Игровая технология на уроках географии
статья по географии на тему

           Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках географии

                                                                      «Игра – школа жизни и практика развития детей»

                                                                                                                             С.Л. Рубинштейн.

 Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. В век НТП объём знаний возрастает, а в век нанотехнологий идёт интеграция многих знаний, а значит и учебных предметов. Поэтому становится ещё более актуальной и востребованной задача создания условий для развития потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. Необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности. В настоящее время уменьшается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Эти обстоятельства требуют поиска новых средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образование современных образовательных технологий. 

Педагогическая технология (от др.- греч. (τέχνη) - искусство, мастерство, умение; (λόγος) - учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Рассмотрим пример игровой технологии.

           Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не новая. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

           В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;                                                            
  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

    Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды др.) желательно поручить приготовить самим ребятам.

          Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Приведем примеры некоторых игровых моментов.

        При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

  1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
  2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
  3. 13 ю.ш.  76 з.д                 Лима
  4. 52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск
  5. с.ш.  115 в.д.                     Чита
  6.  42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

«Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

«Геоалфавит».

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.          Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.        Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке?        Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.        Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?              Пиренейский.

                                                                               

7. Какую вы знаете горную страну?        Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?               Папанин

Третий лишний» или «Белая ворона»

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

«Лови ошибку!»

Необходимо найти в тексте ошибки и исправить, переписав предложения, или найти ошибки в утверждениях и, пользуясь учебником, подобрать к ним объяснения.
ПРИМЕР
Циклон (от др.-греч. — «вращающийся») — воздушная масса в виде атмосферного вихря огромного (от сотен до нескольких тысяч километров) диаметра с повышенным давлением воздуха в центре. Воздух в циклонах циркулирует по часовые стрелки в северном полушарии и против часовой стрелки в южном. С возникновением циклона резко меняется погода. Усиливается ветер, так как в центре циклона высокое давление и, следовательно, сюда будут дуть ветры. В циклоне воздух не поднимается, а опускается, и, как правило, он достаточно сухой. Поэтому погода в этот период всегда ясная, сухая, малооблачная. 

Игра «Свиток».

Класс делится на несколько команд – групп учащихся, которые сидят друг за другом в одном ряду. Задание: написать на листе бумаги по одному признаку природной зоны (например, степь) и передать сидящему сзади. Когда ряд будет закончен, последний игрок команды поднимает руку. Оценивается правильность и скорость: зачитываются признаки, написанные командой, оказавшейся самой быстрой; остальные вычеркивают названные признаки из своих списков. Выясняется, кто вспомнил больше признаков и точнее их записал. Победителями считаются те команды, которые вычеркнули не все названные признаки и первыми закончили игру. Всем членам команды-победителя выставляется «отлично».

"Широта и долгота"

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - " северные широты", вторая - "южные широты", третья - "восточные долготы", четвёртая - " западные долготы". Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют "широты" и "долготы" этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие "южные широты" и восточные долготы". Кто ошибся - получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

«Флюгер»

Применяется при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске, и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу (т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.

Задание: Найдите ошибки

 

Горы

 

 

Равнины

 

Низкие

Средние

Высокие

Низменности

Возвышенности

Плоскогорья

Уральские

Скандинавские

Кордильеры

Амазонская

 

Восточно-

Африканское

Среднесибирское

Анды

хр.Верхоянский

Сахара

Саяны

Восточно-

Европейская

Западно-Сибирская

Выполните работу над ошибками

Приём «Стороны горизонта» или «Почини цепочку».

Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад: а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби; з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова; к) остров Ванкувер; л) Панамский канал

Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К

Приём «Раздели слова на группы»

Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д. (Проверка)

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть, как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме, способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить, рассуждать, развивать коммуникабельность, расширять кругозор учащихся, проверить себя в различных ситуациях.

Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты), основанных на деятельностном подходе, так как концепция ФГОС второго поколения основана именно на деятельностном подходе. С этой точки зрения, процесс учения необходимо рассматривать как деятельность ученика. Учебное умение – это способ организации деятельности учащихся, помогающий процессу усвоения информации. Игра, представляет «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности,  следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках географии. Из личного опыта.

В данной статье рассмотрен ряд игровых технологий, применяемых мною на уроках географии в 9,10,11 классах....

Статья по географии по теме: "Система компьютерного контроля и игровых технологий на уроке географии".

Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобыкаждый школьник обладал умением всестороннего пространственного мира.Поэтому принципиально важны при формировании географическойграмотности опти...

Применение игровой технологии на уроке географии

Статья с разработкой урока по теме "Рекреационные ресурсы мира (международный туризм)" 10-й класс...

игровые технологии на уроках географии

Использование игровых технологий на уроках географииСегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и ме...

Применение игровых технологий на уроках географии

Применение игровых технологий на уроках географии способствует повышению познавательной активности учащихся и повышает интерес к предмету.Презентации состоит из 22 слайдов....

"Игровые технологии на уроках географии"

Представление педагогического опыта...