Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по географии на тему

Орлова Наталья Ивановна

Рабочая программа по географии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geografii_9_kl.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

 Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента  государственного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»   от 5 марта 2004 г. № 1089;
  • Примерной программы основного общего образования по географии  (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
  • Программы географии для 9 классов общеобразовательных учреждений Дронов.В.П, Ром. В.Я.;
  • Учебного плана МБОУ «Столбищенская СОШ имени А.П. Малышева»,  утвержденного приказом №  123-О.Д. от 29 августа 2017 г;  
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РФ от 31.01. 2014 года № 235.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России. Население и хозяйство» 9 класс Дронов В.П., Ром В.Я Издательство Дрофа, 2012.

Программа рассчитана на 68 часов в год, на 2 часа в неделю.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного  общего образования по географии.

Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний об основных географических понятиях, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи обучения:

  • сформировать географический образ своей страны, ее многообразия и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России;
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Практические работы предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала, что нацеливает учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным   и словесным. Практические работы оцениваются выборочно по усмотрению учителя.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание образовательной программы

Раздел 1. Особенности географического положения России

Государственная территория России. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона на Российской Федерации.

Современное административно-территориальное и политико-административное деления страны. Федеральное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел 2. Населения России

Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.

Практическая работа №1  «Анализ карт населения»

Практическая работа №2  «Определения и анализ основных статистических показателей, характеризующих населения страны в целом и ее отдельные территории»

Практическая работа №3  «Выделение и объяснение территориальных аспектов междунациональных отношений»

Раздел 3. Хозяйство России

Тема 3.1 Географические особенности экономики России

География основных типов экономики на территории России.
Предприятия - первичная основа хозяйства Проблемы природно-ресурсной экономики России. Россия в современной мировой структуре  экономики. Отраслевая и функциональная, территориальная структуры хозяйства. Перспективы развития России.

Практическая работа №4 «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства».

Тема 3.2 Важнейшие межотраслевые комплексы. Научный комплекс.

Научный комплекс. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Тема 3.3 Машиностроительный комплекс

         Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Главные районы и центры. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Машиностроение и окружающая среда.

Практическая работа №5 «Определение главных районов размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам».

Тема 3.4 Топливно-энергетический комплекс. ТЭК.

Роль, значение, состав и проблемы ТЭК. Топливная промышленность
(нефтяная). Топливная промышленность (газовая, угольная) Основные современные и перспективные районы добычи.
Электроэнергетика. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды.

Практическая работа №6  «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам».
Практическая работа  №7 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Тема 3.5 Комплексы, про изводящие конструкционные материалы и химические вещества.

Вторичный сектор экономики. Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества. Металлургический комплекс. Факторы размещения металлургического комплекса. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Лесная промышленность.

Практическая работа №8 «Группировка отраслей по различным показателям»

Тема З.6. Агропромышленный комплекс (АПК)

Практическая работа №9 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства»

Тема З.7. Инфраструктурный комплекс.  

Раздел 4. Регионы России 

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко - географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического
положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.
Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей
хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практическая работа № 10 «Анализ разных видов районирования».

Практическая работа  № 11 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства района, региона».

Практическая работа  № 12 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу, жизнь и хозяйство».

Практическая работа  № 13 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства района, региона». 

Практическая работа №14 «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока». 

Раздел 5. Россия в современном мире 

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и
культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира.

Раздел 6. География Республики Татарстан  

Определение географического положения территории основных этапов её освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

         Страны ближнего Зарубежья

Место России среди стран мира. Страны нового зарубежья. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с  другими странами мира.

 

Учебно-тематический план

№ темы

Тема

Кол-во часов

В том числе

практические

теоретические

Особенности географического положения России.

2

1

Население         России

10

3

7

2

Хозяйство

28

8

20

3

Регионы         России

18

5

13

4

Россия в современном мире.

2

2

5

География Республики Татарстан

6

6

6

Страны ближнего Зарубежья

1

Резервное время

1

Итого

68

16

48

Список литературы

  1. Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2016
  3. А.С. Тайсин География Республики Татарстан. – К.: Магариф, 2009
  4. Контурные карты. 9 класс.  – М.: Дрофа,2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...