Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Левагина Елена Васильевна

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

  1. Введение

1

Введение в курс «География России»

1

Выяснить роль географической науки в решении практических задач страны

Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России (14 часов)

Географическое положение России

9

Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника.

Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем.

Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны.

Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника.

Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы.

Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС.

На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России.

Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии.

Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России.

Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии.

Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану.

Формулировать выводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения.

2

Географическое положение и его виды.

1

3

Размеры территории и природно- географическое положение России

1

4

Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России

1

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. П. р. № 1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»

1

6

Государственная территория России. Типы российских границ

1

7

Сухопутные и морские границы России

1

8

Различия во времени на территории России.  П. р. № 2 «Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России»

1

9

Административно-территориальное устройство РФ.

1

10

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России»

1

История заселения, освоения и исследования территории России

5

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв.

Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв.

На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период.

Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды».

Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII–XIX вв.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XXв. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. Продолжать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Обсуждать современные географические исследования, методы географических исследований и их роль для развития хозяйства страны. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «История заселения, освоения и исследования территории России

11

Заселение и освоение территории России в IV – XVII вв.

1

12

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII -  XIX вв.

1

13

Географическое исследование территории России в XVIII -  XIX вв.

1

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в   XX в.

1

15

Повторение и обобщение темы «История заселения, освоения и исследование территории России»

1

Раздел II. Природа  России (37 часов)

Рельеф,   геологическое строение и минеральные ресурсы

6

16

Геологическая  история.

1

Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы.

Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местностью

Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. Определять основные тектонические структуры, формирующие территорию России, на основании материалов учебника. Устанавливать различия в геологическом возрасте платформенных и складчатых областей. Определять по тектонической карте тектонические структуры, лежащие в основании различных территорий (Восточно-Европейской равнины, Кавказских гор и др.).

 Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории

Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хрбта и др.

17

Развитие земной коры

1

18

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. П. р. № 3 «Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий» 

1

19

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. П.р. «Изучение закономерностей формирование рельефа и его современного развития на примере своей местности»

1

20

Литосфера. Рельеф. Человек

1

21

Повторение и обобщение темы «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

1

Климат   и  агроклиматические ресурсы

6

22

Условия формирования климата

1

Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации.

Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты.

Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения.

Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по

типам погоды; заполнять сравнительную таблицу.

Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др) .

23

Движение воздушных масс

1

24

Закономерности распределения тепла и влаги. П. р. № 4 «Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны»

1

25

Климатические пояса и типы климатов. Пр.р. 5 « Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории».

1

26

Климат и человек. П. р. № 6 «Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности»

1

27

Повторение и обобщение темы «Климат и агроклиматические ресурсы»

1

Внутренние воды и водные ресурсы

6

28

Состав внутренних вод.  Реки, их зависимость от рельефа. П. р.  № 7«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования»

1

Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации.

Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания.

 Обсуждать возможности хозяйственного использования рек.

Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий.

Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану.

Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника.

Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы.

Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа.

Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений.

Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод.

29

Зависимость речной сети от климата.

1

30

Другие виды внутренних вод - озера, болота, ледники, подземные воды.

1

31

Многолетняя мерзлота

1

32

Воды и человек. Водные ресурсы.

1

33

Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные  ресурсы»

1

Почвы. Почвенные ресурсы

4

34

Почва как особое природное образование

1

Объяснять понятия: почва, почвенные ресурсы, эрозия. Называть свойства основных типов почв; факторы почвообразования; факторы, определяющие почвенное плодородие. Объяснять закономерности размещения типов почвенного покрова. Читать почвенную карту. Обсуждать необходимость охраны почв, рационального использования земель.

35

Главные типы почв и их размещение по территории России. 

1

36

Почвенные ресурсы

1

37

Почвы и человек

1

Растительный и   животный мир. Биологические ресурсы

3

38

Растительный и животный мир

1

Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. Выявлять факторы, определяющие биоразнообразие территории, на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать действие рассмотренных факторов. Обсуждать примеры взаимосвязи между животными и растениями в пределах конкретной территории; определять признаки понятия «биом».

 Готовить презентацию на тему «Роль растений и животных в жизни

39

Биологические ресурсы. Пр. р. № 8           «Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».

1

40

Повторение и обобщение тем: «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические  ресурсы»

1

Природные    различия на территории России

12

Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника.

Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения.

Определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов учебника.

Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов.

Анализировать карту природных зон .

Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. На контурной карте условными знаками отмечать моря. На основе сообщений учащихся определять географию заповедников РФ, имеющих участки

охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карту. Формулировать выводы об экологических проблемах российских морей. Составлять характеристику одного из морей России по типовому плану на основе анализа карт атласа, материалов учебника.

Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации.

41

Природные комплексы

1

42

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс.

1

43

Северные безлесные природные зоны

1

44

Лесные зоны. Тайга

1

45

Смешанные и широколиственные леса

1

46

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

1

47

П. р. № 9 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны (по выбору). Составление прогноза её изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»

1

48

Высотная поясность.

1

49

Моря как крупные природные комплексы.

1

50

Природно-хозяйственные различия российских морей.

1

51

Особо охраняемые природные территории России

1

52

Повторение и обобщение темы «Природные различия на территории России»

1

Раздел  III    Население  России

10 

53

Численность и воспроизводство населения России.  Пр. р. № 10 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России»

1

Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост. Выявлять изменения естественного прироста населения в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «воспроизводство населения», выявлять его существенные признаки. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Обсуждать влияние механического прироста населения на демографическую ситуацию в стране. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника.

Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно-половой пирамиды России. Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа. Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни

Выявлять и объяснять причины значительной разницы средней продолжительности жизни в России между мужчинами и женщинами на основе текста и иллюстративных материалов учебника.

Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определяющие.

54

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни

1

55

Этнический и языковой состав населения России.

1

56

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

1

57

Особенности урбанизации  в России. Городское население

1

58

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

1

59

Миграции населения в России

1

60

Размещение населения России. Пр. р. № 11 «Определение по статистическим материалам и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей в размещении населения России»

1

61

Занятость населения.

1

62

Повторение и обобщение раздела «Население России»

1

Раздел  IV Природный фактор в развитии России

4

Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания. Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов на разных этапах развития общества.

Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. Обсуждать значение природных ресурсов для человека. Выявлять различные группы природных ресурсов на основании материалов учебника. Обсуждать и сравнивать пути и способы охраны и рационального использования различных групп ресурсов (исчерпаемые возобновимые, исчерпаемые невозобновимые, неисчерпаемые). Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов .

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела «Природный фактор в развитии России».

63

Влияние природы на развитие общества

1

64

Природные ресурсы

1

65

Природно-ресурсный потенциал России

1

66

Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России»

1

67

Повторение изученного в 8 классе

1

Выполнять тестовые задания.

68

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...