Урок географии в 6 классе по теме "ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок географии в 6 классе  по теме "ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА"      (по учебнику А.А. Летягина. География. Начальный курс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.          УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА, КОМБИНИРОВАННЫЙ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_6_klasse_na_sayt_ventana_graf.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе                                                                                                         (по учебнику А.А. Летягина. География. Начальный курс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.                                                         Вентана-Граф,2015)                                                                                                               Тема урока: «Движение воздуха»                                                                        

Урок подготовила и провела учитель географии                                         Фролова Галина Ильинична,                                                                                                           МОУ Выровская СОШ, Майнский район, Ульяновская область.                                                                                          

Тип урока: урок изучения нового  материала, комбинированный

  • Цели урока:                                                                                                            Обучающая сформировать и закрепить знания о движении воздуха – ветре, описать различия процессов нагревания и охлаждения воды и суши;
  • дать понятие «бриз», «муссон» и объяснить причины возникновения;
  • объяснить механизмы возникновения ветра, направления ветра;
  • научить определять направление ветра и делать графический рисунок «роза ветров»
  • рассказать о значении ветра в жизни человека и окружающей среды.

Развивающая

  • навык работы с учебником, речь,
  • познавательную активность,
  • географическое мышление,
  • навык исследовательской работы.

Воспитательная

  • воспитывать интерес к предмету,патриотические чувства к малой родине, любознательность

     Оборудование:

Мультимедийная система; измерительные инструменты, раздаточный материал для составления «Розы ветров» ,плакаты «Дневной и ночной бриз», флюгер, схема –график «роза ветров». Через проектор настроен показ презентации «Движение воздуха».

Методы и формы урока.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, индивидуальная, дифференцированная.

Межпредметные связи.

-Окружающий мир (начальные классы);                                                                            -физика: атмосферное давление воздуха;                                                                          -математика: построение графика, использование  инструментов для построения графика, вычисления.

Термины и понятия.

Ветер, бриз, муссон, флюгер, анемометр, роза ветров, направление ветра.

Ход урока.

Слайд1-2. Ветер. Загадка.

Отгадайте загадку, о чем или о ком идет речь?

Движение невидимых воздушных масс                                                                           В горизонтальном направлении                                                                                        Он дует, освежая нас.                                                                                                                       Причиною его возникновения                                                                                      Является различие на местности                                                                                               Всех данных атмосферного давления                                                                                                      Над разными участками поверхности.                                                                                                                               Мы знаем, атмосферное давление                                                                                         Различно в разных уголках Земли                                                                                           Весь воздух превращается в движение                                                                                 Он движет парусные корабли.                                                                                    О чём идёт речь? Правильно, речь идет о ветре!

Повелителем ветров, согласно греческой мифологии, был царь острова Эолии. Зевс сделал Эола господином над ветрами, он мог держать их на замке или устраивать бури и ураганы. Эола считали изобретателем паруса. В восточнославянской мифологии бог ветра - Стрибог.

Слайд 3. Определение «ветер»

Вы знаете, что воздух находится в непрерывном движении, и это движение называется ветром.  Но почему это происходит? А возникает ветер вследствие  различий атмосферного давления над  разными районами планеты. Воздух всегда движется из областей с высоким давлением в области с низким атмосферным  давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух. Теперь мы можем дать с вами определение, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким давлением.(запись в тетрадь причины образования ветра)                                                                                                                           Рефлексия. Какой метод необходимо использовать, чтобы описать движение невидимого человеку процесса (движения воздуха) (Наблюдения за объектами, на которые воздействует ветер и изменяет их состояние, снятие показаний приборов).

Слайд 4.  Механизм возникновения ветра. Дневной бриз.

Вспомним лето, себя на берегу моря… Откуда дует прохладой, где не так изнурительно жарко? Да, возле моря, возле воды. Ведь от моря в сторону суши дует несильный ветерок, очень приятный для всех в жаркий летний день.  Почему так происходит? Вода нагревается медленнее, чем суша (вспомните обжигающий песок пока идете к морю, а вода сразу кажется холодной). А ночью наоборот, суша быстро остыла, по песку можно свободно идти босиком, а вода теплая, приятная и кажется в ней теплее, чем на суше. Вода долго нагревалась и медленно будет остывать, что совсем, наоборот, в отношении суши, она быстро нагрелась, но и быстро остыла.   Сделаем вывод: днем суша нагрета сильнее,  а море холоднее, значит над водой и воздух более холодный - здесь образуется область высокого давления.   Над сушей воздух теплый - область низкого давления, значит, зная определение, мы уверенно теперь может сказать, почему ветер дует днем летом с моря на сушу.                                                                                              

Слайд 5.  Ночной  бриз.

Что же ночью? Все наоборот. Вода нагрета сильнее, следовательно, над ней воздух теплый, а значит давление меньше, чем над сушей, над которой воздух прохладней и образовалась область высокого давления, значит,  ветер будет дуть с суши на море.

Слайд 6. Определение  «бриз».

Ветер, который дует днем с моря на сушу, называется дневной бриз, а ночью дует с суши на море - ночной бриз. Запись в тетрадь

Он меняет свое направление 2 раза в течение суток. Днем на сушу, ночью на море.     Определите, какие ветры преобладают в Ульяновске. Как старое название города  могло переводиться с тюркского языка(по предположению учёных) Ответ: город семи ветров. Почему такое название? Ответ: стоит на возвышенности и на 7 холмах. А ещё какой город стоял на 7 холмах?(вы это помните из истории) Ответ: Рим.                                                                                                                    

Слайд7.  Муссон.

