Рабочая программа по предмету "География" для 6,7,8,9,10,11 классов коррекционной школы I вида
рабочая программа по географии на тему

Балакирева Ольга Юрьевна

Рабочая программа по предмету «География» для 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов I вида (для глухих детей) основного общего образования разработана на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений "География" 6-11 классы, авторы В.П.Дронов, Л.Е. Савельева, И.В. Душина, И.И.Баринова.  Москва. Дрофа, 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_i_vid.docx100.77 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «География» для 6, 7,8,9,10,11 классов

(I вид, I вариант) основного общего образования разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «География» 6-11 классы, авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, И.В. Душина, И.И. Баринова.

Содержание  обучения  в  предлагаемой  программе  по  сравнению  с традиционным  курсом   пересмотрено  таким  образом,  чтобы   формирование  знаний и умений   осуществлялось  на  доступном  уровне  для  глухих  учащихся.

Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности глухих учащихся позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования - формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.

Цели и задачи курса:

- способствовать формированию географического мышления глухих школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

- передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

- служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан  России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;

- развить у школьника словесно-логическое и образное мышление;

- способствовать формированию картографической грамотности;

- приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности;

- сформировать активный словарь по предмету с дальнейшим применением его в жизни.

В состав научно-географических знаний о современном мире включены основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Определена и логика их формирования - от представления о Земле как о природном теле и планете людей до представления о связи каждого человека с состоянием его земного дома. В свою очередь, усвоение этих систематических знаний не является самоцелью, а служит средством становления у ученика словесно-логического и образного мышления и овладения им методами научно-географического познания.

Геоэкологический подход позволяет убедить глухого школьника в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества. Изучение конкретных объектов, напротив, дает школьнику возможность познакомиться с особенно близким для него миром. Познание этого уникального, единичного, неповторимого мира связано с овладением школьником сравнительно-историческим подходом.

Существенная роль отведена программой практическим работам. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей  и единого дома для каждого живущего на ней человека. Тем самым практические работы программы ведут к достижению перспективных результатов обучения, какими является овладения геосистемным, геоэкологическим, сравнительно-историческим и картографическим методами и подходами.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Основная цель курса - создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Изучение географии в 6-11 классах построено с учетом развития основных географических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

В 6 классе изучается землеведение - первый систематический курс в основной школе. Целью изучения этого курса является формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты.

Курс географии 7 класса И.В.Душиной  «Материки, океаны, народы и страны» делится на два учебных года 7-8 классы. Раздел «Земля – уникальная планета» увеличивается на 8 часов. Раздел «Материки и океаны»  увеличивается на 54 часа, так как материал очень сложен и большого объема. Также добавляется 6 часов на повторение плюс 2 часа резервного времени.

Цель курса - создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса - раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

В 9 классе изучается курс «География России. Природа» в течение одного учебного года. Структура курса складывается из четырёх частей. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Структура курса географии «География России. Хозяйство». складывается из двух частей и делится на два учебных года 10-11 классы. Раздел «Хозяйство России», изучаемый в 10 классе увеличивается на 13 часов. А раздел «География крупных регионов России», изучаемый в 11 классе увеличивается на 40 часов, так как материал очень сложен и большого объема, много новых географических терминов и понятий. Также добавляются 15 часов на повторение плюс 2 часа резервного времени, на котором обучающиеся, воспитанники закрепляют знания материала. Курс «География России» завершает базовое географическое образование и  создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности и формирует правильную ориентацию в природных, социальных и экономических проблемах.

Преподавание предмета курса географии ведется с учетом коррекционной направленности преподавания данного предмета в образовательном учреждении для глухих учащихся с элементами адаптации данного материала, с использованием специальных методов и приемов. Предлагаемый в конце каждой темы речевой материал является обязательным условием усвоения материала предмета в целом.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Распределение  учебных часов по классам

Количество часов в неделю по классам

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

2

2

2

2

2

2

4. Содержание учебного предмета, курса

6 класс

Введение (1 ч)

Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География- наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение наземной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.

Словарь: география, геология, географические объекты, природные объекты, антропогенные объекты.

