Главные вкладки

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи по истории и обществознанию
    статья по теме

    Ромахова Алла Геннадьевна

    В статье анализируются задания из учебников по истории и обществознанию за 5 класс и предлагается их дополнение согласно ФГОС для достижения планируемых результатов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алла Геннадьевна Ромахова,

    учитель истории и обществознания

    МБОУ «Муромцевский лицей»

    Муромцевского муниципального района

    Омской области

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи по истории и обществознанию как способ реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении.

      В новом поколении образовательных стандартов ключевой категорией являются планируемые результаты. Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений системно-деятельностный и компетентностный подходы.

       Основным инструментом для формирования планируемых результатов служат учебные и учебно-практические задания. Учебно-познавательная задача – это такое условие в учебных ситуациях, которое не только побуждает учеников к оперированию известными знаниями в новых ситуациях, но и ведет к открытию новых способов действия с предметным содержанием. Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.

      Для анализа заданий на соответствие стандарту используется методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте, согласно которой мною были проанализированы задания из учебника «Обществознание» 5 класс, издательство «Просвещение», 2016 год под редакцией Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой, глава 5 «Родина».

    1.Тема урока: Что значит быть патриотом. Стр. 98. Задание 5 в учебнике. Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.        

    Анализ. УПрЗ направленна на формирование навыка коммуникации, что требует развёрнутой коммуникации с определёнными параметрами.

    Оценка учебного задания.

    Первый вопрос:

    Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию?

    Нет – код 1, да –код 2

    Второй и третий вопросы:

    Задана ли коммуникативная задача?

    Определены ли иные параметры (тема или предмет, формат) коммуникации?

    Нет – код 2, да – в одном случае код 3, в обоих случаях – код 4.

    Согласно алгоритму оценки заданий на коммуникацию это задание на 3, т.к. не задан формат: структура письма. Также задача направлена на формирование ценностно-смысловых установок, но согласно алгоритму оценки этого класса задач в ней отсутствует аргументация по выражению собственной позиции.        

    УПрЗ с дополнениями. Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине. В своём письме обязательно укажи: 1) в каком субъекте РФ ты живёшь; 2) какие народы проживают в твоей местности;3) какие есть достопримечательности в твоём городе (районе, посёлке); 2) подбери фотографии твоих любимых родных мест. Почему они тебе нравятся?

    2. Тема урока: История государственных символов, праздников.  

    Стр. 106, задание 4. Разделитесь на несколько групп и предложите варианты герба, флага и гимна вашего класса.        

    Анализ. УПрЗ направленна на формирование навыка сотрудничества.

    Оценка учебного задания.

    Первый вопрос:

    Задание требует совместных действий? Нет – код 1, да –код 2

    Второй и третий вопросы:

    Учащиеся принимают согласованные решения?

    Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт? Нет – код 2, да – в одном случае код 3, в обоих случаях – код 4.

      Из требуемого алгоритма оценки заданий на сотрудничество здесь задано только требование совместных действий по достижению результата. Отсутствуют требования   о способах выполнения задания, о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, создания общего продукта из взаимосвязанных частей. Код этого задания 2.      

    УПрЗ с дополнениями. Вашему классу необходимо создать свои символы. Разделитесь на группы по интересам для создания герба, флага и гимна вашего класса. Для создания герба ознакомьтесь с геральдическими правилами в задании №2 на стр.106 учебника. Для создания флага используйте информацию на стр. 103-104 учебника. Для написания гимна воспользуйтесь сведениями на стр.104-105 учебника. Распределите деятельность внутри группы. При создании символов предусмотрите возможность выступления с коротким устным сообщением каждого участника вашей группы.

    3.Тема урока: Межнациональные отношения. Стр. 117, задание 1*.

    Используя ресурсы Интернета, подбери материал и подготовь компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России».        

    Анализ. УПрЗ направленна на формирование навыка ИКТ-компетентности обучающихся.

    Оценка учебных заданий с использованием ИКТ.

    Первый вопрос:

    Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? Нет – код 1, да –код 2

    Второй вопрос:

    Как, для чего учащиеся используют ИКТ?