На бриз похож ветер, который образуется на границе океанов и материков. Он также меняет свое направление 2 раза, но только по сезонам года: лето и зима? Как вы думаете, откуда и куда будет дуть это ветер летом? Зимой? Дайте определение «Муссон».                                                                              Рефлексия. Мы знаем, что причина образования ветра –различное атмосферное давление в разных местах земного шара. Можно ли применить это правило для объяснения образования бризов и муссонов?                                                                      

Физкультминутка :                                                                                                                    Ветер дует мне в лицо,  (машут руками к лицу)                                                                                                                                                                               Закачалось деревце,     (наклоны туловища в стороны)                                                                                                             Ветер тише, тише, тише,  (приседают)                                                                                                           А деревце всё выше, выше и выше…(поднимаются, подпрыгивают и тянутся ввысь)

Слайд 8-9. Сила и направление ветра.

         Мы говорили, что чем больше разница между давлением, тем с большей скоростью  дует ветер, это и есть его сила. Сила (скорость) ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Скорость (сила) ветра измеряется в метрах в секунду: 1 балл = 2 м/с. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная.                                                                                                                                    А направление ветра определяют по сторонам горизонта. Направление ветра – это направление, откуда он дует. С севера, значит северный ветер, с запада-западный и т.д.

Слайд10 -11. Приборы, измеряющие силу и направление ветра: анемометр, флюгер

Прибор же с помощью которого определяют силу (скорость) ветра называется анемометр, а прибор с помощью которого определяют направление ветра – флюгер.

Слайд 12-13. Значение ветра.

С давних пор человек использовал силу ветра в свою пользу и об этом много говорилось в литературных источниках, произведениях писателей, сказках…Ветер помогал мореплавателям; перенос влаги на материки; переносит семена растений и споры грибов; способствует образованию морских течений; вырабатывает электроэнергию (мельницы, двигатели, парусники). Вырабатывает электроэнергию –где в Ульяновске стоит промышленный ветродвигатель и какие задачи он решает? Ответ: «Императорский мост» - автономное освещение в тёмное время суток.Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа; но и одной из причин бедствий, несчастий является также – ветер- разрушительная сила ураганов.

Слайд14 -16. Роза ветров.

Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощь особого графика – роза ветров. Строится  он очень просто: чертятся линии направлений горизонта, на них наносятся деления по 1 см.(1деление – 1 день), точкой отмечается  на каждом направлении- линии то количество делений, сколько дней дул ветер именно в этом направлении, когда все точки обозначены на линиях-направлений их соединяют. Полученная фигура и есть роза ветров.                                                                                                            

Выполните сами построение розы ветров по данным таблицы (раздаются листы с заданиями по месяцам). По матрицам нужно построить  « Розу ветров» для своей местности. Работают в парах.

Направление ветра в нашей местности (ст. Выры) (по наблюдениям из календаря погоды)                                                                                                                                   в январе 2016 года С-6; Ю-3; З-6;В-3; С-З -2;С-В -2; Ю-З -7; Ю-В -2.                                                                                                                                            в феврале 2016года  С -4; Ю-2; З-4; В-5; С-З -3; С-В -2; Ю-З -4; Ю-В -5    Подводим итоги работы в парах :сравниваем графики у разных пар по одинаковым месяцам. Мы видим, что роза ветров очень наглядно демонстрирует нам повторяемость ветров различных направлений нашей местности. Это знание необходимо для хозяйственной жизни населения.                                                            

  1. Диагностика предметных результатов урока   (раздаточный материал)                                                                                                                         1. В ночные часы на  морском побережье ветер дует                                                              А) с запада на восток                                                                                                                Б) с моря на берег                                                                                                                        В) с берега на море                                                                                                                              Г) с севера на юг        Ответ:В                                                                                                               2. Ветер, направление которого меняется каждые полгода на противоположное, называется                                                                                                  А) бризом                                                                                                                                         Б) муссоном                                                                                                                                        В) ураганом                 Ответ:Б                                                                                                                                  3. Если ветер дует с северо – востока на юго – запад, то говорят, что это                          А) восточный ветер                                                                                                                            Б) западный ветер                                                                                                                    В)северо – западный ветер                                                                                                               Г) северо – восточный ветер         Ответ:Г                                                             

Слайд17. Задание на дом.

Прочитать п. 26, ответить на вопросы, выполнить задание 1(Школа географа – следопыта) стр.137

Рефлексия

 На тесте нарисуйте смайлик, соответствующий вашему отношению к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и математики в 6 классе «Водяной пар в атмосфере. Определение относительной влажности воздуха математическим методом» Косолапова Л.М и Косолапова С.В.

Составители урока: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна, учитель математики - Косолапова Светлана Васильевна.Интегрированный урок географии и математики в 6 классе с применением элементов те...

Урок географии "Влажность воздуха и облака"

Разработка урока по географии в 6 классе  с использованием космических снимков своей местности. Разработка  сопровождается  презентацией....

Технологическая карта урока географии 6 класс "Движение воздуха"

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ Движение воздуха Тип урока_ изучение и первичное закрепление Задачи урока: Раскрывать значение т...

: Атмосфера. Нагревание воздуха и его температура.Урок географии 6 класс

Атмосфера. Нагревание воздуха и его температура.Урок географии 6 классЦель урока: Сформировать представление об атмосфере – воздушной оболочке Земли;Задачи:Образовательные: рассмотреть особенности сос...

Урок географии 6 кл Температура воздуха

Предмет: Температура воздуха Тип урока: урок-открытие нового знания Программа: линии УМК  «География.Сферы» (5-9 классы) для основной школы. Составлена на основе рабочей про...