Технология проблемного обучения
учебно-методический материал по географии на тему

Финогенова Татьяна Владимировна

Теоретические основы и примеры применения технологии на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология проблемного обучения27.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС общего образования.

Технология проблемного обучения

Финогенова Татьяна Владимировна,

учитель географии

МБОУ СОШ №24  г. Мытищи

Проблемное обучение не является совершенно новым явлением. Им пользовались на протяжении практически всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие творческого мышления учащихся.

Технология получила свое распространение в 20—30-х годах в советской и зарубежной школе. Основано было на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И. Л. Лернер, М. Н. Скаткин. Проблемное обучение получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды. Постоянное обновление учебной среды, информационного и процессуального состава действий влечет за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу-проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса. в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.

Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
• обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
• обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
• значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
• необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
        Главные психолого-педагогическая цели проблемного обучения:
• развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений,
• усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении,
• воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,
• развитие профессионального проблемного мышления — в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику.

Принципы проблемного обучения:
- самостоятельность в работе учащихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
- использование алгоритмизированных дидактических задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • Подведение  учащихся к противоречию и предложение  им самим найти способ его разрешения;
  • Изложение  различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Столкновение учащихся  с неоднозначным способом решения;
  • Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
  • Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление  фактов;
  • Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);
  • Постановка  проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.

При планировании уроков я  определяю возможности темы и ее отдельных уроков для организации проблемного обучения и разрабатываю пути осуществления проблемного подхода. Их соподчиненность можно представить следующим образом: проблемный вопрос темы – проблемный вопрос отдельного урока – проблемный вопрос смыслового блока.

В создании различных видов проблемных ситуаций заключена главная трудность: мне  нужно добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед выбором необходимых знаний из системы новых знаний или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний.

Деятельность учителя при проблемном обучении заключается в следующем:

• определение проблем и формулирование проблемных заданий;

• определение способа включения задания в учебный процесс;

• определение вариантов решения проблемы учащимися;

• руководство деятельностью учащихся во время рассмотрения ими проблемы;

• помощь учащимся в анализе условий и выборе планов решения;

• консультирование в процессе решения;

• помощь в нахождении способов самоконтроля;

        • общее обсуждение решения проблемы или разбор ошибок.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

Итак, проблемное обучение - это современный уровень развития передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения.

Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

2.Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990

3.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...