Раздел I

Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли и пашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.

Земля - часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля - уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет - наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку - биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковое и океаническое полушария.

Влияние космоса на Землю и жизни людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.

Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Словарь: Вселенная, Галактика, Млечный Путь, Большая и Малая Медведица, Солнечная система, атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, Северный и Южный полюса, сутки, год, экватор.

Раздел II

Географические модели Земли (10 ч)

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.

Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки - самые точные изображения земной поверхности.

Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности?

Словарь: глобус, масштаб, параллель, меридиан, градусная сеть, географические координаты, широта, долгота, географическая карта, географический план, атлас, контурная карта.

Раздел III

Земная кора (15 ч)

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.

Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.

Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высоты.

Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.

Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, ручные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф.

Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.

Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.

Человек и земная кора. Взаимное влияние.

Словарь: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минерал, магма, лава, литосферные плиты, рельеф, землетрясение, вулкан, Ключевская Сопка, речная долина, ледник, равнина, горы, низменность, плоскогорье, возвышенность, шельф.

Раздел IV

Атмосфера (12 ч)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.

Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.

Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.

Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.

Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.

Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.

Климат. Изображение климата на картах.

Человек и атмосфера. Взаимное влияние.

Словарь: атмосфера, тропосфера, стратосфера, озон, абсолютная и относительная влажность, туман, облака, град, дождь, роса, иней, снег, ливень, атмосферное давление, муссон, бриз, бора, погода, климат.

Раздел V

Гидросфера (12 ч)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.

Мировой океан- основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.

Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами. Приливы и отливы.

Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.

Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим реки.

Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.

Словарь: гидросфера, мировой океан, океан, море, залив, пролив, соленость воды, волны, цунами, прилив, отлив, течение, исток, устье, дельта, озеро, болото, подземные воды, ледник, многолетняя мерзлота, наводнение.

Раздел VI

Биосфера (6 ч)

Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера- оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.

Человек и биосфера. Человек- часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Словарь: биосфера, биологический круговорот, шельф, тайга, степь, широколиственный лес, саванна, пустыня, тундра, почва, плодородие.

Раздел VII

Географическая оболочка (5 ч)

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность.

Заключение

От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.

Словарь: географическая оболочка, широтная зональность, высотная поясность.

7 - 8 классы

Введение (1 ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Раздел I 

Как открывали мир (2 ч)

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации.

Словарь: Египет, Красное море, остров Крит, Ф.Нансен, В.Докучаев.

Раздел II

Географическая карта- величайшее творение человечества (2 ч)

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.

Практическая работа. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.

 Словарь: карты: общегеографические, тематические, изолинии, изотерма, горизонтали.

Раздел III

Земля- уникальная планета (16 ч)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.

Тема: Литосфера и рельеф Земли (3 ч)

Гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Словарь: литосферные плиты, рельеф, платформа.

Тема: Атмосфера и климаты (3 ч)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И.Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Тема: Гидросфера (3 ч)

Мировой океан - главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Словарь: загрязнение атмосферы, подстилающая поверхность, климат.

Тема: Биосфера (1 ч)

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

 Словарь: биосфера, охрана природы.

Тема: Географическая оболочка (3 ч)

Строение и свойства. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Словарь: географическая оболочка, широтная зональность, высотная зональность.

Тема: Земля - планета людей (3 ч)

Численность населения. Размещение людей по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение людей по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции людей. Основные этносы. Основные религии. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, группировка их по различным признакам.

Словарь: расы, религии, нация, человечество, миграции.

Раздел IV

Материки и океаны (104 ч)

Тема: Африка (17 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История исследования материка.

Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Словарь: вулкан Килиманджаро, алмазы, реки: Нил, Нигер, Конго; саванна, пустыни: Сахара, Намиб; пигмеи, арабы, Алжир, Египет, Нигерия, Эфиопия, Кения, Южно- Африканская республика.

Тема: Австралия и Океания (9 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз - страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Словарь: Большой Водораздельный хребет, г.Косцюшко, реки: Муррей, Дарлинг; озеро Эйр, эвкалипт, аборигены, Новая Зеландия, Океания, Гвинея.

Тема: Южная Америка (17 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История открытия и исследования материка.