    Третий вопрос:

    ИКТ действительно необходимо?

    Для формирования исполнительской компетенции В целях развития

    • для получения нового знания, в т.ч. - сложных ИКТ-навыков
    • для освоения УУД

    Нет – код 3, да –код 4.

      Для присвоения заданию кода 4 в нём отсутствуют требования, способствующие: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.), достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций. Код задания 2.        

    УПрЗ с дополнениями. Для знакомства с народной культурой нашей страны, используя ресурсы Интернета, подбери материал и подготовь компьютерную презентацию на тему «Культура народов России». Для этого подбери иллюстрации, фотографии, музыку, которые познакомят с национальной одеждой, кухней, праздниками, традициями, архитектурой и т.д. Если при создании презентации возникнут проблемы, обратись за помощью к старшим: родителям, другим родственникам, учителю.

    Анализ заданий и текста учебника «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, издательство «Просвещение», 2016 год, авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, раздел «Древний Рим». Главы 11 и 15.

    1.Тема урока: Древнейший Рим        Стр. 218. Задание «Поработайте с картой». 1. Определите, какие племена и народности населяли Древнюю Италию. 2. Опишите область, в которой было расположено Римское государство в конце 6-го века до н.э.

     Анализ.        УПЗ направлено на самостоятельное пополнение знаний, перенос и интеграцию знаний.

    Оценка учебного задания.

    Первый вопрос: Требуется ли осознание новых идей и/или смыслов, достижения нового уровня понимания, нового взгляда, нахождение нового применения, новых связей? Нет – код 1, да –код 2.

    Второй и третий вопросы:

    Используются ли познавательные действия? Привлекается ли содержание, идеи и /или методы иных областей знания?

    Нет – код 2, да – в одном случае код 3, в обоих случаях – код 4.

    В задании нарушена логическая последовательность изучения географического положения государства. Недостаточно привлекается содержание и методы иных областей знания: географии. Код задания 3.        УПрЗ с дополнениями. Для путешествия по новой стране Италии необходимо изучить её карту и письменно выполнить задания:

     1. Определи географическое положение Италии. 2. Определи географическое положение Рима. 3. Определи, какие племена и народности населяли Италию. 4. Опиши область, в которой было расположено Римское государство в конце 6 в. до н.э. 5. Подумай: в какой стране – в Греции или в Италии – природные условия были более благоприятны для жизни людей? 6. Предположи, каким занятиям могли благоприятствовать природные и климатические условия. Выполнять задание можно самостоятельно или в паре.

      2.Тема урока: Римская империя при Константине        Стр. 286. В тексте учебника дана информация для формирования понятия варвары: этим словом греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали и которые казались им грубыми и необразованными. 

    Анализ.        Информация, содержащаяся в тексте параграфа, может служить для создания проблемной ситуации, решение которой выходит за рамки урока и способствует созданию УПрЗ, направленной на формирование навыка разрешения проблем.

    Оценка учебного задания.

    Первый вопрос:

    Задание требует принятия самостоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? Нет – код 1, да –код 2.

    Второй и третий вопросы:

    Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор?

    Требуется ли воплощение принятых решений на практике?

    Нет – код 2, да – в одном случае код 3, в обоих случаях – код 4.

            

    УПрЗ. Римляне и греки считали всех варваров грубыми дикарями.

    Можно ли согласиться с такими представлениями? Определите, какие сведения вам необходимы для ответа на вопрос. Представьте результат своего исследования в виде устного ответа, фотографий или презентации.

      Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий с учебным материалом, который служит основой для последующего обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи разного вида

    Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.Все эти компоненты присутствуют в ко...

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе географии 5 класса.В данной работе описаны все типы задач и приведены примеры из курса географии 5 класса....

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи в курсе «География. Введение в географию».

    Статья посвящена умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации. В связи с необходимостью проведения уроков,  нацеленных на новый образов...

    Учебно-познавательные и учебно-практические задачи

    Презентация к единому методическому дню. "Учебно-познавательные и учебно-практические  задачи"....