Заседание клуба знатоков природы. Тема: "Океан, которого нет на карте" для 5 классов
план-конспект занятия по географии (5 класс) по теме

Пластинина Юлия Львовна

Способствовать развитию у обучающихся научного интереса, дополнить знания о составе, свойствах воздуха, его роли в природе и жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание клуба знатоков природы

Тема: Океан, которого нет на карте

Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,

г. Благовещенск, Амурская область.

Задачи: 

Образовательная: способствовать развитию у обучающихся научного интереса, дополнить знания о составе, свойствах воздуха, его роли в природе и жизни людей.

Развивающая: создать условия для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы, обобщать.

Воспитательная: воспитывать научное мировоззрение через привитие познавательного интереса; повышение культуры общения, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная система; оборудование для проведения опытов.

Возраст: 5 класс

Учитель: Добрый день ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычное заседание, так как мы постараемся проникнуть в тайны природных явлений, объяснить их и задать себе новые вопросы, а помогут нам в этом джентльмены из клуба знатоков природы.

1. Звучит музыка (на выход знатоков) из к/ф «Шерлок Холмс»

(выходят 5 чел., первый несет черный ящик)

1 джентльмен. Какой главный вопрос вы будем обсуждать сегодня, сэр?

2 джентльмен. Пока секрет. Но ребята, я думаю, догадаются.

3 джентльмен. На столе стоит ящик, внутри него находится то, о чем сегодня пойдет речь, сэр.

4 джентльмен. Чтобы легче было отгадать содержимое ящика, ребята могут задать нам три вопроса. Пожалуйста, задавайте вопросы.

Дети задают наводящие вопросы.

5 джентльмен. Мы приглашаем, одного из учеников отрыть ящик.

1 джентльмен. Прошу открыть ящик, сэр!

2.Звучит музыка - фон (на открытие ящика)

2 джентльмен. Что же там, сэр?

3 джентльмен. Ничего нет, сэр!

4 джентльмен. Совсем ничего?

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более двух тысяч лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Учитель: Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

Учитель: Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрение, слуха, осязания. Итак, тема сегодняшнего заседания клуба знатоков природы: «Океан, которого нет на карте» объявляется открытым.

3.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

 

Учитель: Таким образом, цель нашего заседания, собрать как можно больше информации о воздухе, систематизировать и дополнить ваши знания.

1 джентльмен. Ребята, а что же такое воздух? (ответы учеников)

Учитель: Это смесь многих газообразных веществ: азота, кислорода, углекислого газа и др. Каждый из газов выполняет свою роль. Кроме газов в воздухе есть примеси (водные пары, дым, пыль и др. вещества). Рассмотрим % соотношение.

2 джентльмен. Кто-нибудь видит сейчас воздух?

3 джентльмен. А может, его вовсе нет, сэр?

Учитель: Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть.

ОПЫТ № 1 (для проведения опыта необходимо подготовить лотки, нарезанную бумагу, книгу)

На столах в лотках у вас нарезана бумага. Я предлагаю вам положить их на ладонь и взмахнуть книгой над ладошкой. Что произошло? Клочки взлетели с ладони. Как вы считаете, почему? (мы книгой всколыхнули воздух). 

А воздух, в свою очередь всколыхнул кусочки бумаги, и они взлетели.

Учитель: Скажите, а почему мы не видим воздух? (ответы учеников)

ОПЫТ № 2 (для проведения опыта необходима тетрадь)

Поднимите тетрадь, видите ли вы через нее другие предметы? (Нет).

Через стену вы видите соседний класс? (Нет). 

А предметы, которые находятся в рекреации, вы видите? (Да)

А каком свойстве воздуха это говорит? (воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы).

4.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

Посмотрите на экран, какого он цвета? (Белого).

А какого цвета воздух? (Он бесцветен. Верно это еще одно физическое свойство воздуха).

5.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

Учитель: Ребята, вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
(Чистый воздух не пахнет). 

6.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

4 джентльмен. Учитель, а можно мне предложить ребятам провести опыт. 

ОПЫТ № 3

Нужно закрыть ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, про себя, кто, сколько может без воздуха. Какое было у вас желание? (Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?(ответ учеников).

Учитель: А вы знаете ребята, что если без пищи человек может прожить до 50 дней, без воды – несколько дней, то без воздуха менее 10 минут. Человек в среднем потребляет в сутки 1 кг. пищи, 2-3 кг. воды, в воздуха – 25 кг!

5 джентльмен. Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизнуть его. Какое свойство воздуха мы откроем? (ответ учеников).

7.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

5 джентльмен: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в ладошки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? (ответ учеников).

8.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

ФИЗМИНУТКА

Учитель:

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

9.Звучит музыка – релакс

2 джентльмен. Упр.1 « Цветочная поляна»

А теперь расслабьтесь, ребята, уважаемые гости, закройте глаза.

Представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

Упр.2 «Упрямая свеча»

Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.

Учитель: Воздух занимает пространство. Давайте докажем это.

Работа с учебником (стр. 69, рис. 39, 40)

Учитель: Как вы думаете, легко ли сжать воздух?