Практическая работа. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования.

Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды. Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа. Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся).

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андийская область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.

Словарь: Колумб, Веспуччи, Панамский канал, низменности: Амазонская, Оринокская; Анды, реки: Амазонка, Ориноко, Парана; озёра: Титикака, Маракайбо;

водопады: Анхель, Игуасу; Сельва, пампа, патогония, метисы, мулаты, самбо.

Тема: Океаны  (5 ч)

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Словарь: мировой океан, тайфун, анчоусы, тридакна, айсберг, нефтяное загрязнение, течения: Гольфстрим, Лабрадорское; международная помощь.

Тема: Полярные области Земли (5 ч)

Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике.

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Практическая работа.  Сравнение природы Арктики и Антарктики.

Словарь: Арктика, Антарктика, хранилища пресной воды, оазисы, вулкан Эребус, поморы, ледокол, полярники, птичьи базары, Северный морской путь.

Тема: Северная Америка (14 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Крупные города, столицы.

Словарь: горы: Кордильеры, Аппалачи; Центральные и Великие равнины, долина Смерти, каньон, ураган, смерч, торнадо, реки: Миссисипи, Миссури; озера: Эри, Онтарио, Верхнее, Мичиган, Ниагарский водопад, Канада, США, Мексика, эскимосы.

Тема: Евразия (37 ч)

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практическая работа. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) - родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и др. страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона.

Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.

Словарь:  мыс Дежнева, мыс Челюскин, горы: Альпы, Карпаты, Уральские, Кавказ, Алтай, Гималаи, равнины: Восточно – Европейская, Западно – Сибирская; реки: Дунай, Волга, Лена, Енисей, озеро Байкал, плотность населения, фенноскандия, Лувр, парфюмерия, страны Балтии, янтарь, полесье, поозерье, бульба, хата,  мамалыга, пицца, лобио, лаваш, туф, ювелирные изделия, аул, юрта, кишлак, сакура.

Раздел V

Земля- наш дом (3 ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей.

Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

Словарь: географическая оболочка, живые организмы, почва, природные богатства, охрана природы, рациональное использование природы.

Повторение (6+2*ч)

Перечень лабораторных и практических работ

7 класс

П/Р №1 Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации.

П/Р №2 Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.

П/Р №3 Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

П/Р №4 Обучение определению географического положения материка.

П/Р №5 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых

П/Р №6 Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

П/Р №7 Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

П/Р №8 Описание крупных речных систем Южной Америки  (по выбору учащихся).

8 класс

П/Р №1 Сравнение природы Арктики и Антарктики.

П/Р №2 Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

П/Р №3 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.

П/Р №4 Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

П/Р №5 Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.

9 класс

Введение (1ч)

Что изучает география России.

Часть I

Россия на карте мира (11ч)

Тема 1

Географическое положение России(4 ч)

Виды  географического положения России: физико- географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и  эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и других государств.

Словарь: географическое положение, окраинные и внутренние моря, экологическая проблема.

Тема 2

Границы и административно - территориальное  устройство России (7ч)

Государственная территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространство: плюем и минусы. Экономически эффективная территория.

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, его роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практическая работа. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

Словарь: государственная территория, часовые пояса, местное время.

Часть II

Природа России (42 ч)

Тема 1

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 ч)

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Словарь: рельеф, полезные ископаемые, Восточно - Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Кавказские, Уральские, хребты Алтая и Саян, землетрясение, оползни, сели.

Тема 2

Климат и климатические ресурсы (7 ч)

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практическая работа. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.

Словарь: климат, солнечная радиация, воздушные массы, циклон, антициклон, засуха, суховей, ураган, пыльная буря, заморозок, гололед, град.

Тема 3

Внутренние воды и водные ресурсы (9 ч)

Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.

Словарь: река, озеро, болото, подземные воды, ледники, искусственный водоем, паводок, наводнение, половодье, многолетняя мерзлота.

Тема 4

Почва и почвенные ресурсы (6 ч)

Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почва - национальное  богатство.  Факторы  образования  почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Словарь: почва, В.В.Докучаев, водная и ветровая эрозии, чернозем.

