Обобщение знаний по теме "Атмосфера"
план-конспект занятия по географии (6 класс) на тему

Седова Ольга Васильевна

урок обобщения и контроля знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение по теме «Атмосфера»

(урок – сказка)

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об атмосфере

Задачи:

  1. Проверить уровень усвоение учащимися понятий по теме «Атмосфера».
  2. Формировать умения обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи;  решать задачи
  3. Развивать географическое мышление учащихся и их творческие способности, формирование грамотной устной речи, познавательный интерес к предмету
  4. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности.

Ход урока

Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) 

 А сейчас повернитесь друг к другу и поприветствуйте друг друга  Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);

Ребята, а вы  любите сказки? Так давайте послушаем

Слайд 1

Учитель: посадил дед репку. Выросла она большая - пребольшая. Пошел дед в огород репку тянуть. Тянет он ее, а сам думает: «загадочна и неповторима наша Земля. Она – единственная в Солнечной системе, где есть жизнь. А жизнь и все, происходящие на поверхности Земли явления связаны с воздухом. Жаль, что я так давно окончил школу, что почти все забыл. Вот, например, не могу отгадать загадку

  Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

Ребята поможем деду

Слайд 2-3

Тема урока « Атмосфера-это пятый океан Земли» Сегодня на уроке мы с вами обобщим и систематизируем  знания об атмосфере

  1. Давайте вспомним, что

А) называется атмосферой

Б) каков ее газовый состав

В) какие атмосферные слои существуют

Г) какое значение имеет атмосфера

Учитель: тянул дед репку, тянул, а вытащить не смог. Пошел он звать бабку. А та ему и говорит: « занята я сейчас, задачу внучке решать помогаю. Сначала ты мне помоги, а потом я тебе».

Ребята решим задачу и поможем бабушке, но прежде вспомним : 

А) что называется атмосферным давлением       ( первая команда)

Б) какое давление считают нормальным. (вторая команда)

В) в  каких единицах оно измеряется и как изменяется с высотой (  третья команда)

Г)Что называется абсолютной и относительной высотой?

А сейчас решим задачу.( уч-ся в команде решают задачу)

Задача: Слайд 4

Дано: точка А -775 мм.рт.ст. точка В -720мм.рт.ст.

Вычислить абсолютную и относительную высоту точек. (уч-ся решают задачу в командах)

Слайд 5

Решение: (при подъеме на 10 м атмосферное давление уменьшается примерно на 1 мм.рт.ст). 

Вычислим абсолютную высоту т.А (760-775)*10=-150м.

Вычислим абсолютную высоту т.В (760-720)*10=400.

Вычислим относительную высоту точек (превышение одной точки земной поверхности над другой. -150+400=250м. Ответ 250м

Учитель: выполнили дед и бабка задание, и пошли репку тянуть. Тянут -потянут, а вытянуть не могут. Решили позвать внучку. А внучка сидит у окошка и размышляет, чем же отличается друг от друга относительная влажность и абсолютная влажность.

Ребята поможем внучке.

Дайте определение:

  1. Абсолютная влажность (количество водяного пара в гр содержит в 1м3воздуха)    Настя
  2. Относительная влажность (отношение количества влаги, имеющего в 1 м3 к тому количеству водяного пара, который насыщает воздух при t)   Лиля

Учитель: пошла внучка деду с бабкой помогать – репку тянуть. Тянут

потянут, а вытянуть не могут. Решили позвать Жучку. А Жучке скучно, она и просит: «поиграйте со мной в лото, а репку после тянуть будем».

ЛОТО

У Вас на столах лежат синие листы с заданиями. Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы.

  1. С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?  Витя

С помощью какого прибора измеряют влажность воздуха? Гигрометр)

  1. Сергей

С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление воздуха? (Барометр)

  1. Иван

С помощью какого прибора измеряют количество, выпавших осадков? Осадкомер)

  1. Вероника
  2. Как высчитать среднесуточную температуру?  Дмитрий
  3. Что называется амплитудой? Амир
  4. Как высчитать среднюю  температуру за месяц?  Андрей

На ваших столах лежат маршрутные листы. Подпишите их и выполните  первое задание.

