Главные вкладки

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе «География. Введение в географию».
    статья по географии по теме

    Статья посвящена умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации. В связи с необходимостью проведения уроков,  нацеленных на новый образовательный результат, возникает множество вопросов о технологиях и формах работы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться.учебными действиями: предметными, метапредметными и личностными.   Первостепенным становится обучение самостоятельности, умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации. В связи с необходимостью проведения уроков,  нацеленных на новый образовательный результат, возникает множество вопросов о технологиях и формах работы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2_.docx38.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе

    «География. Введение в географию». 

    Скальная Е. Б., учитель географии

    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу  образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредметными и личностными.   Первостепенным становится обучение самостоятельности, умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации. В связи с необходимостью проведения уроков,  нацеленных на новый образовательный результат, возникает множество вопросов о технологиях и формах работы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. 

    Универсальные учебные действия дают:

    • возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения;
    • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
    • уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;
    • создают условия развития личности и её самореализации.

     В данной статье представлены типовые задачи по формированию УУД на уроках географии, которые могут быть использованы в учебном процессе при переходе на ФГОС.

    Главной целью школьного образования, вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности школьника самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий эту цель возможно достичь. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и других.

             «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип  деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое  управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся.

    Метапредметные результаты будут только тогда достигнуты, если дети увидят, как можно использовать определенные умения, действия на уроках по разным предметам. Чтобы на уроках проходило эффективное формирование УУД, необходимо подбирать продуктивные (творческие) задания или вопросы. На эти вопросы в тексте учебника нет  ответа, а есть лишь подсказка. Обучающийся, выполняя такое задание или отвечая на такие вопросы, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий.  Эти способы действий можно перенести на другой предмет и ими можно воспользоваться в любой ситуации. Именно в этом случае происходит развитие личности обучающегося  – познавательное, эмоциональное, нравственное.

    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

    В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

    Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится деятельностный подход к обучению. В результате анализа научно-методической литературы выяснилось, что тема: «Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса» мало изучена и мало применяется на практике, что и является проблемой данной работы. 

    Актуальность проблемы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в содержании образования (изменение учебных планов, программ, учебников) и в технологии образовательного процесса. 

    Цель: выявить влияние личностно-ориентированного подхода на развитие познавательной активности подростков.

    Гипотеза: процесс обучения географии будет более эффективным, если этот процесс осуществляется на основе решения учебно–познавательных задач и учебно–практических задач.

    Задачи:

    • провести анализ специальной литературы по изучаемой проблеме;
    • изучить типы и виды учебно–познавательных и учебно–практиеских задач;
    • составить задачи по курсу географии 5класса;
    • выявить эффективность использования учебно–познавательных и учебно–практиеских задач в курсе географии 5 класса в новых условиях ФГОС.

    Методы исследования:·анализ, синтез, изучение литературы, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение результатов деятельности учащихся.

    Практическое значение: методика исследования может быть использована при диагностике уровня развития познавательной активности в школьной работе; разработанный цикл занятий может быть включен в процесс обучения школьному предмету географии.

    Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся:

    Учебно-практические задачи

    описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания.

    Примеры учебно-практических задач:

    - расположите фамилии учеников вашего класса в таком порядке, чтобы этим списком было удобно пользоваться;

    - предложите удобный список моделей сокращений географических слов (существительных, прилагательных и т.д.) для ведения записей в тетради;

    - напишите текст «Землетрясение» для книги.

    Учебно-познавательные задачи

    – это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).

    Примеры учебно-познавательных задач:

    - сравните формулировку географических закономерностей в разных учебниках и решите, какая из них более полная и позволяет быстрее перевести закономерности в алгоритм;

    - на основании определения (указывается конкретный объект – почва, пустыня лес и т.п.) найдите в тексте соответствующее описание  объекта;

    - познакомьтесь с кодификатором, спецификацией и демоверсией ЕГЭ по географии и обсудите в паре / группе, изучение каких параграфов вашего учебника позволит подготовиться к выполнению заданий (указываются литеры и номера конкретных заданий).

    Примеры задач в курсе географии 5 класса:

    1. Цель: знакомство с каким-либо понятием.

    Способ достижения: решение задач на наблюдение за объектами, которыми занимается та или иная наука, анализ их существенных признаков с последующим самостоятельным выведением определения соответствующего понятия.

    Пример: познакомьтесь с информацией  на стр. 34-35, попробуйте найти что-то общее в видах масштаба и на основании этого дать определение масштаба.

