Урок географии по теме: "Движение воздуха"
план-конспект занятия по географии (6 класс)

Ирина Николаевна Шебунова

Цель урока: рассмотреть вопросы, связанные с новым понятием “ветер”.

Задачи урока:

  • сформировать представление учащихся о природе ветра,
  • о причинах его возникновения,
  • о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
  • сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссоны»
  • продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся.
  • формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

Оборудование.

  1. Учебник под редакцией А.А.Летягин География ,начальный курс, 6 класс.
  2. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
  3. Презентация к уроку.
  4. Таблица “Сила ветра”.
  5. Карточки с домашним заданием для розы ветров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_po_teme.docx25 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx2.56 МБ
Файл prilozhenie_2.docx11.78 КБ
Файл prilozhenie_3.docx9.86 КБ
Файл prilozhenie_4.docx11.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии по теме "Движение воздуха". 6-й класс

Разделы: География


Цель урока: рассмотреть вопросы, связанные с новым понятием “ветер”.

Задачи урока:

  • сформировать представление учащихся о природе ветра,
  • о причинах его возникновения,
  • о связи силы ветра с величинами атмосферного давления;
  • сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссоны»
  • продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся.
  • формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

Оборудование.

  1. Учебник под редакцией А.А.Летягин География ,начальный курс, 6 класс.
  2. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
  3. Презентация к уроку. (Приложение 1)
  4. Таблица “Сила ветра”. (Приложение 2)
  5. Карточки с домашним заданием для розы ветров. (Приложение3).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовительная работа .

А проведу я на вас интеллектуальную атаку. Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха) (слайд 1). Они помогут нам сегодня на уроке. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Вопрос. Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка.)

Вопрос. Каковы свойства воздуха? (Температура, вес.)

Вопрос. От чего зависит температура воздуха? (От нагревания земной поверхности.)

Вопрос. Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит? (Разница в температуре воздуха, от высоты.)

3. Переход к изучению новой темы

Проблемный вопрос.

Учитель.

- Представьте, что вас пригласили к друзьям на дачу, покататься на лыжах. День прошёл незаметно, вы получили огромное удовольствие от такого отдыха. Нужно возвращаться. Пришли домой. Нужно согреться. Принесли дров. Затопили печь. Вы сидите и слушаете, как потрескивают дрова, в доме становится тепло 

Ребята, вы никогда не задумывались, куда девается дым? (Дым выходит в трубу.)

Почему дым не заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу.)

- Почему дым вытягивается в трубу? (Ученики затрудняются.) Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.

- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки amмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.

- Приведите пример такого явления. (Ветер.) 

Объявление темы и определение целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о ветре. А что бы вы хотели узнать?

Дети отвечают (слайд3):

  • Узнать что такое ветер.
  • Выяснить причины возникновения ветра.
  • Познакомиться с различными типами ветров.
  • Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.
  • Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

4. Изучение нового материала

Вопрос. Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер?

Ответ детей. Разница в атмосферном давлении.

А) Понятие “бриз”

- Главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. (Слайд 4) Давайте рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. (щелчок мыши) Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. (щелчок мыши) У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления (щелчок мыши). Образуется ветер, который носит название бриз.

Ночью наоборот (слайд5). Может кто-то попробует сам нам объяснить?

Суша остывает быстрее, чем вода (щелчок мыши). Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления.

А над морем наоборот  .Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.

- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (Ответы детей)

Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т.е. с суши на воду. Возникает ночной бриз (слайд5)

.Аналогично бризам образуются муссоны-воздушные течения над поверхностью Земли,изменяющие своё направление каждые полгода.

- Кто может дать определение понятия ветер? (слайд6)

- Кто сформулирует определение понятия “бриз”?

В тетрадях записываются определения понятий.

 В).Характеристики ветра.

1. Направление.

Вы ежедневно наблюдаете за погодой, в т.ч. и за ветром. В дневнике наблюдения мы пользуемся условными обозначениями. Давайте их вспомним (слайд8). Направление-это, то, откуда дует ветер. И своё название ветер получает от направления (стороны горизонта) Вспомним стороны горизонта по компасу. Давайте выполним задание со слайда, а потом проведём взаимопроверку. (Слайд9)

Кто не сделал ни одной ошибки?