Продолжаем играть в лото Возьмите фиолетовые листы и выполните задания

  1. Что называют конденсацией? Дима
  2. Какие виды облаков вы знаете? Сиевуш
  3. Что такое туман?  Илья
  4. Что называют атмосферными осадками?  Арина
  5. Какие виды атмосферных осадков вы знаете?  Петр
  6. Что такое ветер? Никита
  7. Причина возникновение ветра?  Вика
  8. Что такое бриз?  Настя
  9. Что такое муссон?  Лиля

В маршрутных листах  выполните  второе задание.

Слайд8

Что объединяет эти, на первый взгляд разные предметы? (Баргузин, Сарма, Доктор, Каменщик)

Дополнительная информация «Разнообразие ветров»

 
БАРГУЗИН - дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Ветер ровный с постепенно нарастающей мощью.

 САРМА -  самый сильный и страшный из ветров на Байкале, отличается коварной внезапностью, порывистостью и ураганной силой - более 40 м/сек. 

КАМЕНЩИК - Жаркий, сухой и пыльный ветер, дующий из пустыни; свое название получил потому, что поднимает и разносит пыль с каменистых полей на юге от Сиднея.

 ДОКТОР (англ. doctor) — это летний прохладный (освежающий) морской бриз.  

Слайд 9

1Что называют климатом? 1 команда

               2 Что такое погода?  2 команда

               3Назовите элементы и явления погоды? 3 команда

На столах лежат листы оранжевого цвета. Внимательно прочитайте и выполните задания

Задания для трёх команд на листочках. Определить, по народной примете погоду.

1. Перед ясной погодой

  • заходящее солнце ярко-красное,
  • небо звездное;
  • ласточки высоко летают;
  • кошка умывается;
  • лягушки вечером громко и долго квакают;
  • комары и мошки в вечернее время толкутся столбом;

2. К ненастной погоде

  • облака будто чернилами облиты;
  • кошка скребет лапами стену;
  • дворовый пес целый день сонный;
  • птицы хохлятся;
  • вороны летают высоко;
  • мухи ищут укрытия;

3. Перед дождем

  • облака идут низко;
  • собака катается по земле;
  • воробьи купаются в пыли;
  • кузнечиков не видно и не слышно;
  • комары сильно кусаются;
  • дождевые черви ползают по дорожкам;

Учитель: поиграли в лото, а потом пошли репку тянуть. Тянут – потянуть, а вытянуть не могут. Решили позвать кошку. А кошка ленится, не хочет помогать. Ей бы на солнышке полежать да понежится. Но уговорили все-таки кошу, пошла она со всеми на огород. И мы с вами тоже поработаем.

В маршрутных листах  выполните третье задание.

Учитель: взялись кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянут не могут. Решил позвать мышку. Она и говорит: «я же маленькая, разве смогу помочь? Вдруг, ветер поднимется и унесет меня»? А кошка отвечает мышке: «Не бойся, прогноз погоды передавали сильного ветра не будет. Ты мне лучше скажи, построила ли ты розу ветров? Я тебе уже давно просила об этом». Мышка розу не знала, как это сделать. А вы, ребята, знаете?

В маршрутных листах  выполните  четвертое  задание.

Ребята, начертите розу ветров.

Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным 

С

В

Ю

З

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

5

2

3

0

4

3

1

6



 

Вспомните песни, в которых есть слова связанные с темой «Атмосфера», исполните сточки .  Кто больше?

(«Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам», «Тучи», «Песенка Мамонтенка», и

Учитель: взялись все за репку, стали тянуть. И вытянули! А, вы ребята, тоже работали и давайте подведем итоги.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчерк-

нуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям

Урок

Я на уроке

Итог

интересно

работал

понял материал

скучно

 отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

3. не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

Повтрение и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное"

Повторение и обобщение знаний по теме: \"Имя прилагательное\"обобщение знаний учащихся об имени прилагательном Задачи урока: • 1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять ор...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...