    2. Цель: освоение системы понятий в рамках той или иной науки.

    Способ достижения: решение задач на различение объектов и понятий.

    Пример: познакомьтесь с разными горными породами. Предложите варианты их группировки. Обоснуйте своё мнение.

    3. Цель: развитие исследовательских навыков.

    Способ достижения: решение задач на прогноз.

    Пример: спрогнозируй карту материков и океанов 5000 года. Ответ аргументируйте.

    4. Цель: развитие навыков планирования и контрольно-оценочной деятельности.

    Способ достижения: решение задач на рефлексию.

    Пример: как вы считаете, поможет ли ваш буклет в решении проектной задачи?

    5. Цель: развитие навыков использования ресурсов различных информационных систем.

    Способ достижения: решение задач на сравнение.

    Пример: Сравните особенности климата севера и юга области. Ответ аргументируйте.

    6. Цель: развитие навыков выстраивания системы ценностей.

    Способ достижения: решение задач на моделирование «точки зрения другого».

    Пример: перед вами фотографии горных пород. Отбери из них те, которые добывают в нашей области, дай краткую характеристику.

    Типы и виды учебно-практических и учебно-познавательных задач.

    1 тип: учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

    - первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

    Пример: изучите текст на странице 34 о видах масштаба. Как записываются разные виды масштабов на картах?

    - выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

    Пример: изучите текст на стр.40 Ориентирование. Выделите главный способ ориентирования на местности и способы ориентирования, используя местные признаки (природные).

    - выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

    Примеры: Ответьте на вопросы: 1.Что такое ориентирование? 2. Какие виды ориентирования вы знаете? так, чтобы получился связный рассказ.

    Оценка учебных заданий: освоение систематических знаний. Требования к содержанию задач 1 типа:

    1. Есть ли требование ознакомиться с понятием, и / или теоретической моделью, и / или стандартным алгоритмом / процедурой?

    2. Есть ли требование

    - выявить и осознать сущность и особенности изучаемых объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и / или создания и использования моделей изучаемых объектов и процессов, схем?

    3. Есть ли требование выявить и проанализировать существенные и устойчивые связи и отношения между объектами и процессами.  

    2 тип: учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

    Примеры:

    1.Тема «Литосфера». Изучите рассказ о происхождении горных пород. Выделите отличительные признаки происхождения разных горных пород. Составьте схему разных видов горных пород.

    2. В чем принципиальные отличия океанической коры от континентальной?  Составьте схему движения литосферных плит.

    3. Почему острова имеют разное происхождение? Приведите примеры различных по происхождению островов и покажите на карте.

    Оценка учебных заданий: самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний.  Требования к содержанию задач 2 типа:

    1а. Есть ли требование использования знаково-символических средств для фиксации информации, изначально данной в словесной форме?

    1б. Есть ли требование выполнения какой-либо логической операции (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей)?

    2. Есть ли требование переноса известных / открытых знаний в новый контекст?

    3. Привлекается ли содержание и/ или методы иных областей знания?

    3 тип: учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т.п.

    Примеры:

    1. Почему эпоху Великих географических открытий называют Великой?

    2. Возможна ли жизнь на других планетах?

    3. «Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?» возникло две версии. С помощью регулятивных действий отбирается информация, которая обеспечивает доказательность правоты обучающегося.

    Оценка учебных заданий: разрешения проблем / проблемных ситуаций. Требования к содержанию задач 3 типа: 

    1. Является ли задание проблемным (то есть отсутствует готовый и / или единственный вариант / алгоритм его выполнения)?

    2. Есть ли требование выбрать наиболее эффективный вариант / алгоритм выполнения?

    3. Есть ли требование создать объект с заданными свойствами и / или «устранить неполадки» в заданном объекте?

    4 тип: Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.

    Примеры:

    1. Изучив содержание параграфа 27,  подберите подходящие примеры на карте к каждой форме рельефа.

    2. Приготовьте групповую презентацию «Многообразие горных пород», подготовьте выступления о разных группах горных пород.

    3. Выполните практическую работу№1 «Составление презентации о великих путешественниках» в парах. 

    Оценка учебных заданий: сотрудничество. Требования к содержанию задач 4 типа:

    1. Есть ли требование осуществлять совместные действия?

    2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

    3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

    5 тип: учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);

    Примеры:

    1. Приготовьте вопросы викторины «Земля – планета солнечной системы», задайте вопросы классу и оцените ответы.

    2. Составь задание соседу по парте по теме «Орбитальное движение Земли» и поставь оценку за ответ.