ОПЫТ № 4 (для проведения опыта необходимо подготовить воздушные шары, пластиковые бутылки)

Сейчас мы проведем эксперимент – соревнование. В нем участвуют три ученика, которые умеют надувать воздушные шары. Я даю вам по пластиковой бутылке, внутри которой воздушный шарик. Он закреплен на горлышке бутылки. Кто надует шарик большего размера – тот и выиграл.

По команде учителя ученики пытаются надуть шары.

Учитель: Ну, как? Надуть шарики оказалось нелегко, а почему? (Ученики пытаются объяснить результат эксперимента).

Учитель: Надувая шарик, мы сжимам воздух в бутылке, так как шарик надувается с трудом, значит сильно сжать воздух трудно. То есть говорят, что воздух упруг. Это еще одно свойство воздуха. 

10.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

Учитель: На заре современных наук воздух называли «упругой жидкостью»!

Это свойство воздуха подтвердит и наглядно проиллюстрирует следующая работа.

ОПЫТ № 5 (для проведения опыта необходимо подготовить бутылки лимонада)

На столах у вас стоят бутылки лимонада. Ваша задача, открыв бутылку проследить что произойдет? Открываем.

(В этих напитках растворен углекислый газ под давлением большим атмосферного - т.е. газ помещают в бутылку, как бы сжимая, «утрамбовывая». Открыв пробку, мы устраняем ограничение, препятствие, мешавшее газу вернуться к исходному объему. «Освобожденный» газ расширяется внутри жидкости, вследствие этого слышно шипение и жидкость бурлит).

1 джентльмен: Ребята, у кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? (Воздух можно сжать). Для этого люди придумали различные приспособления (насосы) и очень широко используют сжатый воздух в жизни.

Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски.

А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи - как они отскакивают и подпрыгивают! (демонстрация)

2 джентльмен читает стихотворение А. Д Дементьева «Горы» (фотографии гор)

Какие горы!
Боже мой! Какая тишина….
Вот если б взять их все домой,
Поставить у окна.
И просыпаться среди гор,
И засыпать при них.
И чтоб наш коммунальный двор
Восторженно притих.
И чтоб в горах пылал закат.
И в нем кружил орел.
И чтобы твой весенний взгляд
Мои глаза нашел.

Учитель: Эти красивые горы мы показали вам не просто так.

Оказывается, у подножия горы воздух тяжелее, чем на вершине. 

Нагреваясь от поверхности Земли, слои воздуха, расширяются, уменьшают свою плотность, становятся более разряженными и, поднимаясь вверх, переносят тепло в верхние слои атмосферы. По мере удаления от земной поверхности температура воздуха падает, водяной пар в нем охлаждается, образуются капельки воды или кристаллики льда. Появляются ледники и вечные снега на вершинах гор. Горные вершины и в тропиках покрыты вечным снегом.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

11.Звучит музыка из кф «Шерлок Холмс»

ВИДЕОРОЛИК «Танец воздуха»

Учитель говорит на фоне музыки: Теплый воздух поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов.

Учитель: Рассказ о воздухе подходит к концу. Поднимите руку, кто из вас узнал много нового и интересного. Заседание клуба показало целесообразность дружбы трех наук – природоведения, физики и химии. Со свойствами воздуха мы будем продолжать знакомиться на уроках природоведения.

Учитель: Из космоса наша планета видится голубым шаром, над которым во время восхода солнца появляются яркие, очень красивые полоса разного цвета. На экране представлена фотография нашей планеты из космоса, полюбуйтесь нашей планетой. Наша задача сохранить ее такой же прекрасной.  

Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? Это слово –

(все вместе) ЖИЗНЬ.

Д/з. Ответить на вопросы: С какой целью устанавливаются двойные рамы в квартирах? Продумать, какие свойства воздуха люди используют в своей повседневной жизни?

Художественное задание: рисунки на тему «Жизнь воздушного океана».

Джентльмены: До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание клуба "Интеллектуал" по теме:"Почему в природе так происходит?"

Внеклассное мероприятие, иллюстрирующее метапредметные связи....

Заседание клуба Знатоков "чужой речи". 8 класс. Русский язык.

Урок русского языка в 8 классе. Обобщающее повторение по теме "Чужая речь"(2 часа) проводится в форме заседания клуба Знатоков "чужой речи" . Урок построен на основе принципа "Обучение в сотрудни...

Урок-конкурс по русскому языку в 5 классе «Заседание клуба знатоков русского языка»

Данный урок может быть использован  как дополнительный по русскому языку, так и   внеурочное занятие по предмету. Урок- конкурс направлен на   расширение кругозора учеников, в...

"Заседание Клуба Знатоков" (Обобщающий урок по теме "Лексика" в 6 классе)

Тип урока:  обобщающий урок-путешествие. Форма - нетрадиционная....

Заседание клуба "Знатоки немецкого языка"

laquo;Первая  любовь» - тема  близкая  каждому  подростку  в  возрасте  15 – 16  лет,  поэтому  при  обсуждении  этой  тем...

Конспект занятия по экологии «Заседание «Юных знатоков природы Птицы нашего края»

Конспект занятия по экологии"Заседание юных знатоков  природы. Птицы нашего  края" для учащихся с нанрушением умственного  развития  5-7 классов....