Направление ветра определяют с помощью флюгера, шаров – пилотов, а так же по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб, но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

Устройство флюгера. (Слайд 10)

Стрелка флюгера (она называется флюгарка) свободно вращается на стержне и острым концом всегда направлена против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно 8 указателей основных и промежуточных сторон горизонта. Таким образом, стрелка всегда показывает то направление, откуда дует ветер.

 (Физкультминутка).

Я буду называть, какой ветер сейчас будет дуть, а вы поворачиваетесь, как флюгер.

2 “Роза ветров”. Откройте с.134учебника, прочитайте пункт 2. Попытайтесь выяснить что такое роза ветров и как она строится.

Затем повторяем с использованием анимации. (Слайд 11)

3. Сила и скорость ветра.

Даны три пары цифр (слайд 12). Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?

769 мм рт/ст – 758 мм рт/ст

762 мм рт/ст – 762 мм рт/ст

758 мм рт/ст – 761 мм рт/ст

Учащиеся: В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.

Учитель: Подвожу итог.

Правило: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер. Запишите вывод в тетрадь.

Посмотрите в окно и скажите, есть ли сегодня ветер? Сильный он или нет?

Как мы на первый взгляд можем определить силу ветра?

О скорости ветра можно судить по местным признакам: по отклонению деревьев, дыма из труб.

Ученые силу и скорость ветра определяют с помощью прибора АНЕМОМЕТРА. Её определяют по числу оборотов вращающейся вертушки. (Слайд 13)

Но ещё используется шкала Бофорта. (Слайд 14)

Фрэнсис Бофорт в 1806 году впервые предложил оценивать скорость (силу) ветра в баллах.

Возьмите таблицу, которая лежит у вас на парте. Назовите ветры, в зависимости от их скорости силы. Сколько баллов вы бы поставили сегодняшнему ветру?

А моряки определяют силу ветра по колебаниям воды. А на море это выгляди вот так.

  • Штиль (слайд 15)
  • Сильный (слайд 16)
  • Шторм (слайд 17)
  • Ураган (слайд18)

А эту картину (слайд19) написал известный русский художник- маринист. Море бушует. Человек испытывает страх перед такой стихией. Кто знает, как называется картина и кто её автор? (И.Айвазовский “Девятый вал”). Но, самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте ледяного щита скорость ветра постоянная – 20 – 25 м/с (слайд 20). Видите, ветер такой силы может быть очень опасным для человека.

3. Сообщение “Торнадо” (слайд 21)

Г) Значение ветра (викторина). (Слайд 22)

  • Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака) (слайд 23)
  • Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов) (слайд 24)
  • Вырабатывает электроэнергию (слайд 25)
  • Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа (слайд26)
  • Помогал мореплавателям, влияет на течения (слайд27)
  • Переносит семена растений и споры грибов (слайд28).

5. Итог урока. (Слайд29)

Соотнести понятия и определения.

  1. Ветер.
  2. Бриз.
  3. Флюгер.
  4. Анемометр.
  5. Атмосферное давление.
  6. Штиль.
  7. Ураган.
  1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
  2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  3. Прибор для определения скорости ветра.
  4. Простейший прибор, определяющий направление ветра.
  5. Сила, с которой воздух давит на поверхность.
  6. Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 0,5 м/сек.
  7. Ветер разрушительной силы и большой продолжительности.

6. Рефлексия. (Слайд30)

Ребята, давайте вернёмся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока. Если вы достигли цели - ставим “+”, если затрудняетесь – ставим “?” - надо внимательно поработать дома. Что нового вы сегодня узнали? 7. Домашнее задание:

  • &26
  • построить “Розу ветров” по данным;
  • подобрать загадки, пословицы, поговорки, стихи о ветре и оформить их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воздух Атмосфера Температура воздуха Атмосферное давление

Слайд 2

Ветер

Слайд 3

Цели урока Узнать что такое ветер. Выяснить причины возникновения ветра. Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении. Научиться строить розу ветров. Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

Слайд 4

Н В БРИЗ

Слайд 5

Н В НОЧНОЙ БРИЗ

Слайд 6

Это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. В Е Т Е Р ВД НД

Слайд 7

Определение термина «ветер» Ключевое слово (что это?) Термин + + пояснение Ветер – это перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого давления. Бриз – это ветер, который меняет своё направление 2 раза в сутки, днём – дует на сушу, ночью – на океан.