Тема 5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Словарь: заповедник, национальный парк, природные ресурсы.

Тема 6

Природное районирование (9 ч)

Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) - результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Словарь: районирование, арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, лес, лесостепь, степь, полупустыня, пустыня, высотная поясность.

Часть III

Население России (10 ч)

Тема 1

Численность населения (2 ч)

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Словарь: численность, демографический кризис, естественный прирост, миграция.

Тема 2

Национальный состав (3 ч)

Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Словарь: национальный состав, многонациональность, религия, христианство, ислам, буддизм.

Тема 3

Городское и сельское население страны (2 ч)

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы сел.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Словарь: городское и сельское население, городские агломерации, сельская местность, экологическая проблема.

Тема 4

Миграции населения (1 ч)

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Тема 5

Трудовые ресурсы (2 ч)

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны- важнейшая социально-экономическая проблема.

Словарь: трудовые ресурсы, занятость, безработица, уровень жизни.

Часть IV

Хозяйство России (4ч)

Что такое хозяйство страны? (1 ч)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие-  первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые

комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1

Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу (3 ч)

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.

Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса -  важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины - традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Словарь: сельское хозяйство, мелиорация, агропромышленный комплекс, земледелие, зерновые и технические культуры, садоводство, виноградарство, животноводство, лесное хозяйство, охота, пушнина, рыболовство.

Перечень  практических и лабораторных работ

П/Р №1 Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

П/Р №2 Расположение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

П/Р №3 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.

П/Р №4Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.

10-11классы

  1. Хозяйство  России (35 ч)

Тема 1  

Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие  сырье (8 ч)

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные современные и перспектив-ные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Система трубопроводов. Роль экспорта энергоносителей  в экономике страны. Главные экспортные трубопроводы.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практическая работа. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Словарь: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), электроэнергетика.

Тема 2  

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (18 ч)

Металлургия, ее состав и структура, место в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Проблемы формирования новых металлургических баз в восточных районах страны. Металлургия и окружающая среда.

Черная и цветная металлургия, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы их размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими отраслями. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3

Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (9 ч)

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Обострение транспортных проблем в связи с распадом СССР. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рыночной экономике. Перспективы развития комплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье - одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. География рекреационного хозяйства в России.

Словарь: машиностроительный комплекс, специализация, кооперация, топливно-энергетический комплекс, нефтяная скважина, тепло-,гидро-, атомные электростанции, металлургический комплекс, химизация, химико-лесные базы, мелиорация, земледелие, животноводство, рекреация.

  1. География крупных регионов России (84 ч)

Тема 1

Районирование территории (3 ч)

Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Как можно районировать территорию (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и другие виды районирования). Виды районирования.

Практическая работа. Моделирование вариантов районирования России.

Словарь: районирование, макро-, мезо-, микро- районы.

Тема 2

Европейская Россия (53 ч)

Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России и Северного Кавказа. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская  Россия  - основа формирования территории государства Российского, давно освоенная и заселенная часть страны. Причины и следствия этого. Место и роль Европейской России и Северного Кавказа в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны.   Проблемы  социально-экономического  развития. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Климатические условия Центральной России и их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природные ресурсы. Дефицит большинства их видов. Центральная Россия - очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве.

Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы, отдых и туризм. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва - столица России. Радиально-кольцевая планировка Москвы и столичного региона. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородские и Макарьевские ярмарки. Современность и проблемы древних русских городов - Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Северо - Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Особенности географического положения района.

Природные особенности: сочетание возвышенностей и низменностей. Влияние моря на климат. Густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Район одного города. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург - северная столица России. Его основание, планировка, архитектурные ансамбли и памятники. Экологические и социальные проблемы великого города. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Практическая работа. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

Европейский Север. Своеобразие географического и геополитического положения на севере Восточно-Европейской равнины, за 60-й параллелью, с выходом к Северному Ледовитому океану. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского районов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Отток населения с Севера и его причины. Национальный состав, традиции и культура. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Города региона. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Роль Северного военно-морского флота. Космодром в   г.Мирном.

Практическая работа. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско- Печорского района.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения региона и его состав. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практическая работа. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга - великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы.

