. электронный дальномер

Д. глубиномер

4. Какое из перечисленных природных явлений возникает в гидросфере

А. Землетрясение

Б. Цунами

В. Ливень

5. Рулетка это прибор для измерения

А. температуры

Б. атмосферного давления

В. расстояний

Тест «География в современном мире»

  1. вариант.
  1. Установите соответствие между названием географического объекта и его видом
  1. Природный                                              А. Фабрика
  2. Созданный человеком                            Б. Океан

                                                                  В. Горы

                                                                  Г. Футбольное поле

2.  Что объединяет перечисленные географические объекты: озеро Ладожское, реку Обь, Чёрное море, Аравийское нагорье?

А. Географические объекты созданы руками человека

Б. Географические объекты являются природными

В. Географические объекты расположены на одном материке

Г. Географические объекты расположены на территории России

3.  Из предложенного списка выберите приборы, которые являются традиционными

А. термометр

Б. рулетка

В. навигатор

Г. электронный дальномер

Д. глубиномер

4. Какое из перечисленных природных явлений возникает в атмосфере

А. Землетрясение

Б. Ветер

В. Извержение вулкана

5. Термометр это прибор для измерения

А. температуры

Б. атмосферного давления

В. расстояний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...