Слайд 8

Определите направление ветра

Слайд 9

Определите направление ветра Ю С-З С-В С Ю-В З Ю-З В

Слайд 10

Флюгер Декоративные флюгеры В етровой мешок

Слайд 11

Способ построения розы ветров. С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ 1 отрезок - 2 дня С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ 12 4 6 2 1 0 6 4

Слайд 12

Определить в каком направлении будет дуть ветер. 769 мм рт/ст 758 мм рт/ст 762 мм рт/ст 762 мм рт/ст 758 мм рт/ст 761 мм рт/ст нет

Слайд 13

Анемо́метр (от греческого анемос — ветер, и метрео — измерение) — метеорологический прибор для измерения скорости ветра .

Слайд 14

Сила ветра определяется и по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г . Лишь в 1874г она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная. Ш кала Бофорта

Слайд 15

Штиль Тихий штиль 4 3

Слайд 16

Сильный 7

Слайд 17

Шторм 11 10

Слайд 18

Ураган

Слайд 19

И.К.Айвазовский «Девятый вал»

Слайд 20

Средняя скорость антарктических ветров- 20-25 м/с, но может достигать и полусотни метров. Снег при таком ветре может как лезвие «пилить» канатные тросы.

Слайд 21

ТОРНАДО

Слайд 22

" ЗНАЧЕНИЕ ВЕТРА"

Слайд 23

Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

Слайд 24

Вырабатывает электроэнергию

Слайд 25

Ветер создаёт причудливые формы рельефа

Слайд 27

Ветер помогает мореплавателям .

Слайд 28

Ветер переносит семена растений и споры грибов

Слайд 29

Установите соответствие: ответ Ветер разрушительной силы и большой продолжительности.…. Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления. Прибор для определения скорости ветра. Простейший прибор, определяющий направление ветра. Сила, с которой воздух давит на поверхность. Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 0,5 м/сек. А.Ветер Б. Бриз В. Флюгер Г. Анемометр Д. Атм. давление Е. Штиль Ж. Ураган 1 – Ж, 2 – Б, 3 – А, 4 – Г, 5 – В, 6 – Д, 7 – Е.

Слайд 30

Оцени свою работу на уроке: Ребята! Какие цели были поставлены: если вы достигли цели- ставим «+» если затрудняетесь – ставим «?» надо внимательно поработать дома Что нового вы сегодня узнали?



Предварительный просмотр:

СКОРОСТЬ  В М/СЕК

Сила ветра в баллах

НАЗВАНИЕ ВЕТРА

ПРИЗНАКИ

Менее 1

0

Штиль

Дым из трубы идет вверх, почти вертикально

4 — 5

3

Слабый

Ветки качаются, отклоняется дым

11 - 12

6

Сильный

 Толстые ветки гнутся, верхушки деревьев шумят

19 - 22

9

Шторм

Листья срываются, ветки на деревьях ломаются

Более 29

12

Ураган

Срывает крыши с домов, ломаются деревья



Предварительный просмотр:

+  +  +  +  +

+  +  +  +  +  

+  +  +  +  +

+  +  +  +  +  

+  +  +  +  +

?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?  ?



Предварительный просмотр:

Построить розу ветров по данным 1 вариант

с

ю

з

в

С-з

С-в

Ю-з

Ю-в

6

2

3

10

6

-

3

1

Построить розу ветров по данным  2 вариант

с

ю

з

в

С-з

С-в

Ю-з

Ю-в

4

6

-

9

5

-

3

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"

В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....

Урок 6 класс.Тема: Движение литосферных плит. Землетрясения.

Предмет: география Название учебно-методического комплекса:Линия учебно-методических комплексов по географии для 6-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева Класс: 6 класс Тема: Дви...

Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...

Технологическая карта урока географии 6 класс "Движение воздуха"

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ Движение воздуха Тип урока_ изучение и первичное закрепление Задачи урока: Раскрывать значение т...

План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се

Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.Задачи:Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;Выяснит...

Урок географии 6 кл Температура воздуха

Предмет: Температура воздуха Тип урока: урок-открытие нового знания Программа: линии УМК  «География.Сферы» (5-9 классы) для основной школы. Составлена на основе рабочей про...

Урок географии по теме: "Движение Земли".

Урок географии в 5 классе по учебнику Алексеева. "Движение Земли"....