Многонациональный состав населения. Поволжье - место исторического взаимодействия этносов. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское население территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромыш-ленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК-ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практическая работа. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

Урал. Границы и состав Урала при разных подходах к районированию. Важная особенность географического положения Урала - расположение на разнообразных природных и социально-экономических границах. Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, невысоких гор и равнин.

Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Особенности климата Урала. Пути решения водных проблем. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Кыштымская трагедия.

Словарь: Центральная Россия, Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Поволжье, Урал, Европейский Юг, свободные экономические зоны, курортно-рекреационное хозяйство.

Тема 3

Азиатская Россия  (27 ч)

Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге. 

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырьедобываюшая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно - Сибирская равнина - одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Относительно молодой рельеф, сформированный новейшими  поднятиями и речной эрозией, области землетрясений. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства.

Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практические работы. 1. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса. 2. Разработать по карте туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона. 

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком в центре азиатской части России.

Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Чередование средневысотных складчато-глыбовых гор и межгорных котловин Прибайкалья и Забайкалья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, каменный и бурый уголь. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительного покрова.

Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга - основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.

Топливно-энергетический комплекс - основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития  промышленности. Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский. Основные географические фокусы экономических, социальных  экологических  проблем региона.

Практическая работа. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение. Транспортные связи с приграничными государствами -Китаем, Монголией, Казахстаном.

Горные системы Южной сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.  Верхние течения крупных рек- Оби, Енисея, Лены, Амура. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат, «полюс холода» Северного полушария, температурные инверсии, многолетняя мерзлота. Природные ресурсы: минеральные, лесные. Внутренние различия: Кузнецко - Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны. Кузнецко - Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Новосибирск - научный центр. Ангаро-Енисейский подрайон. Канско - Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро - Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Проблемы развития подрайона. Забайкальский подрайон. Горные системы. Землетрясения, байкальская зона. Природные ресурсы. Перспективы освоения зоны БАМа.

Дальний Восток. Особенности географического и геополитического положения. Границы Дальнего Востока с точки зрения физико-географического и экономического районирования. ЭГП разных частей региона.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное  использование. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе АТР. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практическая работа. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

Словарь: Азиатская Россия, Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Дальний Восток.

Тема 4

Россия в современном мире (1 ч)

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

Повторение (15+ 2*ч)

Перечень  практических и лабораторных работ

10 класс

П/Р №1 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

П/Р №2 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам.

П/Р №3 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам.

П/Р №4 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

П/Р №5 Моделирование вариантов нового районирования России.

П/Р №6 Сравнение географического положения и планировки двух столиц- Москвы и  Санкт- Петербурга.

11 класс

П/Р №1 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско- Печорского района

П/Р №2 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

П/Р №3 Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

П/Р №4 Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.

П/Р №5 Составление характеристики Норильского промышленного узла.

П/Р №6 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборотных центров Дальнего Востока.

5. Тематическое планирование

Таблица тематического распределения количества часов, 6-11 классы:

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

6

7

8

9

6

7

8

9

10

11

Введение

1

1

1

Земля во Вселенной

7

7

2

Географические модели Земли

10

10

3

Земная кора

15

15

4

Атмосфера

12

12

5

Гидросфера

12

12

6

Биосфера

6

6

7

Географическая оболочка

5

5

Введение

1

1

1

Как открыли мир

2

2

2

Географическая карта – величайшее творение человечества

2

2

3

Земля – уникальная планета

8

16

3.1

Литосфера

3

3.2

Атмосфера

3

3.3

Гидросфера

3

3.4

Биосфера

1

3.5

Географическая оболочка

3

3.6

Земля- планета людей

3

4

Материки и океаны

50

43

61

4.1

Африка

17

4.2

Австралия и Океания

9

4.3

Южная Америка

17

4.4

Океаны

5

4.5

Полярные области Земли

5

4.6

Северная Америка

14

4.7

Евразия

37

5

Земля – наш дом

3

3

Повторение

 2*

4

2+2*

Введение

1

1

Россия на карте мира

11

11

Географическое положение России

4

Границы и административно-территориальное устройство России

7

Природа России

42

42

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

7

Климат и климатические ресурсы

7

Внутренние воды и водные ресурсы

9

Почва и почвенные ресурсы

6

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

Природное районирование

9

Население России

10

10

Численность населения

2

Национальный состав

3

Городское и сельское население страны

2

Миграции населения

1

Трудовые ресурсы

2

Хозяйство России

4

4

Что такое хозяйство страны?

