Краеведческий аспект в проектной деятельности школьников
статья по географии (5 класс) на тему

Инговатова Елена Николаевна

В Программе развития УУД, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности, содержательного отдела основной образовательной программы основного общего образования определено следующее «…самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную позицию».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Инговатова Елена Николаевна,

                                             учитель географии и биологии

                                             Государственного бюджетного

                                                    общеобразовательного учреждения

                                                                  средняя общеобразовательная школа № 507

                                                            Московского района Санкт-Петербурга

Краеведческий аспект в  проектной деятельности  школьников.

       В Программе развития УУД, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности, содержательного отдела основной образовательной программы основного общего образования определено следующее «…самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную позицию».

     Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Результатом проектной деятельности являются продукты, имеющие практическую значимость, социальную значимость. Возможностей проектной деятельности  огромное множество. Наиболее интересным и неожиданным является использование краеведческого материала.  В преддверии  100-летнего юбилея Московского района Санкт-Петербурга педагогическим коллективом школы  сформирован реестр тем для реализации проектной деятельности.  Учли, что темы проектов  должны быть интересны  школьникам, должны  их увлекать, а исследовательская работа может быть эффективна только на добровольной основе. Название проекта должно выражать главную идею, не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая - то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.  Темы проектов определены как долгосрочные (рассчитанные на 1 год), так и кратковременные  (от 1 месяца до 1 года). К таковым и относится проект «Утки парка Победы», предназначенный для учащихся 5 класса. Парк Победы Московского района находится на расстоянии 500 метров от школы. Интересна история парка, привлекает его экологический комплекс, рекреационные возможности. На это и сделан акцент   в презентации темы для учащихся.  Прогулка к прудам привлекла внимание ребят популяцией уток-крякв, обитающих с весны до поздней осени на водоемах парка. Желание помочь птицам в трудный период и послужило началом проекта. Наиболее сложным для педагога является вопрос о том, как,  не проявляя истинного воздействия, обеспечить самостоятельность учащихся, работающих над проектом. Необходимо «уважать» желание  школьника, формировать его уверенность в себе. Степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Отправной точкой в реализации проекта было создание красочной, содержательной  презентации по истории Парка Победы, биологии уток-крякв. Далее у учащихся возникла идея о том, чтобы рассказать о парке Победы и некоторых ее обитателях младшим  школьникам. Ребята самостоятельно договорились с учителями начальных классов (2в, 2г, 2д) о проведении викторины-игры по теме своего проекта на основе презентации. Викторина-игра была полностью разработана самими участниками проекта. Роль учителя состояла в ознакомлении с ее содержанием и присутствием при проведении. Завершением проведения викторины-игры в каждом классе  стало приглашение  к участию в V  Открытом конкурсе творческих работ и поделок «Покормите птиц зимой!» эколого-биологического отдела ДД(ю)Т Московского района Санкт-Петербурга по следующим номинациям:  

  • Лучшая кормушка «Чудо – столовая».
  • Лучший рисунок « «Покормите птиц зимой».
  • Лучший слоган  акции «Покормите птиц зимой».
  • Лучшее фото «Покормите птиц зимой».

Собранные кормушки, рисунки и фотографии были отправлены на конкурс.

       На состоявшейся учебно-исследовательской конференции участниками проекта был представлен  паспорт проекта, в котором отражено следующее:

  • название образовательного учреждения,
  • название проекта,
  • количество участников, ФИО учащихся, которые подготовили проект,
  • год, когда проект подготовлен, время работы (продолжительность),
  • руководитель проекта,
  • проблемная ситуация проекта, актуальность,
  • цель проекта,
  • задачи проекта (проектное задание),
  • этапы или способы работы над проектом, с указанием деятельности руководителя и учащихся, которые помогли решить проблему,
  • ведущая деятельность участников проекта,
  • технологии, которые использовали в проекте,
  • техническое оснащение проекта (учебное, информационное, техническое, кадровое и др.),
  • продукт,
  • опыт использования проекта - сфера, в которой применяли результаты.

      Подготовлен и презентован отчет о проделанной работе, ставший продуктом проекта. Отчет был подготовлен согласно  требованиям к участникам, защищающим проект.

Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект

Ф.И. учащегося________________________класс_________учебный год________

Название проекта___________________________________________________________

Аспекты ПДУ

Критерии оценки ПДУ

Показатели

Оценочный балл

2

(показатель присутствует в полной мере)

1

(показатель присутствует частично)

Примечание

Продукт

Функциональность

Соответствие назначению, возможная среда использования.

Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность.

Единственность в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя).

Итого:

Оценка проекта

(Процессуальная оценка проектной деятельности учащегося)

Актуальность

Современность тематики,

востребованность проектируемого результата

Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

Логичность

Обоснование последовательности действий, этапов проектирования

Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

Разработанность

Глубина проработки темы

Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

Эвристичность

Наличие творческого компонента в процессе проектирования: вариативность первоначальных идей, их оригинальность, нестандартные исполнительские решения и т.д.

Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т.д.

Самостоятельность

Степень самостоятельности учащегося определяется с помощью устных вопросов к докладчику

Итого:

Оценка оформления проекта

Продукт – исследовательская работа

Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

Системность

Единство, целостность, соподчинение  отдельных частей текста, взаимосвязь, взаимодополнение текста и видеоряда

Лаконичность

Простота и ясность изложения

Аналитичность

Наличие причинно-следственных связей в тексте, рассуждения и выводов.

Продукт – мультимедийная презентация

Оформление

Использование стандартного (1б.) или нестандартного (2б.) дизайна- дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, анимация)

Использование рисунков, диаграмм, схем, различных шрифтов, уникальных фоновых рисунков

Использование гиперссылок

Системность

Единство, целостность, соподчинение  отдельных частей презентации, взаимосвязь, взаимодополнение текста и видеоряда

Продукт – макет, спектакль, буклет и др.

Оформление

Использование рисунков, диаграмм, схем, различных шрифтов, уникальных фоновых рисунков, материалов и др.

Эстетичность, цветовое решение, музыкальное оформление и др.

Системность

Единство, целостность, соподчинение  отдельных частей

Лаконичность

Простота, ясность изложения.

Итого:

Защита (презентация) проекта

Качество доклада

Системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, яркость формулировок.

Ответы на вопросы

Адекватность ответов поставленным вопросам

Аргументированность

Полнота, убедительность

Содержательность

Личностные проявления докладчика(ов)

Уверенность, владение собой

Компетентность

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Ответственность

Культура речи, поведения

Удержание внимание аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональность (неравнодушие)

Стремление к познавательно активности, высоким достижениям

Требовательность к себе, рефлексивность

Итого:

Всего:

Председатель комиссии _____________________(_____________________)

Пожелания ______________________________________________________ 

В завершении всей работы над проектом проведена рефлексия для учащихся по вопросам:

  1. Я выбрал(а) эту тему проекта потому, что…
  2. Самым интересным в работе было…
  3. В проектной деятельности мне понравилось…
  4. Лучше всего удалось…
  5. Сложнее всего было…
  6. Сейчас бы я изменил(а) в проекте…
  7. После проведения проекта  я…
  8. Для себя я понял(а)…

      Важным в данной проектной деятельности стало развитие у учащихся исследовательских  и коммуникативных умений на краеведческом материале. Удалось стимулировать интерес обучаемых к теме, предполагающей владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний, способствовать самореализации школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческие аспекты в преподавании географии

В статье даны практические рекомендации использования различных методов и приемов введение элементов краевединия в преподовании основных курсов физической и экономической географии с 6 по 11 классы. С...

Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории"

Педагогическая концепция "Краеведческий аспект как средство формирования гражданской компетентности у учащихся на уроках истории" в помощь учителям истории и краеведам....

«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»

В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?»...

Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда. (краеведческий аспект)

Данная статья содержит описание опытно-экспериментальной работы МОУ гимназии №13 Волгограда. ...

Краеведческий аспект в обучении иностранному языку

Е.М.ПадалкинаГБОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И.Пландина»,г. Арзамас, РоссияКРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. В современных условиях глобализации мирово...

Культурологический компонент на уроках химии( краеведческий аспект)

Презентация к выступлению на Педагогических чтениях, посвященных 75-летию со дня рождения Т.Т.Буровцевой...

Краеведческий аспект преподавания биологии

Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него за...