    3. Создай кроссворд по тексту стр.73 «Вулканизм и зелетрясения», предложи ответить ребятам в группе, оцени.

    4. По какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть с острова Мадагаскар на полуостров Сомали. (Или, по какому азимуту ты идешь домой?)

    Задания по определению азимута необходимы для подготовки к единому государственному экзамену по географии.

    Оценка учебных заданий: коммуникация. Требования к содержанию задач 5 типа:

    1. Есть ли требование создания письменного или устного текста? 

    2. Задана ли коммуникативная задача (кому и для чего предназначен текст)? 

    3. Заданы ли другие параметры этого текста (тема, объём, формат / жанр и т.д.)?

    6 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы

    Примеры:

    1. Составь сравнительную характеристику рельефа дна Индийского океана и  материка Африка.

    2. Составь шпаргалку по теме «Внешние силы, создающие рельеф» для проверочной работы. Попробуй рассказать о работе внешних сил создающих рельеф, пользуясь шпаргалкой.

    3. Прочитай текст учебника стр.78-79 «Человек и мир камня», составь опорную схему, предложи соседу ответить по ней.

    Оценка учебных заданий: самоорганизация и саморегуляция. Требования к содержанию задач 6 типа: 

    1. Задание многошаговое?

    2. Есть ли требование спланировать этапы выполнения задания и осознать необходимые ресурсы?

    3. Есть ли требование осуществлять контроль по мере прохождения этапов и / или качества конечного результата?

    7 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения  задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.)

    Примеры:

    1. Оценить (в соответствии с планом) подготовленную парами презентацию о великих путешественниках.

    2. Как вы считаете, поможет ли  план местности выбрать точный, короткий маршрут от школы до дома.

    3. Ученику выдана работа с ошибками. Исправь ошибки в работе одноклассника. Почему тебе удалась эта работа?

    Оценка учебных заданий: рефлексия. Требования к содержанию задач 7 типа: 

    1. Есть ли требование самостоятельной оценки и / или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, и / или целям, и / или способам действий?

    2. Есть ли требование выявить позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания?

    3. Есть ли требование самостоятельной постановки новых учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.)?         

    8 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование  ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки

    Примеры:

    1. Великие путешественники в своих походах часто болели, они лечились природными средствами. А как бы поступил ты в такой ситуации?

    2. Составь свои правила «Путешествие по Сахаре», ответ обоснуй.

    3. Удиви друга своими мыслями о воображаемой карте « Материки и океаны в 30 веке».

    Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки. Требования к содержанию задач 8 типа: 

    1. Есть ли требование выразить ценностное суждение?

    2. Есть ли требование аргументации высказанного ценностного суждения?

    3. Есть ли требование предположить / спрогнозировать варианты ценностных суждений по заданной проблеме других людей в зависимости от их системы ценностей?

    9 тип: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.

    Примеры:

    1. Используя источники Интернет, поисковую систему Яндекс, найди информацию об истории улицы, на которой ты живешь.

    2. Найдите информацию: как наблюдения и исследования в космосе помогают решать земные проблемы? Выскажи и свою точку зрения.

    3. Примите участие в сетевом проекте «Карта – памятник культуры». Расскажи ребятам.

    В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

    Выводы:

    • Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, составленные на предметном материале, реализуют на практике системно-деятельностный подход к обучению и максимально реализовать требования ФГОС.
    • Такие задачи носят метапредметный характер и способствуют более осознанному и глубокому овладению предметными видами и способами действий, учат самостоятельно добывать, оценивать знания.
    • Учиться находить и самому составлять учебно-познавательные и учебно-практические задачи для каждого урока – первоочередная задача учителя.

    Литература:

    1. Федеральные государственные образовательные стандарты. Концепция государственного стандарта общего образования. – URL: http: // fgos.isiorao.ru/
    2. Программа «Школа 2100» (ФГОС).
    3. Нормативные документы. География. – М.: Дрофа. 2012.
    4. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. Часть 1, М. «Просвещение», 2012 г.
    5. Козлов С.А., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., «Просвещение», 2014 г.
    6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат, М., Аcademia, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи разного вида

    Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.Все эти компоненты присутствуют в ко...

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.В данной работе описаны все типы задач и приведены примеры из курса географии 5 класса....

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи по истории и обществознанию

    В статье анализируются задания из учебников по истории и обществознанию за 5 класс и предлагается их дополнение согласно ФГОС для достижения планируемых результатов....

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи

    Презентация к единому методическому дню. "Учебно-познавательные и учебно-практические  задачи"....