1

Первичный сектор экономики- отрасли, эксплуатирующие природу

3

Хозяйство России

22

35

Вторичный сектор экономики- отрасли, перерабатывающие сырье

8

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

18

Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

9

География крупных регионов России

44

23

61

Районирование России

3

Европейская Россия

20

33

Азиатская Россия

27

Россия в современном мире

1

Повторение

2*

10

5+2*

Итого

68

68

68

68

68

68

68

68

68

68

         Примечание: * - резервное время

6. Материально-техническое обеспечение

1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География «Землеведение» 6 класс. Москва «Дрофа», 2011г.    

2. И.В. Душина,В.А. Коринская, В.А. Щенев. География «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Москва «Дрофа», 2013г.

3. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром. География России «Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Москва «Дрофа» 2011г.    

4. В.П. Дронов, И.И. Баринова. География России «Хозяйство и географические районы». 9 класс. Москва «Дрофа», 2011г.    

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

 К концу 6 класс учащиеся должны знать:

- о распределении наиболее значимых географических объектов и явлений по поверхности Земли, своей страны, своей местности;

- о Земле как планете Солнечной системы; ее строении, форме, размерах, движениях; внешней и внутренней энергии, определяющей как природу Земли, так и жизнь людей;

- о сферах Земли, их структуре; географических закономерностях их развития; природных условиях и ресурсах для жизни и деятельности населения Земли, своей страны, своей местности;

- о влиянии людей, их зависимости от состояния окружающей среды;

- о приемах работы с картой, статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека.

К концу изучения курса географии «Материки и океаны» обучающиеся должны:

1. Оценивать и прогнозировать:

- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

- основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

2. Объяснять:

- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

- различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях;

- особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, отдельных стран;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность».

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков, крупнейших стран мира и некоторых ландшафтов стран;

- объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур);

- вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и (или) показывать:

- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

- ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

К концу 9 класса учащиеся должны:

1 . Оценивать:

- природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

- водные ресурсы;

2. Обьяснять:

- закономерности их размещения;

- изменения погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

- видовое разнообразие животного мира;

- влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- изменение природы под влиянием деятельности человека.

3. Описывать:

- отдельные формы рельефа по картам;

- климат отдельных территорий;

- характеристику отдельных водных объектов;

- комплексную физико-географическую характеристику объектов.

4. Определять (измерять):

- географическое положение России;

- поясное время;

- характерные особенности климата России;

- с помощью карт температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

5. Называть и показывать на карте:

- пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

- основные природные зоны России, называть их;

- крупные природно-территориальные комплексы России;

- крупные природные районы России;

- различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- крупные равнины и горы;

- факторы, влияющие на формирование климата России;

- крупнейшие реки, озера;

- факторы почвообразования;

- типы почв и их свойства;

- меры по охране растений и животных.

- географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.).

К концу изучения курса географии «География России» обучающиеся должны:

1 . Оценивать и прогнозировать:

- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

2. Объяснять:

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения России;

- образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

- разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;

- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровнях урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры.

3. Описывать:

- экономико-географическое, геополитическое положение страны;

- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе один из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

- особенности быта и религий отдельных народов.

4. Определять (измерять):

- географическое положение объектов;

- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

5. Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- субъекты Федерации;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по письму и развитию речи 5, 6, 7 классы коррекционной школы VIII вида

Данные программы составлены по программе В. В. Воронковой   для учащихся 5, 6, 7 классов...

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов коррекционной школы I вида

Материал может быть полезен учителям русского  языка и литературы, преподающим развитие речи в коррекционной школе I вида.Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для 5, 6, 7 классов I вида ...

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 класса коррекционной школы

Адаптированная рабочая программа по чтению   и развитию речи предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учётом их психофизического развития, индивидуальны...