Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по географии на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по географии (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
- Программы географии для 9 классов общеобразовательных учреждений Дронов.В.П, Ром. В.Я.;
- Учебного плана МБОУ «Столбищенская СОШ имени А.П. Малышева», утвержденного приказом № 123-О.Д. от 29 августа 2017 г;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РФ от 31.01. 2014 года № 235.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России. Население и хозяйство» 9 класс Дронов В.П., Ром В.Я Издательство Дрофа, 2012.
Программа рассчитана на 68 часов в год, на 2 часа в неделю.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии.
Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний об основных географических понятиях, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи обучения:
- сформировать географический образ своей страны, ее многообразия и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Практические работы предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала, что нацеливает учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным и словесным. Практические работы оцениваются выборочно по усмотрению учителя.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание образовательной программы
Раздел 1. Особенности географического положения России
Государственная территория России. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона на Российской Федерации.
Современное административно-территориальное и политико-административное деления страны. Федеральное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел 2. Населения России
Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.
Практическая работа №1 «Анализ карт населения»
Практическая работа №2 «Определения и анализ основных статистических показателей, характеризующих населения страны в целом и ее отдельные территории»
Практическая работа №3 «Выделение и объяснение территориальных аспектов междунациональных отношений»
Раздел 3. Хозяйство России
Тема 3.1 Географические особенности экономики России
География основных типов экономики на территории России.
Предприятия - первичная основа хозяйства Проблемы природно-ресурсной экономики России. Россия в современной мировой структуре экономики. Отраслевая и функциональная, территориальная структуры хозяйства. Перспективы развития России.
Практическая работа №4 «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства».
Тема 3.2 Важнейшие межотраслевые комплексы. Научный комплекс.
Научный комплекс. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
Тема 3.3 Машиностроительный комплекс
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Главные районы и центры. Военно-промышленный комплекс (ВПК). Машиностроение и окружающая среда.
Практическая работа №5 «Определение главных районов размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам».
Тема 3.4 Топливно-энергетический комплекс. ТЭК.
Роль, значение, состав и проблемы ТЭК. Топливная промышленность
(нефтяная). Топливная промышленность (газовая, угольная) Основные современные и перспективные районы добычи.
Электроэнергетика. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды.
Практическая работа №6 «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам».
Практическая работа №7 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»
Тема 3.5 Комплексы, про изводящие конструкционные материалы и химические вещества.
Вторичный сектор экономики. Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества. Металлургический комплекс. Факторы размещения металлургического комплекса. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Лесная промышленность.
Практическая работа №8 «Группировка отраслей по различным показателям»
Тема З.6. Агропромышленный комплекс (АПК)
Практическая работа №9 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов
животноводства»
Тема З.7. Инфраструктурный комплекс.
Раздел 4. Регионы России
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко - географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического
положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.
Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей
хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практическая работа № 10 «Анализ разных видов районирования».
Практическая работа № 11 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства района, региона».
Практическая работа № 12 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу, жизнь и хозяйство».
Практическая работа № 13 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства района, региона».
Практическая работа №14 «Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока».
Раздел 5. Россия в современном мире
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и
культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Раздел 6. География Республики Татарстан
Определение географического положения территории основных этапов её освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Страны ближнего Зарубежья
Место России среди стран мира. Страны нового зарубежья. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Учебно-тематический план
№ темы | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
практические | теоретические | |||
Особенности географического положения России. | 2 | |||
1 | Население России | 10 | 3 | 7 |
2 | Хозяйство | 28 | 8 | 20 |
3 | Регионы России | 18 | 5 | 13 |
4 | Россия в современном мире. | 2 | 2 | |
5 | География Республики Татарстан | 6 | 6 | |
6 | Страны ближнего Зарубежья | 1 | ||
Резервное время | 1 | |||
Итого | 68 | 16 | 48 | |
Список литературы
- Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.
- Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2016
- А.С. Тайсин География Республики Татарстан. – К.: Магариф, 2009
- Контурные карты. 9 класс. – М.: Дрофа,2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...