Методическая разработка
методическая разработка по географии на тему

Громова Нелли Олеговна

Методическая разработка на тему "Использование метода проектов в развитии УУД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя географии

Громовой Нелли Олеговны

«Использование метода проектов в развитии УУД»

При обучении детей географии я использую метод проектов. Основная цель этого метода  - самостоятельное постижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов  и процессов природы.

При разработки  проекта  создаю условия, при которых учащиеся:

*самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации;

*учатся пользоваться приобретёнными  знаниями и умениями при решении проблемных заданий;

*приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

*развивают у себя исследовательские умения;

*развивают творческое мышление.

Предварительно важно определить этапы разработки проекта:

1.        Разработка проектного задания.  

2.        Разработка самого проекта. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.   Учитель   консультирует, координирует работу учащихся.

3.        Оформление результатов.  

4.        Защита проекта и рефлексия.

 Наибольшим потенциалом в использовании проектной технологии обладают курсы географии 9-11 классов, однако для того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, я начинаю применять данный метод при изучении начального курса географии. От старшеклассников можно добиться высоких результатов только в случае, если не позднее 5-6 класса заложится творческое начало в формировании личности.

В 5 классе при изучении темы «Расы» учащиеся делают мини-проект на уроке. Необходимо сконструировать портрет расы, используя цветную бумагу, ватман, цветные карандаши. Необходимую информацию ученики получают из учебника, атласа и таблицы, которую они заполняли на уроке, работая в группе. Смотри конспект урока в приложении.

В 6 классе при изучении темы «Озёра» учащиеся делают проект в группе. Конспект урока смотри в приложении.  

Стадии разработки проекта на данном уроке:

  1. Разработка проектного задания.   Учитель выбирает командиров (лидеров)  групп.  Они сами набирают команду. Учитель предлагает темы проектов, учащиеся выбирают. Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности (план), подбирает литературу. Лидеры распределяют задания среди учеников группы.
  2. Разработка самого проекта. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность. Результаты поисков показывают лидерам групп.  Учитель   консультирует, координирует работу учащихся.
  3. Оформление результатов.  Учащиеся в группе оформляют результаты на ватмане, используя карточку-инструкцию.
  4. Защита проекта и рефлексия.

В линии учебников «Сфера», по которым я работаю, есть задания «Мои географические исследования», по которым учащиеся на моих уроках делают мини-проекты. Например, в 5 классе на уроке «Открытие Нового Света». Конспект урока смотри в приложении.   Учащиеся, работая в парах выполняют географическое исследование:

Из какой страны и какого города началось плавание?

Какой океан пересекли путешественники?

Найдите на картах острова, которых достигали экспедиции.

Пользуясь политической картой (стр.44-45), определите названия стран, на территории которых побывал Колумб.

При изучении материков в 7 классе учащимся предлагается разработать проект: придумать и нарисовать герб материка, либо  книжку-раскладушку (чем интересен данный материк). На уроке учащиеся свой проект защищают. Данную работу можно проводить индивидуально, а можно в парах. Пример такого проекта смотри в приложении  «Географическое положение и исследование Северной Америки» - урок географии в 7 классе.  

В старших классах на уроках географии я предлагаю учащимся создавать экологические проекты:  очистка Балтийского моря,  решение проблемы захоронения радиоактивных отходов, восстановление численности осетровых рыб, массовая гибель малых рек, истощение и загрязнение подземных вод, деградация пастбищ в Калмыкии, изменение ландшафтов тундры под влиянием деятельности человека, восстановление земель после добычи полезных ископаемых.

В 9 классе  проводится  урок: « Балтийское море: проблемы и решения».

 Главная цель урока – помочь детям сформировать чувство причастности к Балтийскому морю, развить чувство ответственности за его экологическое состояние.

Учащиеся заранее получают задание и готовят проект в течение нескольких недель. Каждая группа выбирает одну из проблем  экологии Балтики, которая на их взгляд является наиболее важной и требует решения в первую очередь (научного, материального, социального, политического и т.д.).  Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, используя различные источники информации. Пытаются определить причины, последствия и пути решения данной экологической проблемы. Каждая группа должна попробовать выработать программу действия на несколько ближайших лет.

Экологические проблемы Балтийского моря. Которые могут выбрать учащиеся:

1.Эвтрификация вод Балтийского моря.

2. Загрязнение Балтики нефтью.

3. Накопление тяжелых металлов.

4. Накопление органических веществ.

5. Экологическая проблема, связанная с развитием атомной энергетики.

6. Затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов.

Каждая группа заранее создает кластер (графический способ организации материала в виде блоков идей) своей программы действий.  Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Весь урок учащиеся работают в группах:

1.        Выяснить, что учащимся известно о Балтийском море. Учащиеся в группе отвечают на ряд вопросов о Балтийском море.

2.   Одно море, много стран…

Это задание активизирует (или позволяет сформировать) знания школьников об особенностях географии Балтийского региона. Вспомнить и нанести на контурную карту страны, имеющие выход к Балтийскому морю. Нанести крупнейшие города на берегах моря.

3.        Социализация – предъявление созданного  продукта участниками каждой группы, выступление группы перед аудиторией.  Создание общего кластера «Экологические проблемы Балтийского моря и пути их решения».

4.        Рефлексия. Ребятам предлагается написать свои ощущения, а желающим озвучить их всему классу. Придумайте плакат: «Мы выступаем против…»  или «Мы выступаем за…».

Похожие проекты ученики делают по охране и очистке вод и побережий реки Ижора, на берегах которой стоит наш город Колпино. Также ежегодно мы участвуем в экологическом фестивале «Праздник реки Ижора».

Использование метода проектов позволяет развивать следующие УУД:

Познавательные УУД:

Развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений  (учащиеся при подготовки проекта самостоятельно приобретали новые знания, используя разные источники географической информации-интернет, литературу, атлас, отбирали необходимую информацию);

Преобразование информации из одного вида в другой (текст в таблицу).

Регулятивные УУД:

Умения организовывать свою  деятельность, определять её цели и задачи. Выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (учащиеся при подготовки проекта и его защите использовали карточку-инструкцию).

Удерживать цель деятельности до получения результата.

Рефлексия в форме анкетирования.

Самооценка.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе (определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом, обмениваются информацией).

Умение слушать и вступать в диалог. Проявлять лидерство и согласовывать действия с партнером. Адекватно оценивать себя и работу в группе.

Личностные УУД:

Раскрытие себя, развитие проектных способностей, понимание значимости результата.

Установление связи между целью и мотивом.

Оценка своей деятельности.

Считаться с мнением других.

Учатся высказывать своё предположение по заданному вопросу.

Развитие патриотизма, любви к своей родине, своей местности.

Используя метод проектов в процессе обучения, я отметила рост самостоятельности и уровня навыков работы с различными источниками информации. Приобретая навыки работать самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение проблем, учащиеся переносят их на традиционные уроки. Кроме того, проектная деятельность открывает лидеров, умеющих организовывать работу в группе, способных доказать свою правоту, основываясь на найденных фактах. У учащихся повышается двигательная активность, возникает возможность общения, творчества, самовыражения, формирования характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...